Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Первые славянские обители на Святой Горе Афон

zograf 1869С первых дней существования на Афоне монашества святогорские обители отличались необычайным гостеприимством в отношении каждого, кто приходил туда для иноческого подвига. Никого здесь не спрашивали о происхождении. На рубеже X–XI веков святогорские обители насчитывали многие сотни монахов самых разных национальностей. Конечно, греки были все же в большинстве, однако немало было грузин, армян, итальянцев и представителей других народов.

Подробнее...

Славянское наследие монастыря «Агиа Павла» на Афоне

Монастырь святого Павла на Афоне ( Агиа Павла )Предлагаем вниманию читателей портала «Русский Афон» работу церковного историка и богослова, доцента Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Августина (Никитина), посвященную славянскому наследию монастыря «Агиа Павла» на Афоне.

Подробнее...

Афонский молчальник старец-схимонах Андрей (Путилин)

Русский Андреевский скит на Афоне15 февраля 1906 года преставился русский афонский старец Андрей (Путилин), более 30 лет исполнявший на Святой Горе особый подвиг абсолютного безмолвия (молчания).

Подробнее...

Сподвижник духовника всех русских святогорцев: афонский старец схимонах Николай

Молитва на АфонеСхимонах Николай был верным сподвижником великого старца и общего духовника русских святогорцев иеросхимонаха Арсения. Из жизнеописания последнего известно, что, находясь в Киево-Печерской Лавре, будущий старец Арсений нашел там себе спутника по имени Никита, уроженца Тульской губернии, который с этого времени до самой смерти, более сорока лет, во всех скорбях, трудах и подвигах был ему соучастником. Взяв благословение у киевских чудотворцев и помолившись им, отправились они далее в путь.

Подробнее...

Русские и другие славянские обители на Афоне

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырьПутешествуя в Святую Землю, благочестивые русские паломники не забывали побывать и на Святой горе Афонской, куда устремлялись православные люди со всех концов света. Афон - «Агион-Орос», гористый и лесистый полуостров в Греции, в Эгейском море, восточный выступ Халкидского полуострова, длиной около шестидесяти и шириной от восьми до двенадцати километров. На южной оконечности полуострова имеется покрытая снегом летом гора высотой более 2000 метров. Византийский император Константин Погонат (668-685 гг.) отдал полуостров Афон в исключительное владение монахам. И последующие византийские императоры оказывали особое покровительство Афону. На Афоне все православные страны имели свои духовные центры - монастыри, куда стекались греки, грузины, армяне, болгары, сербы, итальянцы, валахи и сирийцы. Все афонские монастыри по их основанию называются царскими, патриаршими и ставропигиальными.

Подробнее...

Афон и Болгарская Православная Церковь

Зограф на АфонеПо преданию, хранимому Болгарской Церковью, епископская кафедра в г. Одесс (нынешняя Варна) появилась еще в I веке. Возглавлял ее ученик апостола Павла Амплий (15, 245). Массовое крещение болгарского народа произошло лишь в 865 году при святом болгарском князе Борисе I. Под военным нажимом Византии князь Борис был вынужден заключить с ней мир, обязавшись, в частности, принять христианство из Константинополя. После некоторых метаний между Западной и Восточной Церквами в 870 году Болгария окончательно перешла под юрисдикцию Константинополя, а около 880 года получила статус автономии в церковной жизни. Монахи болгарского происхождения появились на Афоне практически сразу вслед за массовым крещением болгар, чему способствовала близость Афона к территории расселения славянских племен болгарской группы. В 889 году князь Борис удалился в монастырь при Большой базилике в Плиске и передал престол старшему сыну Владимиру. Но из-за приверженности нового князя язычеству Борису пришлось отстранить его от власти и вернуться к управлению страной.

Подробнее...

Из истории «казачьего» Свято-Ильинского скита на Афоне

Ильинский скит на АфонеСкит св. пророка Илии на Святой Горе Афон основан был в 1757 г. Его основателем является один из известнейших отцов нашей Церкви преп. Паисий (Величковский), известный во всем православном мире как выдающийся делатель «Умной молитвы» и переведчик святоотеческих творений, возродивший традиции православного старчества не только на Святой Горе, но и в Румынии, России, Украине и других странах. Посему на биографии этого великого подвижника и старца необходимо остановиться немного подробнее.

Подробнее...

Религиозно-культурное влияние горы Афон на Сербию

Старый нагорный Русик на АфонеС Х века главным центром православного монашества становится Афон – гористый полуостров северной Греции, омываемый Эгейским морем и увенчанный пиком высотой 1935 метров над уровнем моря. Известный под именем “Святой горы”, Афон насчитывает двадцать “правящих” монастырей и большое число более скромных обителей, а также отшельнических келий. Весь полуостров целиком отдан под монашеские поселения; говорят, что в дни расцвета на нем проживало около сорока тысяч монахов.

Подробнее...

В.Мешалкин. Афон, Сербская и Болгарская Православные Церкви

Св. Симеон и Савва СербскиеСербы приняли христианство в VII веке и состояли то в римской, то в греческой, а то и в охридской юрисдикциях. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, пока в IX столетии не начали свою проповедь на славянском языке святые братья Кирилл и Мефодий. Вскоре некоторые монахи сербского происхождения жили уже в различных монастырях на Святой Горе.

Подробнее...

Аскетический идеал христианства и его осуществление в монашестве южных славян

Rukopis5День славянской письменности и культуры традиционно называют церковно-государственным праздником. Именно в нем Церковь и государство нашли точки соприкосновения в осмыслении нашей истории. Но в то же время нужно заметить, что в этой оценке ставятся разные акценты, и это связано со спецификой существования данных институтов. Государство ставит перед собой цель внешнего обустройства жизни человека, а Церковь заботится о внутреннем преображении души. В богословской и святоотеческой литературе мы можем встретить множество образов, в которых раскрывается универсальная форма взаимодействия Церкви и государства.

Подробнее...

Последние обновления
Архив сайта
<<<Декабрь 2016>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Видеогалерея

 

 

на верх