Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афон и Болгарская Православная Церковь

Зограф на АфонеПо преданию, хранимому Болгарской Церковью, епископская кафедра в г. Одесс (нынешняя Варна) появилась еще в I веке. Возглавлял ее ученик апостола Павла Амплий (15, 245). Массовое крещение болгарского народа произошло лишь в 865 году при святом болгарском князе Борисе I. Под военным нажимом Византии князь Борис был вынужден заключить с ней мир, обязавшись, в частности, принять христианство из Константинополя. После некоторых метаний между Западной и Восточной Церквами в 870 году Болгария окончательно перешла под юрисдикцию Константинополя, а около 880 года получила статус автономии в церковной жизни. Монахи болгарского происхождения появились на Афоне практически сразу вслед за массовым крещением болгар, чему способствовала близость Афона к территории расселения славянских племен болгарской группы. В 889 году князь Борис удалился в монастырь при Большой базилике в Плиске и передал престол старшему сыну Владимиру. Но из-за приверженности нового князя язычеству Борису пришлось отстранить его от власти и вернуться к управлению страной.

Огромное значение для укрепления и распространения христианства в Болгарии имела деятельность славянских первоучителей, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В сложный период притеснений последователей славянской письменности в Великой Моравии многие из учеников славянских апостолов нашли в Болгарии прибежище. На протяжении примерно 40 лет (с 886 года по 927 год) книжники, прибывшие из Великой Моравии, и поколение их учеников путем переводов и оригинального творчества создали в Болгарии полноценную многожанровую литературу на понятном народу языке. Это было принципиально важно для утверждения внутренней автономии Болгарской Церкви.

В 919 году, после побед, одержанных над греками, князь Симеон провозгласил себя «царем болгар и ромеев». По его указанию был составлен сборник «Златоструй», состоящий из переводов творений свт. Иоанна Златоуста. При нем же была переработана для нужд болгарского народа византийская эклога «Закон судебный людям» (15, 248). Царский титул его сына и преемника Петра был официально признан Византией. В этот период Болгарская Церковь получила статус Патриархии. С образованием Западно-Болгарского царства в 969 году столица Болгарии была перенесена в Охрид, куда переместилась и резиденция патриарха. Однако завоевание Болгарии Византийской империей в 1018 году повлекло за собой ликвидацию Болгарского Патриархата. Автокефалия Болгарской Церкви была восстановлена в 1187 году в рамках Второго Болгарского Царства со столицей в Тырнове. В 1235 году на Соборе в Лампсаке за Тырновским архиепископом Иоакимом I было признано патриаршее достоинство.

Зограф

Патриарх Феодосий II, принявший постриг в Зографском монастыре, поддерживал активные связи с Афоном. Им переданы в дар на Святую Гору Толковое Евангелие Феофилакта и Пандекты Никона Черногорца в новом переводе. В 1352 году он в нарушение канонов рукоположил Феодорита в митрополита Киевского, после того как это отказался сделать Константинопольский патриарх Каллист. Он также возглавлял в Тырнове Собор на еретиков. При поддержке царя Иоанна Александра в 1350 году Феодосий основал Килифаревский монастырь в окрестностях Тырнова, где под его руководством подвизалось около 460 монашествующих. Среди них были Евфимий Тырновский, будущий патриарх Болгарский, и Киприан, будущий митрополит Киевский. Килифаревский монастырь стал одним из основных центров исихазма, а также книжности и просвещения в Восточной Европе.

Зограф на Афоне

С рубежа конца XIII века и до последней четверти XIV века, времени патриаршества Евфимия, усилиями нескольких поколений болгарских иноков, трудившихся главным образом на Афоне (Дионисий Дивный, Закхей Философ, старцы Иоанн и Иосиф, Феодосий Тырновский и др.), была осуществлена книжная реформа, получившая наименование афоно-тырновской справы. Были переведены заново либо отредактированы два больших корпуса текстов. Во-первых, полный круг литургических и паралитургических четьих книг («Стишной Пролог», «Триодный Синаксарь», «Студийская коллекция» гомилий, Евангелие учительное, «Маргарит» и др.), необходимые для богослужения по Иерусалимскому уставу. Во-вторых: аскетические и сопутствующие им догматико-полемические сочинения (Лествица, сочинения аввы Дорофея, прп. Исаака Сирина, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Григория Синаита, свт. Григория Паламы и др.). Переводы сопровождались постепенной выработкой единой орфографии. Результаты справы оказали сильнейшее воздействие на сербскую и древнерусскую литературу в рамках второго южнославянского влияния (3, т. 5, 625).

В конце XIV века, после захвата Болгарии турками, Тырновский Патриархат был ликвидирован. И хотя церковно-юридические обоснования этого отсутствуют, однако это событие стало естественным следствием утраты Болгарией собственной государственности. Традиции средневековой болгарской культуры сохранялись последователями Патриарха Евфимия, эмигрировавшими в Сербию, на Афон и в Восточную Европу: митрополитом Киприаном, Григорием Цамблаком, диаконом Андреем, Константином Костенецким и другими. В XV веке культурному возрождению весьма способствовал Рильский монастырь, который постепенно становится одним из духовных центров не только Болгарии, но и славянских Балкан в целом. В 1466 году между этой обителью и Русским Пантелеимоновым монастырем на Афоне был заключен договор о взаимной помощи. Монастыри сохраняли свою роль национально-духовных центров и в период возрождения болгарского народа. Особенно важной в этом смысле представляется роль афонского Хиландаря, в котором в XVIII веке преобладала болгарская братия. В это же время болгарские монахи заселили афонский скит Пресвятой Богородицы Ксилургу.

Начало болгарского национального возрождения связано с именем прп. Паисия Хиландарского. Он в возрасте 23 лет отправился на Афон, где в монастырских библиотеках начал изучать материалы, касавшиеся истории родного народа. Его «История славяно-болгарская о народах, и о царях, и о святых болгарских», написанная в 1762 году, явилась своеобразным манифестом патриотизма. В ней приведены факты минувшей славы болгарского народа как предмет, достойный памятования и подражания. Паисий считал, что для пробуждения народного самосознания необходимо иметь чувство своей земли, знание национального языка и исторического прошлого страны. И своим трудом он взялся напомнить болгарам, какое достойное место принадлежало их родине в былые времена. Эта книга не излагает исторические факты спокойно и бесстрастно, а непосредственно обращается к читателю, осуждает и разоблачает, дает оценку всем событиям прошлого, резко разграничивает добро и зло — в общем, оказывает сильное эмоциональное воздействие (15, 254). С этого времени болгары действительно поднялись на решительную борьбу за свою национальную и церковную независимость: стали открываться школы, печататься книги, смело высказываться новые идеи.

Среди афонцев-болгар были великие подвижники, прославленные Православной Церковью. Кроме весьма почитаемых 26 преподобномучеников Зографских, известны также св. Иоанн Кукузель (XII век); прп. Косма, отшельник Зографский (конец XIII – начало XIV века); прп. Ромил Видинский (XIV век); свт. Иоаким I, патриарх Тырновский (XIV век), который прославился своей добродетельной жизнью, доступностью и милосердием и был канонизирован сразу после смерти; свт. Евфимий, патриарх Болгарский (XIV век); прп. Пимен Зографский, иконописец и книгописец (XVII век); мч. Иоанн Болгарин, Лаврский (XVIII век); сщмч. Дамаскин Хиландарский (XVIII век); прп. Паисий Хиландарский (XVIII век); прмч. Онуфрий Хиландарский (XIX век) и многие другие.

В XIX веке с Хиландарем были связаны такие деятели болгарского возрождения, как Неофит Бозвели, Иларион, епископ Макариопольский, и первый болгарский экзарх Анфим I Чалыков.

Святитель Евфимий, патриарх Болгарский

Исследователи называют его одним из крупнейших церковных деятелей в истории Болгарской Церкви, «самой светлой личностью Второй Болгарской Патриархии» (4, т. 1, 252). Это был ревностный архипастырь, все свои силы отдавший на благо родной Церкви и своего народа. После смерти св. Феодосия он подвизался сначала в Студийском монастыре, а затем в Зографе и Великой Лавре на Афоне. В 1371 году Евфимий вернулся в Болгарию и основал монастырь Святой Троицы, при котором развернулась грандиозная переводческая деятельность. Особенно много он потрудился в деле исправления богослужебных книг, за что его иногда называют болгарским Никоном. В 1375 году он избран Болгарским патриархом.

Евфимий Тырновский

Его заслугой является всестороннее внедрение результатов афонской справы в практику Болгарской Церкви, настолько активное, что уже младшие современники воспринимали его как инициатора самой реформы. Кроме того, Евфимий считается крупнейшим болгарским писателем XIV века, ярким представителем стиля «плетения словес». Им написаны службы, жития и похвальные слова почти всему сонму святых, чьи мощи были собраны в Тырнове, а также похвальное слово равноапостольным Константину и Елене и послание мниху Киприану. Святитель Евфимий создал около себя целую школу писателей из болгар, сербов и русских.

Во время захвата Тырнова османской армией 17 июля 1393 года патриарх Евфимий фактически возглавил оборону города. Святитель показал высокий пример патриотизма, когда смело отправился в лагерь турок просить их о пощаде народа. Сам турецкий полководец был восхищен его подвигом, принял его с уважением и позволил ему уйти. Ему пришлось своими глазами увидеть разграбление Тырнова и разрушение многих церквей и монастырей. После взятия Тырнова турки приговорили его к обезглавливанию, затем приговор заменили на пожизненную ссылку во Фракию, где патриарх и скончался в 1402 году.

Мешалкин В.В. Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.

 

 Дополнительно см.:

Болгарское монашество на Святой Горе Афон

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Первые славянские обители на Святой Горе Афон
С первых дней существования на Афоне монашества святогорские обители отличались необычайным гостеприимством в отношении каждого, кто приходил туда для иноческого подвига. Никого здесь не спрашивали о
Славянское наследие монастыря «Агиа Павла» на Афоне
Предлагаем вниманию читателей портала «Русский Афон» работу церковного историка и богослова, доцента Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Августина (Никитина), посвященную славянскому на
Афонский молчальник старец-схимонах Андрей (Путилин)
15 февраля 1906 года преставился русский афонский старец Андрей (Путилин), более 30 лет исполнявший на Святой Горе особый подвиг абсолютного безмолвия (молчания).
Сподвижник духовника всех русских святогорцев: афонский старец схимонах Николай
Схимонах Николай был верным сподвижником великого старца и общего духовника русских святогорцев иеросхимонаха Арсения. Из жизнеописания последнего известно, что, находясь в Киево-Печерской Лавре, буду
Русские и другие славянские обители на Афоне
Путешествуя в Святую Землю, благочестивые русские паломники не забывали побывать и на Святой горе Афонской, куда устремлялись православные люди со всех концов света. Афон - «Агион-Орос», гористый и ле
Из истории «казачьего» Свято-Ильинского скита на Афоне
Скит св. пророка Илии на Святой Горе Афон основан был в 1757 г. Его основателем является один из известнейших отцов нашей Церкви преп. Паисий (Величковский), известный во всем православном мире как вы
Религиозно-культурное влияние горы Афон на Сербию
С Х века главным центром православного монашества становится Афон – гористый полуостров северной Греции, омываемый Эгейским морем и увенчанный пиком высотой 1935 метров над уровнем моря. Известный под
В.Мешалкин. Афон, Сербская и Болгарская Православные Церкви
Сербы приняли христианство в VII веке и состояли то в римской, то в греческой, а то и в охридской юрисдикциях. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, по
Аскетический идеал христианства и его осуществление в монашестве южных славян
День славянской письменности и культуры традиционно называют церковно-государственным праздником. Именно в нем Церковь и государство нашли точки соприкосновения в осмыслении нашей истории. Но в то
Славянские рукописи на Афоне
В монастырских собраниях Святой Горы Афон наряду с греческими рукописями находится значительное количество славянских (свыше 1400 кодексов и отрывков), датируемых XI - нач. XX в. Кроме того, в архивах
Последние обновления
Архив сайта
<<<Октябрь 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
678101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Видеогалерея

 

 

на верх