Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Болгарское монашество на Святой Горе Афон

ZografСведения о болгарских иноках на Святой Горе Афон до XIII в. почти отсутствуют, в XIII в.- чрезвычайно скудны. Монахи болгарского происхождения могли появиться на Афоне практически сразу вслед за принятием христианства в Болгарии (865), чему способствовала близость Афона к территории расселения славянских племен болгарской группы. На достаточно раннее появление болгарских иноков на Афоне указывает косвенно открытие здесь в сер. XIX - нач. XX в. ряда памятников славянской письменности болгарского извода, датируемых X-XI вв.

 

Присутствие болгар на Афоне в XII в. косвенно подтверждается русско-болгарскими книжно-литературными контактами этого времени, выразившимися в появлении болгарских списков Пролога с русскими житиями и памятями, канонических правил Киевского митр. Иоанна II, ряда сочинений свт. Кирилла Туровского, «Предисловия покаянию», некоторых молитв в составе Зайковского Требника, рус. памятей в месяцесловах болг. Евангелий и Апостолов и др. Первым Болгарским (Тырновским) Патриархом, признанным К-польским Патриархом в Никее (1235), был свт. Иоаким, к-рый, согласно его проложному житию, до возвращения в Болгарию (не позднее 1217) подвизался в неназванном мон-ре на Афоне.

 

Время превращения Зографского монастыря св. Георгия (первоначально греч.) в болг. обитель неизвестно. «Сказание о Зографских мучениках», пострадавших в 1275 г. во время попытки имп. Михаила VIII Палеолога ввести церковную унию на А. (сохранилось в единственном списке в составе Стишного Пролога - РГБ. Григор. № 24/8 (М. 1706/8). Л. 19-22, 2-я четв. XVII в.), упоминает погибшие во время пожара в монастырском пирге (являвшемся по святогорской традиции местом хранения ризницы, б-ки и архива) и разграбленные «книгы 193, и съсуди цръковнии... и въсе ина утварь цръковнаа, яже беху от благочестивых и приснопамятных царей Петра... и великаго Иоана Асене и Симеона» (Иванов. С. 439), датируя, т. о., старшие из вкладов не позднее 927 г. (год смерти Симеона). Даже если не придерживаться скептической т. зр., полностью отрицающей значение сказания как исторического источника (получившую в последнее время поддержку и в болг. исследовательской лит-ре), это свидетельство не может служить бесспорным указанием на существование мон-ря как болг. обители в 1-й четв. X в. Нередко фигурирующий в исследовательской лит-ре (прежде всего болг.) в качестве даты основания болг. мон-ря 919 (6427) год упоминается только в «Зографской сводной грамоте» («Зографская летопись», «Зографская хроника») - позднем церковнослав. тексте явно лит., а не документального характера, возникшем, возможно, не ранее 1762 г. Противоречит 919 году как дате основания болг. мон-ря и содержание древнейшей части грамоты, называющей основателями обители «сыновей царя Охридского Устиниана» Моисея, Аарона и Иоанна Селиму, к-рых принято отождествлять с западноболг. правителями посл. трети X - нач. XI в. братьями-комитопулами, носившими (кроме младшего - Самуила, к-рого в этом случае приходится отождествлять с Иоанном) те же имена. Не снимает существующих противоречий и предположение, что в источнике грамоты фигурировал 979 (6487) год, поскольку в условиях непрекращающихся военных действий между Византией и державой комитопулов создание болг. мон-ря в пределах империи представляется невероятным. К тому же в более ранних преданиях XVI-XVIII вв. («Рай мысленный» Стефана Святогорца, афонские легенды, записанные В. Г. Григоровичем-Барским) в качестве основателей обители фигурируют простые иноки с теми же (или почти теми же) именами. Для решения вопроса не имеет значения и наличие слав. кириллической подписи зографского игум. Макария на греч. акте 980 г. о продаже афонского мон-ря св. Апостолов: подпись не современна грамоте, но является подтвердительной при позднейшей передаче угодий от одного владельца к др. и по палеографическим признакам датируется не ранее 1-й пол. XIV в. В наст. время неизвестно ни одной подлинной грамоты (греч. или слав.) ранее 1-й трети XIV в. о пожалованиях к.-л. болг. мон-рю или же скиту на А. (даже подложные грамоты с именами болг. царя Калимана и имп. Андроника II Палеолога претендуют на древность не большую, чем посл. четв. XIII в.), то же относится ко вкладам книг и церковной утвари. Неизвестны и рукописи с записями, достоверно переписанные болг. книжниками в Зографском мон-ре (и вообще на А.) до XIV в.

Вмч. Георгий. Икона. XIII в. (мон-рь Зограф)

Вмч. Георгий. Икона. XIII в. (мон-рь Зограф)

 

1-е упоминание Зографа в качестве слав. обители содержится в грамоте Пантелеимонова мон-ря 1169 г., среди подписей на ней имеется кириллическая: «      » (Actes de Saint-Pantéléèmôn. N 7. P. 85). Ок. 1200 г. болг. мон-рь на А. несомненно существовал. В кратком Житии св. Симеона Сербского, написанном вскоре после смерти святого его сыном свт. Саввой, болгары упомянуты (наряду с греками, грузинами, сербами и русскими) в качестве национальной монашеской общины Св. Горы (Сава, св. Сабрана дела. Београд, 1998. С. 184). В царствование Иоанна Асеня II (1218-1241) Зограф наряду с др. афонскими мон-рями пользовался покровительством этого правителя, «Сказание о Зографских мучениках» упоминает его вклады в обитель и построенный на его средства пирг. Во 2-й пол. XIII или в нач. XIV в. мон-рь пережил резкий упадок, о чем свидетельствует состояние его б-ки и архива, сохранивших лишь случайные книги и документы более раннего времени, что не может быть объяснено только их вывозом за пределы А. в Новое время. Показателем бедности монастырского собрания древностями уже в сер. XVII в. служит полное отсутствие зографских манускриптов среди привезенных с А. в 1655 г. Арсением (Сухановым). Это заставляет, несмотря на молчание греч. источников, признать в целом историчность известий слав. «Сказания о Зографских мучениках» о разграблении и сожжении обители в 1275 г. «Сказание» и частично примыкающие к нему по содержанию слав. версия «Повести о Ксиропотамском мон-ре» (известна в списках с XVI в.- Вишенский И. Сочинения. М.; Л., 1955. Прилож. С. 332-335) и «Рай мысленный» Стефана Святогорца (XVI в.) содержат довольно подробный рассказ о мученической смерти игумена, 21 инока и 4 мирян (см. Зографские мученики), отказавшихся признать Лионскую унию и погибших в монастырском пирге, откуда их пытались выгнать с помощью огня и дыма лат. наемники. В огне погибла монастырская б-ка, состоявшая почти из 200 книг, и ризница. Возможно, мон-рь пострадал также в нач. XIV в., во время каталанских разбоев на А.

Псалтирь. XIII в. (Зограф. Л. 69 об.— 70)

Псалтирь. XIII в. (Зограф. Л. 69 об.— 70)

 

После смерти имп.-униата Михаила VIII Зограф получил в 1289 г. от его сына и наследника Андроника II Палеолога хрисовул с подтверждением всех своих прав и владений. В 1325 и 1327 гг. по просьбе болг. царя Михаила III Шишмана Андроник II утвердил права мон-ря на владения на р. Струме (Стримон). В 1342 г. царь Иоанн Александр с согласия имп. Иоанна V Палеолога даровал Зографу с. Хантак на той же реке. Во времена серб. владычества на А. (1345-1371) Зографский мон-рь получил от царя Стефана Душана в 1346 г. хрисовул, освобождавший обитель от денежных выплат и подтверждавший ее права на владение в Хантаке. К сер. XIV в. заметно упрочились связи мон-ря с царским и Патриаршим двором в Тырнове. Патриарх Феодосий, ранее живший в Зографе, дал вкладом в афонскую обитель в 1348 г. Толкование Феофилакта Болгарского, архиеп., на Евангелие от Иоанна (ГИМ. Барс. № 115) и, вероятно, одновременно с этим Пандекты Никона Черногорца в 2 т. (С.-Петербург. Арх. ФИРИ РАН. Рус. секция. Колл. Н. П. Лихачева. Оп. 1. № 502; РГБ. Егор. № 1). Прямые свидетельства о царских вкладах в б-ку и ризницу Зографа отсутствуют, но среди книг XIV в. монастырского собрания имеются написанные (полностью или частично) рукой иером. Лаврентия, работавшего для Иоанна Александра (Зограф. № 24. Евангелие-тетр; № 83. Патерик сводный (1-й почерк); № 109. Торжественник. Л. 287-293). В 60-х гг. XIV в. в пределах зографских владений, в пирге, «егоже Селина нарицают», подвизался буд. Болгарский Патриарх свт. Евфимий, живший до этого в Лавре прп. Афанасия.

 

Сохранилось больше сведений, относящихся к кон. XIII-XIV в., о болг. монахах на А. за пределами Зографского мон-ря, преимущественно связанных со скитами и келлиями Вел. Лавры. Примерно в кон. XIII - 1-й трети XIV в. здесь трудился со своими учениками старец Иоанн, к-рый перевел с греч. либо существенно отредактировал значительное число богослужебных книг и аскетических сочинений. Почти одновременно с ним переводческой деятельностью в Лавре прп. Афанасия занимались болг. книжники старец Иосиф и Закхей Философ (Вагил). В 1389 г. некий болг. мон. Гавриил здесь же переписал Слова постнические Исаака Сирина (РГБ. Собр. Оптиной пуст. № 462). Болгары составляли значительную часть учеников прп. Григория Синаита, покинувших вместе с ним А. после одного из нападений турок на Св. Гору в 1-й пол. XIV в. и обосновавшихся в Парории. После смерти прп. Григория (1346) на А. подвизался до 70-х гг. XIV в. один из его учеников прп. Ромил Видинский, одновременно с ним на Св. Горе жили свт. Евфимий и буд. митр. Киевский и всея Руси свт. Киприан.

 

Сохранились отдельные сведения о покровительстве болг. царей др. мон-рям А., датируемые XIII-XIV вв. По свидетельству Патриарха св. Евфимия (в житии прп. Параскевы-Петки Тырновской), царь Иоанн Асень II после завоевания Македонии в 1230 г. дал хрисовулы Вел. Лавре и Протату, сохранилась его грамота Ватопеду. В 1321 г. царь Георгий Тертер дал вкладом в Хиландар Евангелие-тетр (Хиландар. № 18).

Евангелие. XVI в. (Зограф. № 1. Л. 137)

Евангелие. XVI в. (Зограф. № 1. Л. 137)

 

После завоевания в кон. XIV в. Болгарии турками ктиторами Зографского мон-ря стали молдав. воеводы (см. разд. «А. и румынские княжества»). С 1623 г. сохранились сведения о посольствах Зографа в Москву за материальной помощью, на протяжении XVII-XVIII вв. они носили регулярный характер. Сведения по истории Зографского мон-ря в XV-XVIII вв. носят отрывочный характер, их источниками служат зачастую записи на книгах монастырской б-ки и предметах ризницы. Число братии в мон-ре, по подсчетам А. Фотича, составляло в 1489 (1519?) г. 66 чел., в 1530/ 31 г.- 114, в 1561 г.- свыше 200, в 1582/83 г.- свыше 100, в 1634/35 г.- 145, в 1661 г.- 160, в 1677 г.- 200, в 1765 г.- 170 чел. (Фотић. С. 99). В 1618 г. был обновлен монастырский собор и расписана его паперть (Иванов. Български старики. С. 248, № 42). В 1542 г. мон-рь пострадал от набега шаек кочевников-юруков, в мае 1597 г. слуги представителя тур. администрации в Салониках разграбили монастырскую метохию на Каламарии. В мае 1622 г. обитель пришла в запустение из-за эпидемии чумы.

Хиландарский пирг Хрусия. Нач. XIV в.

Хиландарский пирг Хрусия. Нач. XIV в.

 

В XV-XVIII вв. болг. иноки по-прежнему обитали не только в Зографе, но и в др. мон-рях (по преимуществу находившихся под покровительством молдав. и валашских господарей) - Дохиаре, Каракале, Ксенофонте, мон-ре Св. Павла, Филофее, а также в различных скитах и келлиях. На протяжении XVIII в. они постепенно стали преобладать в братии Хиландара (уже в 1744 Григорович-Барский отмечал присутствие здесь болгар и говорил о смешанных общинах в хиландарском скиту на Спасовой Воде и пирге Хрусия). Эта ситуация сохранялась до рубежа XIX-XX вв., свидетельством чему служат, в частности, хиландарские письмовники 1782 (Зограф. № 238) и 1801 гг. (Пантелеимонов мон-рь. СБК. № 12): почти все послания, содержащиеся в них, адресованы в Болгарию или в болг. общины за ее пределами. В то время великая серб. лавра, поддерживая тесные экономические и культурные связи с болг. землями, играла роль центра болг. национального возрождения. В сер.- 2-й пол. XVIII в. здесь жил и работал прп. Паисий Хиландарский, написавший «Историю славяно-болгарскую». В 1755-1785 гг. на средства болг. вкладчиков из Банско, Видина, Габрова, Копривштицы, Пазарджика и др. мест был обновлен и укреплен ряд монастырских построек, сооружены больница и храмы во имя св. Димитрия и св. Саввы. В 1800 г. в Хиландаре принял постриг и затем провел здесь 17 лет буд. активный деятель национального возрождения Македонии Кирилл (Пейчинович). В XIX в. с Хиландаром были связаны такие деятели болг. возрождения, как Неофит (Бозвели) и первый Болгарский экзарх Анфим I (Чалыков). Во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. на А. трудилось много болг. иконописцев, наиболее значительной их работой является роспись паперти собора Вел. Лавры, выполненная в 1852 г. Захарием Зографом. Во 2-й пол. XVIII в. (не позднее 70-х гг.) болг. монахи заселили скит Пресв. Богородицы (Ксилургу), расположенный на земле Пантелеимонова мон-ря и бывший некогда древнейшей рус. обителью на Св. Горе, в 1820 г. в скиту был введен общежительный устав, в нач. XX в. там жили 20-30 болг. иноков. Последний болг. насельник скита - известный на А. о. Евфимий - скончался во 2-й пол. 80-х гг. XX в. В Ксилургу до наст. времени сохранилось много болг. (в большинстве своем с греч. надписями) икон XVIII - сер. XIX в. с характерными чертами самоковской и тревненской зографских школ.

 

К 1903 г. на А. подвизались более 300 болг. монахов, из них ок. 200 чел.- в Зографе. Эта обитель, имевшая почти исключительно болг. братство, стала общежительной в 1849 г. и при постоянной помощи от рус. Пантелеимонова мон-ря пережила расцвет в сер.- 2-й пол. XIX в., имея 22 храма и параклиса, многоэтажные корпуса и обширные хозяйственные постройки. Нек-рое число болгар находилось в братстве Пантелеимонова мон-ря как в древности, так и в XIX - нач. XX в. Во время 1-й балканской войны в Зографе разместился отряд болг. армии. Во время 2-й балканской войны Зографский мон-рь был осажден греч. солдатами и монахами-ополченцами, игумен Зографа уговорил болг. солдат сдаться в плен, и это предотвратило кровопролитие. К 1965 г. на А. жили 17 болг. насельников, из них 11 - в Зографе. В 2002 г. в Зографе подвизались 10 монахов-болгар.

 

Среди афонцев-болгар были великие подвижники, прославленные правосл. Церковью. Кроме весьма почитаемых 26 преподобномучеников Зографских (пам. 10 окт.) известны св. Иоанн Кукузель (XII в., пам. 1 окт.), прп. Косма, отшельник Зографский (кон. XIII - нач. XIV в., пам. 22 сент.), прп. Ромил (XIV в., пам. 16 янв.), нек-рое время подвизавшийся в скиту Мелана, мч. Иоанн Болгарин, инок Лавры прп. Афанасия, принявший мученическую кончину в К-поле в 1784 г. (пам. 5 марта), сщмч. Дамаскин (XVIII в., пам. 16 янв.), игум. Хиландара, пострадавший от турок в Болгарии, прмч. Онуфрий, подвизавшийся в Хиландарском мон-ре, принял мученическую кончину в 1818 г. на о-ве Хиос (пам. 4 янв.). Учеником прп. Григория Синаита был Климент Болгарин, в кон. XIII - нач. XIV в. нек-рое время подвизавшийся в скиту Морфону в пределах Лавры прп. Афанасия. В 1617-1618 гг. на А. подвизался книгописец и иконописец прп. Пимен Зографский. Сохранилась память о благочестивой жизни насельников Пантелеимоновой обители болгарах схимонахах Порфирии и Филарете. Болгарин иеросхим. Григорий († 1839), живший в местности Капсала, был общим духовником слав. иноков на А., в частности рус. старца иеросхим. Арсения. Своими добродетелями отличились настоятели скита Ксилургу болгары иеросхим. Никифор (40-е гг. XIX в.) и иеросхим. Прокопий († 1899). Также были известны в XIX в. болгары схим. Харалампий из скита Лак († 1845), схим. Василий, подвизавшийся поблизости от Зографа в каливе, схимонахи Иоанникий и Феодосий из Кавсокаливийского скита.

 
Лит.: Дмитриев-Петкович К. П. Обзор афонских древностей // ЗИАН. 1865. Т. 6. Прилож. 4. С. 1-69; Леонид (Кавелин), архим. Историческое обозрение афонских славянских обителей: болгарской - Зографа, русской - Русика, сербской - Хиландаря. Од., 1867 (отд. отт. из Херсонских ЕВ). С. 1-93; Лавров П. А. Записка о путешествии по славянским землям // ИИАН. 1895. Ч. 3. С. XXXVIII-XLIII; Кънчев В. Света Гора: Пътни бележки. Пловдив, 1896; Протич А. Света гора и българско изкуство // Български преглед. София, 1929. № 1-3. С. 249-276; Гълъбов Г. Света Гора: Българска света обител Зограф. София, 1930; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970Р; Захариев В. Ктиторски образи на българите в светогорските манастири // Родина. София, 1941. № 3. С. 126-145; Ковачев М. Зограф: Изслед. и док. София, 1942; он же. Български ктитори в Света гора. София, 1943; он же. Българско монашество в Атон. София, 1967; Зографски Д. Зограф в миналото и днес. София, 1943; Цанков Ст. Света гора Атон и нейното съвременно положение // Годишник на Софийската Духовна Академия. 1953/1954. Т. 3 (29). С. 304-327; Динеков П. Житието на Пимен Зографски // Изв. на Ин-та на българска литература. София, 1954. Кн. 2. С. 233-248; Болутов Д. Български исторични паметници на Атон. София, 1961; Dujčev I. Le Mont Athos et les slavs au Moyen age // Le Millenaire du Mont Athos. Venise; Chevetogne, 1964. P. 121-144; idem. Chilandar et Zographou au Moyen age // Хиландарски зборник. Београд, 1966. Т. 1. С. 21-30; Божков А. Художественното наследство на манастир Зограф // Изкуство. София, 1970. № 6. С. 15-23; № 9-10. С. 42-51; Nešev G. Les monastères bulgares au Mont Athos // Études historiques. 1973. Vol. 6. P. 97-115; Нешев Г. Атон в българската културна история през XV в. // Търновска книжовна школа. Велико Търново, 1980. Кн. 2. С. 514-522; Милев-Огин Б., Берберов М. Атон - легенда жива. София, 1981; Светогорска обител Зограф. София, 1995-1996. 2 т.; Енев М. Атон - манастирът Зограф. София, 1994; Петр (Пиголь), игум. Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999. с. 95-96; Ракић З. Црква светог Дмитриjа у Хиландару // Tpeha казивања о Светоj гори. Београд, 1999. С. 223-252; Карађова Д. Източни балкански регион и његове везе с Хиландаром краjем XVIII и почетком XIX в. // Осам векова Хиландара. Београд, 2000. С. 109-120; Фотић А. Света Гора и Хиландар у Османском царству, XV-XVII в. Београд, 2000; Щамбазовски К. Везе Хиландара са неким градовима Северне Бугарске краjем XVIII и почетком XIX в. // Осам векова Хиландара. Београд, 2000. С. 121-124.

Источник

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Первые славянские обители на Святой Горе Афон
С первых дней существования на Афоне монашества святогорские обители отличались необычайным гостеприимством в отношении каждого, кто приходил туда для иноческого подвига. Никого здесь не спрашивали о
Славянское наследие монастыря «Агиа Павла» на Афоне
Предлагаем вниманию читателей портала «Русский Афон» работу церковного историка и богослова, доцента Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Августина (Никитина), посвященную славянскому на
Афонский молчальник старец-схимонах Андрей (Путилин)
15 февраля 1906 года преставился русский афонский старец Андрей (Путилин), более 30 лет исполнявший на Святой Горе особый подвиг абсолютного безмолвия (молчания).
Сподвижник духовника всех русских святогорцев: афонский старец схимонах Николай
Схимонах Николай был верным сподвижником великого старца и общего духовника русских святогорцев иеросхимонаха Арсения. Из жизнеописания последнего известно, что, находясь в Киево-Печерской Лавре, буду
Русские и другие славянские обители на Афоне
Путешествуя в Святую Землю, благочестивые русские паломники не забывали побывать и на Святой горе Афонской, куда устремлялись православные люди со всех концов света. Афон - «Агион-Орос», гористый и ле
Афон и Болгарская Православная Церковь
По преданию, хранимому Болгарской Церковью, епископская кафедра в г. Одесс (нынешняя Варна) появилась еще в I веке. Возглавлял ее ученик апостола Павла Амплий (15, 245). Массовое крещение болгарского
Из истории «казачьего» Свято-Ильинского скита на Афоне
Скит св. пророка Илии на Святой Горе Афон основан был в 1757 г. Его основателем является один из известнейших отцов нашей Церкви преп. Паисий (Величковский), известный во всем православном мире как вы
Религиозно-культурное влияние горы Афон на Сербию
С Х века главным центром православного монашества становится Афон – гористый полуостров северной Греции, омываемый Эгейским морем и увенчанный пиком высотой 1935 метров над уровнем моря. Известный под
В.Мешалкин. Афон, Сербская и Болгарская Православные Церкви
Сербы приняли христианство в VII веке и состояли то в римской, то в греческой, а то и в охридской юрисдикциях. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, по
Аскетический идеал христианства и его осуществление в монашестве южных славян
День славянской письменности и культуры традиционно называют церковно-государственным праздником. Именно в нем Церковь и государство нашли точки соприкосновения в осмыслении нашей истории. Но в то
Последние обновления
Архив сайта
<<<Февраль 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
101213141516
17181920212223
2425262728  
Видеогалерея

 

 

на верх