Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

«На реках Вавилонских» (о богослужебном употреблении Псалма 136 в воскресенья, предшествующие Великому Посту)

ПсаломВо второе подготовительное к великому посту воскресенье, именуемое неделей о блудном сыне, вводится в употребление пение 136 псалма, которое будет продолжаться и в последующие два воскресных дня.

 

 

Псалом Давиду Иеремием, 136.

1. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.
2. На вербиих посреде eго обесихом органы наша.
3. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских.
4. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?
5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.
6. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.
7. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований eго.
8. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам.
9. Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

 

Для правильного понимания значения этого песнопения, необходимо вспомнить из истории ветхозаветной церкви, что послужило поводом к его написанию. В 598 году по попущению Божию Вавилоняне вторглись в Иудею, до основания разрушили Святой град Иерусалим, разграбили и уничтожили священное для каждого иудея место – храм Истинного Бога. Плененные иудеи были отведены в Вавилон. Единственный народ, имевший ведение об Истинном Боге, потерял не только Отечество, но и религию, а значит и смысл к существованию. Единственное, что у него осталось – это вера и память об утраченном духовном богатстве. Глубокое раскаяние в небрежении к заповедям Божиим, к хранению вверенного иудеям завета, сохранило народ от смешения в котле Вавилонской глобализации. По глубине драматизма это событие сродни изгнанию прародителей из Рая. Псалом изображает тоску по родине, печаль и боль по богослужению в храме, по песням церковным, слышания которых теперь лишены иудеи. "Реки Вавилонские", которые упоминаются в псалме – это Тигр и Ефрат, между которыми был расположен Вавилон. В духовном понимании они означают потоки страстей, в которых заключена в плен падшая человеческая душа. Сам же Вавилон является символом греха, тягчайшего и глубочайшего падения.

В Новозаветной, Церковной практике 136 псалом толкуется применительно к состоянию христианской души, печалующей о своих грехах. Он символизирует бедственное состояние порабощенной страстями души, сожаление о погубленном бесстрастии, бездерзновенность низринутого в тление ума, печаль, близкую к тонкому отчаянию. Но одновременно он выражает и теплое упование на Бога, сильного воззвать душу от падения и подать помощь в борьбе со страстями, чтобы воздать воздаяние (то есть праведно отмщение) дщери Вавилонской, являющейся образом мира сего, как совокупности страстей. Достойное ему воздаяние – это сокрушение "младенцев", то есть страстных прилогов (искушающих помыслов) о камень. Камнем же является Христос, действующий благодатью в призываемом Его имени.

Вавилоняне требовали от иудеев исполнения священных песен не для того, чтобы научиться почитанию истинного Бога, но для того, чтобы посмеяться над плененными. Чтобы не предавать имени Божия поношению язычников, иудеи отказались от пения в языческой среде. В духовном понимании под "пленшими" понимаются греховные страсти, руководимые духами злобы, которые насмехаются и терзают плененные ими души напоминанием о погубленном дерзновении к Богу. Под "органами" понимаются чистые помыслы и чистое сердце, приносящее Богу чистую жертву хвалы. "Како воспоим песнь Господню на земли чуждей!" – то есть, как восхвалим и прославим Господа в падшем состоянии, в нечистоте духа, с одебелевшими помышлениями и оскверненным страстями сердцем. Поистине – это невозможное дело.

Однако душа не может забыть утраченного блаженства, дерзновенного предстояния Богу в чистой молитве. Только в Боге истинное веселие и радование. "Прильпни язык мой гортани моему", то есть, да прилепится мой язык и не воспоет никогда, если не найду я утраченного блага, если не вернусь в "Иерусалим", под которым понимается благодатное сопребывание с Богом. "Сыны Едомские" – это те же страсти и нечистые духи, возбуждающие страсти. "День Иерусалимль" означает постигшие душу искушения, штурм страстей, которые задумали разрушить наш внутренний мир. "Истощайте, истощайте до оснований его!!!" – глубочайший по эмоциональной нагрузке образ, изображающий неистовство страстей и бесов, уже одолевших оборону, одержавших победу и бесчинствующих в бедной падшей душе. "Дщи Вавилоня" – образ, получивших широкое употребление в новозаветной традиции, изображающей, как уже говорилось, падший мир и совокупность всех страстей. "Воздаяние" – это духовная победа над игом греховным. Победу мы сможем одержать только тогда, когда будет сокрушать борющие нас страсти в самом их начале, когда они еще слабы, как младенцы. Страстные прилоги, этих младенцев Вавилонских, подобает сокрушать о камень – то есть имя Христово, призываемое в молитве Иисусовой.

Только в таком понимании раскрывается истинный глубочайший смысл этого умилительного псалма. Пение его совершается только три раза в году, в воскресенья, предшествующие Великому Посту. С началом Поста пение его прекращается. Назначение 136 псалма подготовительно, поскольку в нем нет еще деятельного покаяния, но изображается состояние, подготавливающие к нему. Вступление в Великий и Святой Пост, или, как говорится в Триоде, в "пучину постную" – это и есть то действие, к которому готовит нас 136 псалом: деятельное покаяние, обращение к Богу, возвращение к Небесному Отечеству, начало пути к восстановлению в первом облагодатствованном состоянии, которое дарует Отец Небесный при искреннем покаянии. С выходом на это поприще употребление данного сетовального псалма становится уже неуместным. Псалом согласуется с притчей о блудном сыне, читаемой в это же воскресенье на Литургии, а так же – с воспоминанием Адамаво изгнания, которое будет воспоминаться в одно из следующих воскресений.

Тот, кто понимает смысл этого псалма – никогда не впадет в отчаяние.

Подготовлено иноками Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне на основе монастырской Толковой Псалтири 

Псалом Давиду Иеремием, 136.

1. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.
2. На вербиих посреде eго обесихом органы наша.
3. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских.
4. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?
5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.
6. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.
7. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований eго.
8. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам.
9. Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Тропaрь и кондaк преподобному Иоaнну Вишенскому Святогорцу
Согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви 28 июля 2016 года в Киево-Печерской Лавре собор архиереев УПЦ во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием со
Литургическая жизнь в монастырях и смысл монастырских послушаний
Монашеское жительство сравнивают с ангельским. Не потому, что монахи пытаются стать бесплотными. Просто их служение уподобляется служению ангелов. Служение же ангелов состоит в том, чтобы славословить
Особенности богослужения на Афоне. Часть 3
Особенности богослужения на Афоне. Часть 2
Особенности богослужения на Афоне. Часть 1
Афон и Православные Церкви Восточной Европы: литургические и певческие контакты
Святые отцы всегда понимали Божественную Евхаристию как средоточие и источник всего богословия, как великое Таинство Церкви и как путь вхождения в Царствие Божие. Действительно, Евхаристия, как Тело Х
Служба чудесному явлению Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Святой Горе Афонской Свято-Пантелеимоновом монастыре
Редакция портала «Русский Афон» впервые публикует Службу чудесному явлению Светописанного образа Пресвятой Богородицы, которая совершается 21 августа / 3 сентября в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоно
Профессор Кономос: «Большинство музыкальных рукописей византийского периода находится на Афоне»
В Общецерковной аспирантуре состоялся цикл лекций византолога и музыковеда профессора Оксфордского университета Димитрия Кономоса. Предлагаем читателям текст второй лекции и её видеозапись.
Богослужебная традиция Святой Горы Афон
Богослужение всегда было и продолжает оставаться центром всей афонской жизни. Хотя Афон нельзя назвать местом возникновения принципиально новой богослужебной системы (по сравнению, напр., с Константин
Церковное пение на Святой Горе Афон
Начало организованного монашества на Святой Горе Афон и возникновение певческой византийской нотации совпали во времени, оба они имеют более чем тысячелетнюю непрерывную и параллельно развивающуюся ис
Последние обновления
Архив сайта
<<<Февраль 2013>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
456789
11121314151617
18192021222324
25262728   
Видеогалерея

 

 

на верх