Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

200-летие главного собора Русского монастыря на Афоне в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона

Пантелеимоновский собор Русского монастыря на АфонеВ 2015 году исполняется 200 лет со дня освящения Кафоликона (то есть Соборного храма) Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Храм был заложен в 1812 году и отстроен за два года тщанием Игумена обители старца Схиархимандрита Саввы, на средства, предоставленные князем Скарлатом Каллимахом (1773-1821).

Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне, гравюра 1836 г.

Помощь, оказанная обители святого Пантелеимона князем Скарлатом, была, в некотором роде, наследственным призванием: отец князя, Молдавский Господарь Иоанн Каллимах (занимал престол с 1758 г. по 1761 г.), спас Русский Монастырь от полного разрушения в предыдущем столетии, оказав ему значительную помощь.

Скарлат Каллимах

Князь Скарлат Каллимах

Помощь обители продолжил его сын. Он занимал должность дрогомана (переводчика) при дворе султана Махмуда II (1785-1839). Именно у него остановился старец Савва во время посещения столичного града для сбора милостыни. По молитвам старца князь исцеляется от поразившего его неизлечимого смертного недуга, и дает обет быть пожизненным ктитором Монастыря. Игумен Савва отслужил водосвятный молебен, окропил и напоил болящего святою водою, а вместе с ней дал ему вместо врачества испить отвар из Афонских трав. На другой день князь был совершенно здоров. Он свято исполнил свой обет, став щедрым ктитором и покровителем Обители, особенно когда был возведен султаном в 1809 году на престол Молдавских Господарей (занимал до 1819 г., после чего вернулся в Константинополь).

Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне, гравюра 1836 г.

Вскоре после назначения Скарлату во сне явился святой великомученик Пантелеимон, напомнив о его исцелении, и сказал: "Имение твое великое, а смерть твоя – близка, Монастырь же мой – до конца разоряется; помоги ему, пока есть время". Наследник прежних Каллимахов не забыл своего целителя – великомученика Пантелеимона, – и начинает финансировать строительство нового Прибрежного Монастыря. Прежде всего он выкупил святую главу великомученика Пантелеимона, принадлежащую Русику с XIV века, и находившуюся в то время в чужих руках. Затем он присылает в Русскую Обитель главного инженера турецкого султана, православного христианина по вероисповеданию, который проектирует все новые сооружения. Блогодаря усилиям Каллимаха строятся много зданий: братские корпуса, пекарня, трапезная, архондарик, библиотека, ризница, и, в первую очередь, – Соборный храм. Благородный фанариот привлекает к Русскому монастырю особое внимание Константинопольского Патриарха священномученика Григория V, который совершил освящение Свято-Пантелеимоновского собора в 1815 году. Произошло это на престольный праздник в честь св. влкмч. Пантелеимона 27 июля (9 августа н.ст.).

iL10-Ipsilanti

Переход Ипсиланти через Прут

Зимой 1821 года Скарлат Каллимах был назначен Господарем Валахии. Однако в марте того же года началось вторжение этеристов в Валахию во главе с Ипсиланти, которому последовало греческое восстание в Морее. Скарлат Каллимах, живший в это время в Константинополе, был умерщвлен турками в 1821 году, 10 апреля, на Святую Пасху, в одно время со Святейшим Патриархом Григорием V по подозрению в связи с организаторами греческого восстания. Каллимах знал о своей скорой кончине из предсказания святого Пантелеимона, а потому старался как можно скорее завершить строительство Прибрежной Русской Обители. Собрав значительное пожертвование для Пантелеимонова монастыря, он направлялся к Афону, однако был схвачен в Дарданельской крепости и удушен. Пожертвование, предназначенное для украшения Русика, присвоил себе турецкий паша.

Казнь священномученика Патриарха Григория

Священномученик Григорий V занимает особую страницу в истории Русского монастыря и всей Святой Горы Афон. Трижды он восходил на Патриарший престол и трижды был с него изгоняем произволом султана. Первое его патриаршество продолжалось всего 19 месяцев. Будучи изгнан, он направился от треволнения мира сего в духовную гавань Святой Горы Афон. Эта ссылка продолжалась восемь лет: с 1798 года до 1806. Служение в сане Патриарха во второй раз было двухгодичным. В 1808 году он был вновь отправлен в 10-летнее изгнание. Святогорцы с искренней радостью приняли вновь в свою среду своего отца и святителя. На Святой Горе святой Григорий жил в Великой Лавре, а также подвизался в Ильинском скиту Иверской обители. В бытность свою в Лавре он оказал духовную помощь своему племяннику Елевферию, будущему преподобномученику Евфимию (святая глава его хранится в Русской обители), принявшему ислам. С глубокой скорбью открыл юноша святителю о своем падении. Патриарх удержал Елевферия при себе, повелев ему ежедневно ходить на исповедь к Лаврскому духовнику Мелетию для слушания умилостивительных молитв, положенных Церковью для отпавших от Христа. Через 40 дней Елевферий был помазан мѵром и воссоединен со Христом. Впоследствии он принял монашеский постриг и принял мученическую смерть за Христа.

Ильинский скит Иверской обители, где также проживал святитель, в эпоху Григория V, когда умножились гонения на христиан в Турецкой империи, стал одним из центров реабилитации для тех православных, которые из-за страха мучений или по корыстным побуждениям отверглись от Христа и приняли ислам, но потом осознали свой грех отступничества. Многие из них, уязвленные любовию Христовою и мученическою ревностью, не удовлетворились покаянием в принятии ангельского образа, и в последствии добровольно приняли мученичество за исповедание Христа. Через этот скит прошли известные новомученики Игнатий и Акакий, чьи святые главы в настоящее время хранятся в Русской обители. А также новомученики Онуфрий, Агафангел Эсфигменский, Константин с острова Идра, Константин из агарян, Илларион Агиоанитис, Павел из Ароании Калавритской и другие. Ильинский скит посещали выдающиеся друзья и сподвижники Григория V: преподобный Никодим Святогорец, святой Макарий Коринфский. В конце XX века в скиту был построен первый храм в честь святителя. В Иверском монастыре хранятся его мантия, два посоха и Евангелие, а также частицы его святых мощей.

В 1819 году Святой Григорий вновь, уже в 3-й раз, был избран Священным Синодом на Патриаршество.

iL8-PatrGrigoriy

Священномученик Григорий V

С началом восстания в Морее в 1821 году Патриарх был заподозрен в его организации и лишен кафедры. Последнее изгнание закончилось для святителя мученическим венцом. 10 апреля 1821, в день Святой Пасхи, во время пасхального богослужения, он был схвачен турками в алтаре и в полном святительском облачении повешен на воротах Патриархии. Его тело три дня не позволяли снимать, после чего оно было продано за 800 пиастров евреям, которые тащили его по улицам Константинополя и с камнем бросили в море. Но, по милости Божией, мощи были спасены и подобраны капитаном греческого судна Марином Склавосом, который переправил их в единоверную Россию для того, чтобы спасти от уничтожения и поругания.

iL14-PatrGrigoriy

Мученическая кончина Патриарха Григория на Святую Пасху

iL15-PatrGrigoriy

Гробница священномученика Григория V

Вселенский Патриарх-мученик был погребен в храме Святой Троицы города Одессы с великими почестями. Спустя 50 лет произошло перенесение его мощей на родину, где они были положены в гробницу в Афинском митрополичьем соборе, однако лишь спустя 100 лет, в 1921 году, он был причислен Элладской Церковью к лику святых. В память о трагической гибели святителя главные ворота Константинопольской Патриархии были заклепаны, а вход осуществляется и по ныне через боковые ворота.

Пантелеимонов собор Русского монастыря на Афоне

Оба покровителя Русской святогорской обители, священномученик Григорий V и князь Скарлат Каллимах, окончили свою жизнь мученическим венцом в одно и то же время – 10 апреля 1821 года. Промыслом Божиим было суждено всего через несколько дней, 14 апреля, отойти в вечный покой и старцу-игумену Пантелеимоновой обители схиархимандриту Савве. Престол Соборного храма Свято-Пантелеимоновой обители, на котором вот уже ровно 200 лет приносится безкровная жертва Христова – лучший памятник, который оставили они о себе, думая, впрочем, не о своей, но о Божией славе: «Не нам, Господи, не нам, но имени твоему подобает слава!»

Монах Лазарь

 

Дополнительно см.:

Ктиторский день в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре

 

Пасха красная или испытание веры. Из истории Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря

 

Народное восстание или соперничество элит? Об обстоятельствах гибели ктитора Русского монастыря на Афоне князя Скарлата Каллимаха и начала Греческого восстания 1821 г.

 

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Продолжатель традиции старчества. Духовник Афонского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданов)
17 (30) ноября 1920 года отошел ко Господу выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик его великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии
Отношение некоторых иностранцев к Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю в последние годы игуменства схиархимандрита Макария (Сушкина)
Доклад доктора философии Н. И. Феннелла на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднов
Русские старцы-отшельники на Афоне
Традиции русского пустынного и пещерного подвижничества никогда не иссякали как на Святой Горе, так и на Святой Руси. Со времен преподобного Антония Печерского, 1000 лет назад принесшего и утвердившег
Подвижник нашего времени. Жизнеописание 100-летнего игумена Афонского Пантелеимонова монастыря о. Иеремии (Алехина) (+ ФОТО)
Исполнилось 40 дней с момента блаженной кончины Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), преставившегося ко Господу 4 августа ( 22 июля ст. ст.) 2016
Святогорский игумен - схиархимандрит Андрей (Веревкин) и явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы
Чудесное явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в 1903 году случилось в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон во времена игуменства в обители выдающегося святогорског
Русские князья — покровители Святой Горы и Русика в XVI веке
С 1497 года Россия со столицей в Москве, уже достаточно консолидированная (хотя и не восстановленная в прежних границах), фактически принимала на себя не только представительские, но и ктиторские функ
Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского
Формирование монашеской традиции на Руси восходит ко временам Великого князя Киевского Владимира Святославовича (+1015), вскоре после его женитьбы на византийской принцессе Анне и Крещения Руси.
Прп. Ангелина Сербская в судьбе Русского Афона
В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), се
Русь и Афон в XVI веке: Миссия игумена Паисия
Несмотря на всю поддержку православных государей в XVI веке, на регулярные пожертвования, святогорские обители все более и более впадали в бедность из-за непосильных турецких поборов. Россикон пережил
Русские княжества эпохи междоусобиц и Святая Гора в XII — XIII веках
Переход великого княжения к Андрею Юрьевичу Боголюбскому (ум. 1174), сыну Юрия Долгорукого, ознаменовался некоторым отдалением Руси от Византии. На Руси это период междоусобиц, дробления княжеств и ча
Последние обновления
Архив сайта
<<<Август 2015>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
101113141516
17181920212223
24252627282930
31      
Видеогалерея

 

 

на верх