Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Игумен Русика прп. Исаия Афонский. День памяти - 21 августа

PanteleimMonastirStarFoto2Афон не раз выдвигал из своей среды яркие личности государственного масштаба. Достаточно вспомнить игумена Исаию, возглавлявшего монастырь Св. Пантелеимона в 70-е годы XIV века. В научной литературе его с большой долей уверенности отождествляют с переводчиком на славянский язык творений Дионисия Ареопагита.

Старец Исайя по национальности был сербом; несомненно, что он получил хорошее образование. Есть предположения, что Исайя, возможно из смирения, не принимал священнического сана: во всех сохранившихся документах с его упоминанием или за его подписью он именуется не «иеромонахом», а просто «монахом» — правда, с частицей «кир», то есть «господин».

(Прецеденты назначения на высокую должность авторитетного старца вне зависимости от того, имел ли он сан или нет, на Афоне были и ранее. Так, около 1000 года указом Василия II Болгаробойцы простой монах Никифор был поставлен Протом Святой Горы.)

Деятельность Исайи (как после, так и до поставления игуменом, точной даты которого мы не знаем) отличалась большим разнообразием. По некоторым свидетельствам, он выступал перед сербским царем в роли ходатая за монастыри от Протата (Протом тогда был Хиландарский старец Антоний). Исайя выполнял и дипломатические поручения сербского руководства (только этим можно объяснить получение Исайей грамоты от Иоанна V Палеолога в 1354 году, в период жестокой гражданской войны.

Игумен Исайя сделал свой вклад в преодоление сербско-византийского церковного раскола в 1375 году в качестве руководителя сербской делегации в Константинополе.

В жизнеописании Исайи упоминается, что русская обитель запустела после каталонского пожара «мало не до конца». По одной из версий жизнеописания, именно Исайя являлся инициатором активной помощи со стороны царя Душана и ходатаем перед ним за монастырь: «...наставляемый Св. Духом, прибыл в святую обитель св. и славного великомученика и целебника Пантелеимона, потому что и прежде он много помогал тому святому месту и подкреплял его. Видя обитель разрушенную и совсем почти запустевшую, подвигнулся божественною ревностью, подобно св. Афанасию Афонскому, и испросив помощь Божию и св. великомученика Пантелеимона и благословение от святых и духовных отцов, по их совету, отправился <...> к благочестивому царю Стефану.

Царь весьма был рад прибытию старца, утешившись его духовными и божественными словесами. <...> с великим усердием и радостью внял всему, предложенному от отца нашего Исаии. Так же и благочестивая царица Елена с большою охотою выслушала слова его, и все, чего он хотел, с радостью они исполнили, и пожертвовали много золота и имений на созидание и помощь монастырю, а также на раздачу другим бедным монастырям и немощным инокам, и таким образом с миром и утешением его отпустили. Отец наш Исаия возвратился от благочестивых царей в монастырь с великой радостью, и от основания воздвиг прекрасную церковь, трапезарню, дохиарню и прочее необходимое для монастыря на утешение монахам. Церкви, пирги и метохи с царскими хрисовулами, все это совершил он помощью Божиею и св. великомученика Пантелеимона».

При Стефане IV Душане был построен новый собор взамен собора X века. Расписан он был впервые в 1452 году по инициативе и по милости сербского деспота Георгия Вуковича греческим художником Антонием Таха. Закончено было декорирование храма уже Мануилом Панселином в 1560 году на милостыню Иоанна IV Грозного за помин души умершей царицы Анастасии.

rospis protatskofo hramaФрагменты росписи Протатского храма. 1310 г. Иконописец Мануил Панселин. Имже был расписан храм Старого Руссика.

Начиная с середины XIV до последней четверти XV века обитель Св. Пантелеимона фактически являлась сначала второй, а с 1480-х годов — третьей (после Хиландара и монастыря Св. Павла) обителью на Афоне, где стали подвизаться сербские монахи. Во взаимоотношениях Русика и Хиландара (более, чем дружественных) бывали, однако, и сложные моменты. К ним можно отнести вопрос принадлежности угодий у села Бресница в деспотстве Деяновичей. Всего по данной проблематике сохранилось 5 свидетельств: 1364, 1370, 1371, 1374, 1376 годов. В конечном счете вопрос был решен в пользу Русика.

В этот период в Свято-Пантелеимоновском монастыре продолжали развиваться традиции переписывания рукописей, а также переводческая деятельность, которую продолжали насельники обители. На сербский состав монастырской братии указывает, в частности, извод переписанных здесь книг: Евангелие-тетр (3-я четверть XIV века, писал монах Григорий повелением игумена Исайи; Хиландар. № 11), «Книга о постничестве» свт. Василия Великого (конец XIV века, писец — «поп Нил, у Рус[ех], трудом и откупом своим»; Хиландар. № 476,) и в особенности сборник служб небесному покровителю обители вмч. Пантелеимону (2-я половина XIV века; Пантелеимонов моностырь, Слав. № 9). Сербские монахи, благодарные русским инокам Пантелеимонова монастыря за спасение ценою собственной жизни их игумена от каталонских пиратов, много сделали в этот период для восстановления обители, передав ее позже обратно законным владельцам - инокам из Руси.

Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года».

Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
А.Н. Тахиаос. Революция 1917 года и её последствия для русского монашества на Афоне в XX веке
Удивительный расцвет, которого достигло русское монашество на Афоне в XIX в., подвергся тяжёлому удару российской Революции 1917 года. Внезапно оборвались все связи России со Святой Горой.
Святогорский игумен-схиархимандрит Андрей (Веревкин) и явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы
Чудесное явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в 1903 году случилось в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон во времена игуменства в обители выдающегося святогорског
Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского
Формирование монашеской традиции на Руси восходит ко временам Великого князя Киевского Владимира Святославовича (+1015), вскоре после его женитьбы на византийской принцессе Анне и Крещения Руси.
Прп. Ангелина Сербская в судьбе Русского Афона. День памяти - 14 июля
В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), се
Благотворительность Афонского Пантелеимонова монастыря: построенные школы и больницы, помощь бедным и сиротам
Особую и очень яркую страницу истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимоновского монастыря составляет обширная благотворительная деятельность и помощь, которую оказывала его братия различным православ
Издательская деятельность Пантелеимонова монастыря в XIX — начале XX вв.
Во второй половине XIX века Пантелеимонов монастырь стал одним из крупнейших издателей церковной литературы для России. Издательская деятельность тех лет служила двуединой цели — донесению до российск
Научная деятельность иноков Пантелеимонова монастыря в XIX — начале XX вв.
В XIX столетии ученые из Европы, России, Греции и других стран почти непрерывно посещают Святую Гору, исследуя художественные и книжные памятники ее монастырей. Все без исключения исследователи сетую
Пасха красная или испытание веры. 23 апреля - память мученической кончины покровителей Русика свщмч. Григория V Константинопольского и князя Скарлата Каллимаха
23 апреля на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре уже более 190 лет из года в год свято чтут память мученической кончины покровителей Русика – священномученика Григория V, Патриарха Константинополь
Русские старцы-отшельники на Святой Горе Афон
Традиции русского пустынного и пещерного подвижничества никогда не иссякали как на Святой Горе, так и на Святой Руси. Со времен преподобного Антония Печерского, 1000 лет назад принесшего и утвердившег
Чудо явления святого првомуч. Стефана русскому афонскому старцу Никострату (Кириллову)
Память святого апостола первомученика и архидиакона Стефана торжественно отметили 9 января в различных обителях Святой Горы, – сообщает корреспондент портала Afonit.info.
Последние обновления
Архив сайта
<<<Август 2017>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
222324252627
28293031   
Видеогалерея

 

 

на верх