Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Духовно-просветительская и социальная деятельность русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне в XX – нач. XXI вв.

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырьВ начале XX века Свято-Пантелеимоновский монастырь (Руссик) вел чрезвычайно активную просветительскую деятельность: издавал большое количество религиозно-просветительных книг, брошюр и духовных листков, популярных в народе, изготовлял иконки, выпускал свой журнал «Душеполезный собеседник», в обители были устроены разнообразные мастерские, в том числе фотомастерская, в результате работы которой выходили фотоальбомы с видами монастырей и скитов Святой Афонской Горы.

В уникальной монастырской библиотеке, содержавшей сотни старинных рукописей, работали ученые разных стран. Последним дореволюционным российским исследователем афонских манускриптов, опубликовавшим результаты своей работы на Святой Горе, был иеромонах Пантелеимон (Успенский). Он пробыл на Афоне с начала апреля до середины октября 1913 г., несколько месяцев работал в библиотеке Руссика и частично описал свои изыскания в публикации 1915 г. [См.: Иеромонах Пантелеимон (Успенский). Из записок путешественника по Афону // Богословский вестник. 1915. Январь]

По своей инициативе Свято-Пантелеимоновский монастырь осуществлял постоянную помощь деньгами и продуктами афонским русским инокам-беднякам (сиромахам) и всем неимущим афонитам других национальностей. К началу XX века эта помощь производилась в размере 40 тысяч рублей ежегодно, не считая раздачи хлеба. В то время число русских сиромах, не имевших своих келлий и калив и живших только подаянием Руссика, составляло около 1000 человек. Для поселения неимущих русских еще в 1882 г. на земле метоха Крумица был основан скит Новая Фиваида. На средства обители там построили собор во имя всех Афонских святых и в честь Вознесения Господня. В 1912 г. в Новой Фиваиде насчитывалось более 200 насельников, получавших от монастыря ежемесячное пособие продуктами, одеждой и самым необходимым. Кроме того, Руссик содержал приют на 40 человек и больницу для сиромах. [Архив русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (АРПМА). Оп. 10. Д. 204. Док. № 4687. Л. 1]

В период Первой мировой войны русские святогорцы активно помогали своей родине — организовали дружину братьев милосердия, которая отправилась на сербский фронт, стали печатать многочисленные воззвания, листовки и брошюры для российской армии. Во второй половине 1914 — 1917 гг. братия Свято-Пантелеимоновского монастыря, русских Свято-Андреевского и Свято-Ильинского скитов пожертвовала российской армии более трех миллионов книг, брошюр, журналов «Душеполезный собеседник» и «Наставления и утешения святой веры христианской», листков духовно-нравственного содержания, а также многие тысячи экземпляров Евангелия, иконок и крестиков для бесплатной раздачи воинам. [АРПМА. Оп. 10. Д. 164. Док. № 4395. Л. 1, 4-6]

На подворьях Свято-Пантелеимоновского монастыря в Одессе и Москве в 1914-1917 гг. действовали лазареты для раненых воинов на 50 коек, кроме того, Руссик пожертвовал на нужды армии 150 тысяч рублей. На подворье Свято-Андреевского скита в Одессе был открыт лазарет для раненых солдат и офицеров на 20 мест. Уже 28 августа 1914 г. состоялось освящение лазарета имени цесаревича Алексия, а 2 сентября начали поступать первые раненые. Всего в 1914 г. лазарет принял 53 раненых, а в 1915 г. – 131 раненого. На его оборудование и содержание за эти два года было израсходовано 40 250 рублей. Кроме того, братия обители пожертвовала через обер-прокурора Синода 5 тысяч рублей на нужды Красного Креста и 5 тысяч рублей императору Николаю II на военные нужды. [Троицкий П. Свято-Андреевский скит и русские кельи на Афоне. М., 2008. С. 18-19]

На подворье Свято-Ильинский скита в Одессе был открыт госпиталь для раненых солдат и офицеров, и в апреле 1916 г. игумен обители через Одесского архиепископа перевел 3 тысячи рублей для раненых. Братство русских обителей (келлий) не только приняло участие в организации и отправлении в Сербию во второй половине 1914 г. русской санитарной монашеской дружины из 20 человек во главе с иеромонахом Епифанием, но и попыталось послать подобный санитарный отряд в Россию, однако быстрое закрытие Османской империей черноморских проливов не позволило это сделать. Братство также пожертвовало на нужды Российского Красного Креста 1611 рублей, отправило несколько десятков тысяч иконок, крестов, религиозных брошюр и листков в армию на территории России, а также в русские части на Салоникском фронте. В эти же части несколько раз посылались для совершения треб иеромонахи-келлиоты. [АРПМА. Оп. 10. Д. 180. Док. № 163. Л. 193-193об; Феннел Н., Троицкий П., Талалай М. Ильинский скит на Афоне. М., 2011. С. 148]

События Первой мировой войны, революции 1917 г. и гражданской войны в России прервали связь русских святогорцев с родиной и крайне неблагоприятно отразились на их просветительской и социальной деятельности. Однако, несмотря на острую нехватку средств и продовольствия помощь бедным пустынникам (сиромахам) продолжилась. В 1918-1920-х гг. Руссик содержал более 200 сиромах. Продолжали функционировать монастырская больница и приют для престарелых иноков.

Из-за отсутствия средств практически полностью остановилась издательская работа, перестал выходить журнал «Душеполезный собеседник». В частности, в 1920 г. прекратилась всякая типографская деятельность на территории монастыря. Однако, хотя и в других формах просветительская работа обители все-таки продолжилась.

В 1920-е гг. хранившиеся в Свято-Пантелеимоновском монастыре рукописи стали объектом исследования для целого ряда ученых и церковных деятелей. Так 23 мая 1921 г. в монастырь приехал из Афин для занятий в библиотеке католический архиепископ. 6 июня 1922 г. в Руссик прибыл профессор Лёвенского университета (Бельгия) Лефорт для изучения рукописей в монастырской библиотеке с рекомендательными письмами Иерусалимского Патриарха Дамиана и греческого министра. [АРПМА. Оп. 10. Д. 150. Док. № 143. Л. 72]

Несколько поездок на Афон совершил тесно связанный со Свято-Пантелеимоновским монастырем известный американский византолог и археолог профессор Томас Уитмор (Виттемор, Whittemore), основатель и директор Византийского института в Париже, реставрировавший в 1930-е гг. мозаики нескольких константинопольских церквей, в том числе знаменитого храма Святой Софии. В частности, в 1925 г. он пребывал в Свято-Андреевском скиту, а в 1927 г. – в Руссике, где работал в библиотеках. В 1930-е гг. Т. Уитмор оказывал монастырю материальную помощь на десятки тысяч драхм. В 1923-1925 гг. в святогорских книгохранилищах, в том числе Руссика, работал итальянский исследователь Ф. Перилло, опубликовавший в 1927 г. результаты своих трудов. В 1926-1927 гг. в библиотеке Свято-Пантелеимоновского монастыря работал английский византинист и журналист Роберт Байрон (Byron), автор книги «TheByzantineAchievement. An Historical Perspective A. D. 330-1453» (Лондон, 1929), атакжеброшюры «The Station. Athos: TreasurуsandMen» (Лондон, 1928), посвященного его поездке по афонским монастырям. [Зайцев Б.К. Афины и Афон. Очерки, письма, афонский дневник / Сост. А.М. Любомудров. СПб., 2011. С. 172, 281]

Продолжалось и распространение религиозно-просветительных изданий, сотни тысяч экземпляров которых оставались на складе монастыря. В 1920-е гг. братия Руссика снабжала необходимой литературой Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей в Сремских Карловцах (Югославия). Так, например, в начале августа 1926 г. управляющий делами Архиерейского Синода Е.И. Махараблидзе просил игумена Мисаила прислать несколько книг «Добротолюбие», и в следующем письме от 20 августа благодарил за их получение и обещал выслать в качестве оплаты 660 динар. [АРПМА. Оп. 10. Д. 207. Док. № 175. Л. 10, 12]

В 1930-е гг. объявления о возможности приобретения духовно-нравственных книг в русских афонских обителях публиковались в изданиях крупнейшего книгоиздательского центра русского церковного зарубежья — монастыря преп. Иова Почаевского в Ладомировой (Чехословакия). Так, например, в «Православном церковном календаре на 1936 г.» были опубликованы соответствующие объявления четырех крупнейших русских обителей Святой Горы. [Православный церковный календарь на 1936 г. Владимирова, 1935. С. 7

Во второй половине 1930-х гг. была предпринята попытка возобновить издательскую деятельность в Руссике. В частности, 3 августа 1936 г. направленный Югославию монах написал о. Виссариону о том, что в Свято-Пантелеимоновском монастыре имеются давно не используемые специальные машины для изготовления копий (шапирографы) и привел полученную им в Белграде от русских эмигрантов инструкцию для возобновления работы этих машин, однако это не получилось.

При этом в монастыре еще хранилось большое количество книг и журналов, выпущенных в XIX - первой четверти XX века. Некоторые из богословских изданий высылались, занимавшимся научной работой представителям русской эмиграции, например, в 1936-1937 гг. Роману Стрижкову и князю Никите Мещерскому. Доходы же монастырской лавки Руссика от продажи книг в предвоенный период постепенно сокращались: в 1935 г. они составляли 71369 драхм, в 1936 г. – 46783 драхмы, в 1937 г. – 46402 драхмы, в 1938 г. – 32619 драхм, в 1939 г. – 23479, в 1940 г. – 7331 и в 1941 г. - 14200 драхм. [АРПМА. Оп. 10. Д. 225. Док. № 182. Л. 25об

Большое негативное значение имело введение в 1938 г. запрещения вывоза со Святой Горы богослужебных книг и церковных предметов нового времени (имевших только рыночную ценность). Между тем, эти книги были результатом миссионерской издательской деятельности русских обителей Афона и служили делу религиозного просвещения славянских народов. [Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т. Т. 1. М., 2009. С. 213]

Публикация же в русских эмигрантских изданиях обращений, воззваний, листков, стихотворений, писем святогорцев продолжилась. Так в выходившем в Белграде журнале «Церковное обозрение» в 1940 г. было опубликовано стихотворение, посвященное Божией Матери, из листовки, присланной в редакцию русскими насельниками Афона. [Церковное обозрение. Белград. 1940. № 3. С. 4]

Просветительскую деятельность вела и монастырская фотография, так как для приезжавших на Афон ученых в ней изготовляли снимки с редких рукописей, в том числе хранившихся в других монастырях. Об этом, в частности говорилось в воззвании братии обители к русским эмигрантам накануне начала Второй мировой войны. Работала фотография Руссика и в военный период. В монастырском архиве сохранилось описание имущества фотографической кельи от 4 декабря 1946 г., тогда ею заведовал монах Ипатий. [АРПМА. Оп. 10. Д. 235. Док. № 187. Л. 1-2]

Вторая мировая война практически полностью прервала просветительскую деятельность братии Руссика. Но уже через несколько лет после окончания войны  — с конца 1940-х гг. возобновилась активная продажа и распространение Свято-Пантелеимоновским монастырем духовной литературы, теперь в основном путем ее пересылки русским эмигрантам – в США, Великобританию и другие страны. Так в 1956 г. доход от ее продажи подобным образом составил 41732 драхмы, в 1957 г. – 25044, а в 1958 г. – 38974 драхмы. [АРПМА. Оп. 10. Д. 246. Док. № 193. Л. 5, 6об] Рассылка религиозно-просветительных и богословских книг продолжалась и в дальнейшем.

В течение нескольких десятилетий братия Свято-Пантелеимоновского монастыря не имела связи с родиной, что привело к почти полному прекращению научного изучения хранившихся в монастырской библиотеке рукописей. Об этом периоде времени имеется краткое свидетельство шотландского паломника Сиднея Лоха, который посетил в середине 1960-х гг. книгохранилище Руссика: «В библиотеке сохранилось несколько иллюстрированных Евангелий, датируемых XI–XIV вв., несколько фрагментов рукописей, несколько славянских пергаментов, десятки славянских церковных книг, написанных до XIX века, и значительное количество современной богословской литературы». [Sydney Loch. The Holy Mountain. London, 1967. P. 108]

В конце 1960-х гг. возобновилось пополнение Свято-Пантелеимоновского монастыря иноками Русской Православной Церкви, однако преграды для изысканий отечественных исследователей на Афоне оставались. Между тем началось изучение манускриптов Свято-Пантелеимоновского монастыря греческими исследователями. В 1981 г. известный ученый, заслуженный профессор Салоникского университета А.-Э. Н. Тахиаос опубликовал подробное описание собрания рукописей Руссика (снабженное снимками), куда, правда, вошли сведения лишь о части фонда – 74 кодекса конца XIII – XIX веков. [Tachiaos A.-E. N. The Slavonic Manuscripts of Saint Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Thessaloniki-LosAngelos, 1981.] В это время видный московский ученый, научный сотрудник Института истории Академии наук СССР Я.Н. Щапов еще писал: «Что касается Пантелеимонова монастыря «Руссика», в котором в послевоенные годы был пожар, то новых сведений о русских рукописях, принадлежавших этому монастырю, в нашем распоряжении нет». [Щапов Я.Н. Восточно-славянская рукописная книга за рубежом и проблемы научного описания // Проблемы научного описания рукописей и факсимильного издания памятников письменности. Л., 1981. С. 41].

Однако вскоре ситуация изменилась. В сентябре-октябре 1983 г. научная экспедиция из Советского Союза впервые смогла приступить к работе в библиотеке Свято-Пантелеимоновского монастыря, возобновив, таким образом, после 70-летнего перерыва изучение уникальных святогорских рукописей отечественными исследователями. В состав этой исследовательской группы входили ее руководитель — заместитель председателя Издательского отдела Московской Патриархии архимандрит Иннокентий (Просвирнин), а также специалисты Академии наук СССР и Государственной библиотеки имени Ленина  (ныне Российской государственной библиотеки) московские исследователи А.В. Лебедев, Н.Б. Тихомиров, А.А. Турилов и представитель Московской Духовной Академии В.П. Казанцев. Экспедиция проводилась под эгидой Археографической комиссии при Президиуме Академии наук. [Архив ОВЦС МП. Папка «Афон». Справочные материалы]

27 февраля 1984 г. в конференц-зале Библиотеки Академии наук в Ленинграде состоялось заседание, на котором архимандрит Иннокентий сделал сообщение о результатах работы научной экспедиции на Афоне и об изучении рукописей Свято-Пантелеимоновского монастыря. В этот же день научные материалы экспедиции передали в рукописный отдел Библиотеки Академии наук, где, согласно ранее принятому решению, было организовано хранилище рукописных материалов, связанных с историей Святой Горы. [Архимандрит Августин (Никитин). Афон и Русская Православная Церковь (Обзор церковно-литературных связей) // Богословские труды. 1997. № 33. С. 103] Однако намеченная на июнь – август 1984 г. поездка второй группы ученых из Советского Союза на Афон не состоялась из-за противодействия греческого Министерства иностранных дел. В дальнейшем Н.Б. Тихомиров и А.А. Турилов составили полный каталог собрания рукописей Свято-Пантелеимоновского монастыря с постатейной росписью содержания.

Эта работа отечественных исследователей представляла большую ценность еще и потому, что рукописи, хранящиеся в святогорских обителях, подвергались разного рода опасностям. Так, в 1968 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре возник большой пожар, уничтоживший часть зданий обители. По свидетельству ее насельников, пламя стало быстро распространяться и уже охватило постройки, прилегающие к библиотеке, в огне была дверь книгохранилища, но именно в этот момент пожар удалось потушить. Это счастливое обстоятельство позволило сохранить бесценные рукописи, которые могли разделить судьбу сгоревших манускриптов Свято-Андреевского скита. В середине 1990-х гг. библиотека Свято-Пантелеимоновского монастыря содержала более 1320 греческих и около 600 славянских рукописей, написанных на пергаменте, папирусе и на бумаге, а также свыше 25 тысяч книг на русском, греческом и других языках, среди которых были очень редкие старопечатные издания.

В 1999 г. в Салониках вышел составленный российскими учеными А.А. Туриловым и Л.В. Мошковой краткий сводный каталог славянских рукописей всего Афона, подготовленный преимущественно на основании печатных описаний, но с уточнением многих данных, содержащий сведения о 1109 рукописях XI – XVIII веков. [Славянские рукописи афонских обителей / Сост. А.А. Турилов, Л.В. Машкова, под ред. А.-Э. Н. Тахиаоса. Салоники, 1999] В настоящее время в библиотеке Руссика хранится 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 тысяч томов печатных книг.

В 2000-е гг. с помощью правительства Москвы и московских архивистов началась упорядочение и систематизация библиотеки и архива Руссика, сопровождавшееся активной издательской деятельностью с участием российских исследователей. В Москве был создан Институт изучения Афона, сотрудники которого, совместно с насельниками обители, в августе 2012 г. возобновили издания журнала Свято-Пантелеимоновского монастыря «Душеполезный собеседник».

С ростом числа насельников и укреплением обители стала развиваться и социальная работа – появилась монастырская больница, особые форму ухода за престарелыми иноками, благотворительная поддержка различных церковных организаций в России и на Украине.

28 марта 2014 г. при Свято-Пантелеимоновском монастыре открылся музей, посвященный 1000-летнему наследию русского монашества на Святой Горе. В музее собрана богатейшая коллекция экспонатов: древние рукописи, редкие книги, богослужебные облачения, церковная утварь, иконы, картины, статуэтки, механизмы, инструменты, предметы быта, фотографии, связанные с историей и наследием Афона. На территории музея представлены как экспонаты эпохи античности, так и времен византийской империи и турецкого владычества. В музее собрана вся история и многовековое наследие Афона, потому теперь можно ознакомиться с историей каждого монастыря или скита в одном месте. Культурная программа, экскурсии и ознакомление с экспонатами и историей Афона, которые организуют специалисты монастырского музея, совмещены с приобщением к величайшим святыням русского Афона, его многочисленным целебным мощам святых и чудотворным иконам, совершением поклонения им, участием в богослужении и многим другим.

При содействии учрежденного в 2011 г. Общественно-попечительского совета Международного фонда восстановления и сохранения культурного и духовного наследия русского на Афоне Свято-Пантелеимоновского монастыря были подготовлены и выпущены три из 20 запланированных изданий (по 1000 экземпляров каждый) — «Русский Афонский отечник», «Каталог славяно-русских рукописей Афонского Пантелеимонова монастыря» и «Монахологий Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне». В мае 2013 г. в Белграде (Сербия) была проведена первая Международная научная конференция «Афон и славянский мир», посвященная 1000-летию русского монашества на Афоне, где был представлен «Каталог славяно-русских рукописей Афонского Пантелеимонова монастыря». В мае 2014 г. состоялась вторая подобная конференция в Софии (Болгария), собравшая большое количество известных ученых из различных стран. Планируется проведение следующих конференций, в 2015 г. — в Киеве (Украина) и заключительной, в юбилейный 2016 год — в Москве. Таким образом, просветительская деятельность Свято-Пантелеимоновского монастыря сейчас находится на подъеме.

Михаил Шкаровский,

доктор исторических наук, профессор

 

Конференция: Афон и славянский мир. София (Болгария), 13-14.05.2014. Свято-Пантелеимоновский монастырь Афона. Русские обители Афона в годы Первой мировой войны

 

 

Источник

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Продолжатель традиции старчества. Духовник Афонского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданов)
17 (30) ноября 1920 года отошел ко Господу выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик его великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии
Отношение некоторых иностранцев к Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю в последние годы игуменства схиархимандрита Макария (Сушкина)
Доклад доктора философии Н. И. Феннелла на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднов
Русские старцы-отшельники на Афоне
Традиции русского пустынного и пещерного подвижничества никогда не иссякали как на Святой Горе, так и на Святой Руси. Со времен преподобного Антония Печерского, 1000 лет назад принесшего и утвердившег
Подвижник нашего времени. Жизнеописание 100-летнего игумена Афонского Пантелеимонова монастыря о. Иеремии (Алехина) (+ ФОТО)
Исполнилось 40 дней с момента блаженной кончины Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), преставившегося ко Господу 4 августа ( 22 июля ст. ст.) 2016
Святогорский игумен - схиархимандрит Андрей (Веревкин) и явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы
Чудесное явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в 1903 году случилось в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон во времена игуменства в обители выдающегося святогорског
Русские князья — покровители Святой Горы и Русика в XVI веке
С 1497 года Россия со столицей в Москве, уже достаточно консолидированная (хотя и не восстановленная в прежних границах), фактически принимала на себя не только представительские, но и ктиторские функ
Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского
Формирование монашеской традиции на Руси восходит ко временам Великого князя Киевского Владимира Святославовича (+1015), вскоре после его женитьбы на византийской принцессе Анне и Крещения Руси.
Прп. Ангелина Сербская в судьбе Русского Афона
В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), се
Русь и Афон в XVI веке: Миссия игумена Паисия
Несмотря на всю поддержку православных государей в XVI веке, на регулярные пожертвования, святогорские обители все более и более впадали в бедность из-за непосильных турецких поборов. Россикон пережил
Русские княжества эпохи междоусобиц и Святая Гора в XII — XIII веках
Переход великого княжения к Андрею Юрьевичу Боголюбскому (ум. 1174), сыну Юрия Долгорукого, ознаменовался некоторым отдалением Руси от Византии. На Руси это период междоусобиц, дробления княжеств и ча
Последние обновления
Архив сайта
<<<Июнь 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
161719202122
23242526272829
30      
Видеогалерея

 

 

на верх