Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Пантелеимонов монастырь в годы русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

rus tur voyna 1Русско-турецкая война 1877–1878 годов явилась тяжелым испытанием для монастыря и для всего русского монашества на Святой Горе. 26 октября 1876 года отцы Иероним и Макарий обратились к послу Н. П. Игнатьеву с просьбой провести переговоры с патриархом касательно защиты русских святогорцев в предстоящее трудное время.

Они напомнили годы Крымской войны, когда Патриарх на все запросы правительства отвечал, что на Афоне нет русских, а есть только афонцы. Озабоченность старцев вызывала также судьба дома в Константинополе, записанного на имя русского подданного. Выезжать братии с Афона они находили категорически неприемлемым, так как это грозило утратой монастыря для русских.

3 апреля 1877 года российское консульство в Фессалонике получило телеграмму из Петербурга, в которой предлагалось тем русским, которые опасаются оставаться на Афоне, отправиться на Кавказ через Поти в Кутаис на наемном французском пароходе, не сходя на берег в Константинополе. Однако уже консул Т. П. Юзефович в записке к о. Макарию выражал опасение, что оглашение подобного совета может вызвать нежелательный переполох на Святой Горе.

Одновременно были получены телеграммы от управляющих афонскими подворьями в Москве и Константинополе, от брата о. Макария В. И. Сушкина и от находящегося в Константинополе А. И. Нелидова. Советы предлагались разные — от организованной эвакуации всей братии или расселения ее по островам архипелага до оставления всех на Святой Горе. Нелидов, в частности, выказал уверенность, что Афону опасность не грозит, а бежать преждевременно было бы несовместимым с монашеским обетом и достоинством русского имени.

Очевидным было также и то, что в случае отъезда даже части братии будут потеряны позиции, с таким трудом завоеванные русскими монахами в продолжение последних десятилетий. Поэтому, как и в Крымскую войну, отцами Макарием и Иеронимом было принято решение не оставлять Святую Гору.

11 апреля Юзефович объявил старцам о прекращении дипломатических отношений России и Турции и о выезде консульства из Солуни. Русские афонские подданные были поручены покровительству французского консула Малле. Начавшаяся война возбудила затихшие было страсти. Поводом к всплеску страстей против русских афонцев послужило выступление в турецком парламенте депутата из Смирны Енитехерли-хаджи-Амета, который указал на опасность, которая может произойти от присутствия 10 000 русских на Афоне.

rus tur voyna 2Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Император Александр II на передовой.

Эта речь была подхвачена греческой прессой: в частности, газета «Фракия» напечатала пространную статью против русских, поправляя, впрочем, завышенные цифры из доклада турецкого депутата. Подхватила клевету, распространявшуюся против русских, и британская дипломатия, всегда искавшая удобного случая повредить делу Православия на Востоке и посеять семена раздора между греками и русскими. Посол Лейард в своей депеше писал, что он узнал из «достоверного источника», будто русские агенты стараются подготовить восстание в Македонии и Фракии, а деньги для этого дает игумен Макарий, который и прежде был якобы избран в настоятели благодаря денежным средствам.

Для разъяснения ситуации в Порту был вызван Патриарх Иоаким II, который заверил правительство в благонадежности русских. Однако совет министров принял решение о переселении русских монахов в монастырь Сумела близ Трапезунда. Патриарх был оскорблен недоверием к его мнению и подал прошение об отставке, причем сопроводил его длинным письмом в оправдание русской братии.

Только после командирования 8-17 сентября 1877 года специальной правительственной комиссии (в нее входили министерский чиновник Зивер-бей и митрополит Хиосский Амвросий), которая была радушно встречена монахами, подозрения правительства утихли. Еще до прибытия правительственной комиссии Патриарх послал на Афон своего экзарха, Иоакима митрополита Дерконского с поручением собрать подробные сведения об иноках Святой Горы.

18 сентября в монастырь прибыл еще один греческий архиерей — Кирилл Гревенский. Оба имели продолжительную беседу с турецкими чиновниками. Следственные комиссии не выявили ничего подозрительного в среде русских монахов, и, таким образом, дело было окончено. Монастырь не потерпел во время войны никакого ущерба. Не так благополучно обстояло дело на Солунском подворье, которое было разгромлено 29 августа 1877 года, а монахи (о. Алексей и его товарищи) подверглись тюремному заключению.

Л.А.Герд

Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Русские старцы-отшельники на Святой Горе Афон
Традиции русского пустынного и пещерного подвижничества никогда не иссякали как на Святой Горе, так и на Святой Руси. Со времен преподобного Антония Печерского, 1000 лет назад принесшего и утвердившег
Афонский Пантелеимонов монастырь и последние годы царя Ивана Грозного
В конце 1581 года умер старший сын и наследник московского царя Иоанна Васильевича Грозного, царевич Иван Иванович. Смерть царевича Ивана вызвала большое количество вкладов на помин его души в монасты
Афон и православная миссия на Алтае
В рамках празднования 1000-летия русского монашества на Святой Горе Афон в Алтайском крае в этом году по благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия на горе Синюха Колыванского хребта
Продолжатель традиции старчества. Духовник Афонского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданов)
17 (30) ноября 1920 года отошел ко Господу выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик его великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии
Отношение некоторых иностранцев к Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю в последние годы игуменства схиархимандрита Макария (Сушкина)
Доклад доктора философии Н. И. Феннелла на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднов
Русская обитель на Афоне – это общая духовная школа для православных народов Святой Руси
Предлагаем читателям портала «Русский Афон» доклад антипросопа Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Кириона, прочитанный им на международной конференции «Русь – Святая Гора Афон: тысяча
Подвижник нашего времени. Жизнеописание 100-летнего игумена Афонского Пантелеимонова монастыря о. Иеремии (Алехина) (+ ФОТО)
Исполнилось 40 дней с момента блаженной кончины Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), преставившегося ко Господу 4 августа ( 22 июля ст. ст.) 2016
Святогорский игумен - схиархимандрит Андрей (Веревкин) и явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы
Чудесное явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в 1903 году случилось в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон во времена игуменства в обители выдающегося святогорског
Афон и первый русский царь
Иван IV Васильевич Грозный, великий князь, а с 1547 года — первый царь Руси, оставил значительный след в истории Афона и Россикона, продолжая ктиторские традиции установленные его отцом, великим княз
Русские князья — покровители Святой Горы и Русика в XVI веке
С 1497 года Россия со столицей в Москве, уже достаточно консолидированная (хотя и не восстановленная в прежних границах), фактически принимала на себя не только представительские, но и ктиторские функ
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх