Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Пантелеимонов монастырь XVIII-го века в описаниях современников

prestol starogo russika 1Как выглядел Русский монастырь на Афоне в первые годы после заселения его греками? До нас дошли письменные свидетельства людей, посетивших обитель во второй половине XVIII-го века. Это «Путеводитель по Афону» Иоанна Комнина, описание Руссика Василия Григоровича-Барского, документы турецкой администрации и записки монаха Игнатия (Деншина).

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ИОАННА КОМНИНА

Краткое описание обители Св. Пантелеимона дает популярный в греческом мире XVIII столетия путеводитель по Афону, составленный Иоанном Комнином в начале века и вновь изданный в 1745 году, то есть практически в те же годы, когда Гору посетил повторно русский путешественник Василий Григорович-Барский.

Приведем его полностью:
«О священном монастыре Росов.
Священный и честной монастырь Росов также (здесь, по-видимому, составитель отсылает читателя к предыдущему описанию, предметом которого был монастырь Филофей) находится на месте равнинном и пространном, и изобилующем водами. Окружен он келлиями и пиргами и прочим. Храм же в честь святого великомученика Пантелеимона. И насколько его ширина и величина дивны, настолько и высота. Есть (там) и шесть параклисов, и другие строения, слова и памятования достойные. Ктитором же сего был князь Сербский Лазарь, который, по причине крайней его добродетели, впоследствии стал святым. Там находится и честная глава святого Пантелеимона, и миро святого Димитрия, и другие мощи безымянных святых».

komnin putevoditelПутеводитель по Афону, составленный Иоанном Комнином в начале ΧVΙΙΙ в.
Титульный лист второго издания. 1864 г.

Как видно, уже в эти годы производил впечатление величественный собор монастыря, от которого к началу XIX века оставались уже одни руины.

ВАСИЛИЙ ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ

Василий Григорович-Барский дает куда более обстоятельное описание: «Монастырь сей отстоит от... Ксенофа (т. е. Ксенофонта) на три часа ходьбы, а от моря — на один час, а от Кареи и Протата — два часа. Находится он на половине горы, то есть между вершиной горы и берегом моря, ибо каково расстояние от моря до монастыря, такое и от монастыря до вершины. Но создан он на месте ровном и здоровом, и радостном, и весьма уединенном и безмолвном, при покосах и изобильных водах, которые текут в монастырь издалека по ринвам, или деревянным желобам, с верхних северных гор, поскольку с востока и севера (монастырь) имеет горы выше себя, а с юга и запада — ниже.

Вода же приходит из двух мест, одна лучше, (пригодная) для питья, а другая хуже, для мытья сосудов, полива виноградника и прочих необходимых дел. (Монастырь) четвероуголен, но стены его неравны, ибо он более простирается с севера на юг, чем с запада на восток. Ибо на западе он не мог более простереться из-за потока, который течет близ стены по камням, а на востоке — из-за высокого холма, стоящего рядом.

Ему принадлежит достаточно хорошей земли и в изобилии — леса, в котором произрастают всякие деревья, но особенно великое множество больших и прекрасных каштановых деревьев, из которых (монахи) нарезают себе достаточно досок, и другим позволяют, и, получая от этого прибыль, тратят ее на другие монастырские нужды. В лесах также достаточно грибов, и келлий — около двенадцати и более просторных, при источниках вод, на различных местах, весьма безмолвных.

Врат (у монастыря) двое, в северном углу, внешние и внутренние, и внешние покрыты железом, по древнему обычаю, из-за (происходящих) временами набегов варваров, при внутренних же вратах — пирг, построенный из камня, и крепкий, и высокий. Перед вратами — деревянный мостик через поток, а на другой стороне потока перед вратами сад, с кельей садовника, как можно понять по этому рисунку, на котором я изобразил сей монастырь, каким он виден, когда подходишь к нему с северо-западной стороны.

Там и игуменская келлия или, лучше сказать, (келлия) скевофилакса, в северной стене, над внутренними (вратами), при упомянутом прежде высоком пирге, в котором хранят церковные сосуды и книги, и хрисовулы. Там недалеко, в северном углу, и гостиница, а в южной стене — пекарня, поварня, ключня и трапезная; а западная стена полна иноческих келлий, созданных высоко и красиво, в три ряда. А стена восточная была пуста, без келлий, так как из-за ветхости они рухнули и совсем разорены.

prestol starogo russikaПрестол старого, разрушенного храма Старого Нагорного Руссика.

Монастырь же, будучи беден, не имел силы воздвигнуть их снова, ожидая, пока Бог откуда-нибудь пошлет ему руку помощи. Ибо хотя он имел и небольшой долг, но по причине своей скудости не мог освободиться и от того. К тому же ему и нет надобности созидать большее (число) келлий, ибо живущие в нем иноки, греки, были малочисленны, десять или двенадцать (человек), а келлий там достаточно и для двадцати.

Все же были трудолюбивы и заботились о монастыре, особенно же скевофилакс, муж благонравный и смотрительный, и во время его (управления) обитель сия пришла в лучшее благочиние и силу, о чем я возрадовался и похвалил их усердие, хотя то были и греки и обладали русским имуществом противно правде. Ибо усердные строители созидают монастыри, а неусердные разрушают.

Монастырь сей хотя по (пространству), окруженному стенами, и меньше описанного ранее Ксенофа (Ксенофонта), однако двор имеет просторный и ровный и приятный. Изрядна там и церковь, с одной главой и длинной оловянной кровлей, созданная в честь святого великомученика Пантелеимона, с двумя папертями и преддверием, и внутри вся она записана иконописанием весьма выдающимся, (работы) некоего прославленного древнего живописца, именуемого Панселином. Есть (в храме) и хорос, и светильники, и иная утварь, но вся — худая и убогая.

(Храм) же по планировке крестообразен, пол его — простой мраморный, и видны на нем следы, оставшиеся от различных украшений, но во время запустения они разрушились. Высоту (храм) имеет изобильную, шириной он — в двадцать шагов, длиной же — в двадцать два. Поддерживается четырьмя столпами высотой в две сажени. Два из них из цельного мрамора, а другие два — кладка, но и храм весь во многих местах расселся из-за ветхости. И в алтаре, за иконостасом, также четыре столпа, меньших, тоже мраморные. И вот, воистину удивительно, каким образом туда затащили столь тяжелые мраморные (глыбы), на столь высокое горное место и труднодоступное с побережья (у В. Григоровича-Барского — букв. с земли).

Первая паперть, то есть внутренняя, поддерживается двумя белыми мраморными столпами высотой в полторы сажени, длиной она девять шагов, а широтой — четырнадцать. Внешняя же паперть — меньше, и еще есть преддверие. Врат там пять, двое в передней паперти, западные и северные, и одни во внутренней паперти, западные, и двое в западной стене самого храма, малые боковые и большие посредине, весьма художественным плетением и тонким художеством древним иссечены, со многими славянскими надписями, также большими буквами высеченными и по причине ветхости едва читаемыми».

Далее Василий Григорович-Барский приводит эти надписи и описывает изображения, а затем продолжает описание построек: «Помимо этого соборного храма, там когда-то, говорят, было шесть параклисов, то есть малых церквей, но все разорились и рухнули. Во время моего пребывания там два еще обретались крепкого и красивого строения, с главами, один — в восточном углу монастыря, на пирге, имеющий верх, покрытый оловом, а другой — перед великой церковью, с верхом, покрытым черепицей. Кровли же прочих монастырских зданий крепки, по дереву каменные, то есть из каменных дощечек, по общему святогорскому обыкновению.

Было же там, как слышно, и много книг, печатных и древних рукописных славянских, но во время моего посещения там было малое их число, только некоторые (книги) правил и Отечники, но и те живущие там греческие отцы готовы были продать. Мощей же там когда-то было много, но в мое время — только эти: глава целая святого мученика Пантелеимона; задняя часть главы, с черепом и плотью от шеи, святого мученика Ермолая; а также другие малые частицы: частица (мощей) святого Харалампия; частица (мощей) святого Кирика; частица (мощей) праведного Иосифа Обручника; часть мира святого великомученика Димитрия и иные частицы неизвестных святых. Хрисовулов же, то есть царских грамот, славянских я видел много, около пятнадцати...»

opisanie barskogoВасилий Григорович-Барский. «Первое посещение Святой Афонской Горы».
Титульный лист издания 1884 г.

Описав несколько грамот, русский путешественник завершает свое повествование так: «...В присутствие мое (монастырь) был весьма беден и ниоткуда не (мог) получить руки помощи, только от трудов своих и от прошения милостыни у общих ближних христиан, находящихся под турецким игом. Однако у него во владении было достаточно хорошей земли и леса, на два часа пути в длину и также на два в ширину; еще и вне Святой Горы (он имел) приписанные (к нему) метохи, с нивами и масличными садами, и оттуда получал снабжение. Вдалеке, примерно в часе пути, на морском берегу (монастырь) имеет также арсенал и небольшие лодки, и сети, и мельницу, с садом и келлиями, для своих нужд. Там издревле был создан высокий и крепкий пирг с пушками, как и в других монастырях, но или от старости, или от землетрясения половина (его) обвалилась, а половина еще стояла...»

ДОКУМЕНТЫ ТУРЕЦКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Описание Василия Григоровича-Барского чрезвычайно важно и информативно. Необходимо отметить, что, как и Иоанн Комнин, он обращает внимание на размеры храма, похожим образом описывает местоположение обители, а также приводит весьма близкий приведенному в «Проскинитарии» Комнина список святынь.

Однако в описании Барского отмечены многочисленные разрушения и утраты, например шесть параклисов, упоминаемых в «Проскинитарии», упоминаются как по большей части обрушившиеся. Те несколько слов, что были посвящены Барским монастырской библиотеке, также заключают в себе весьма ценную информацию; они во многом объясняют тот состав славянских книг, который мы обнаруживаем сейчас в Пантелеимоновом монастыре.

Фактически, подробное описание русского путешественника сохранило для последующих поколений облик Русского монастыря, в каком он представал перед паломниками в этот непростой период своей истории, незадолго до окончательного перенесения обители на новое место (которое, к слову, также нашло свое отражение в последних строках описания Барского).

О положении обители в 1760-е годы свидетельствуют документы турецкой администрации, в частности сурет от 20 марта 1767 года, содержащий официальную опись имений Русского монастыря. Этот документ дает достаточно любопытное описание Русской обители этого времени: «На Святой Горе есть двадцать монастырей; калогеры этих монастырей платят узаконенную дань в султанскую казну в три срока, каковая (дань) составляет семь тысяч пиастров. Из них Руссик обязан уплатить за хлеб и вино, сколько придется. Монастырь Русский на Святой Горе. Внутри монастыря одна церковь большая, покрытая свинцом, с двумя малыми.

gramota ioanna nikolayaГрамота воеводы Иоанна Николая о пожаловании Руссику 100 пиастров. 1744 г.

Другая церковь с комнатами и прочим внутри монастыря, и остальные здания — две церкви, сорок четыре комнаты, поварни две, келлий четыре, лавок две, овин один, стойло одно, большая пекарня одна, мельница одна, одна большая огороженная кула и одна прачечная. Сбоку от монастыря одна большая гостиница с двенадцатью горницами, одна келлия и одна кухня.

А в монастыре есть: один летний дом, одна мастерская, одна гостиница близ виноградников с одной церковью и одной комнатой. Пристанища для каиков (лодок) того монастыря. Один старый каик-хане (лодочный сарай) с одним отверстием, с двумя комнатами, одной лавкой, одним стойлом. Другой большой каик-хане с одним отверстием, рабочей для каиков, одной баркой, одной церковью, шестью комнатами, одной лавкой, одной кулой, с одним отверстием, пятью комнатами и виноградником».

МОНАХ ИГНАТИЙ (ДЕНШИН)

Отметим, что русский путешественник монах Игнатий (Деншин), посетивший Святую Гору Афон в 1767 году, дает следующее описание Руссика: «Монастырь зовомый Русский построен греческими царями, имееть каменные стены и кели о трех жильях; церковь великомученика Пантелеимона. Начальнейший игумен; братие состоит из греков и из прочего народу до ста человек».

gramota konstantinaГрамота Константина V Раковицы о даровании Руссику из господарских доходов 150 пиастров. 1750 г.

Если сведения о численности братии Русского монастыря, приводимые монахом Игнатием, верны, то можно говорить о некоем необычайном увеличении числа монахов в середине 1760-х годов: если в 1744 году, как мы видели, в монастыре было не более четырех насельников, а в начале XIX века (в 1803 году) их пятеро, причем по удалении трех смутьянов в монастыре останется только два инока, то в 1767 году речь идет почти о сотне монахов.

Кроме того, обращает на себя внимание и определение этнической принадлежности насельников Руссика: «братие состоит из греков и из прочего народу». К сожалению, монах Игнатий не уточняет этнической принадлежности «прочих» иноков Русской обители. Никаких других источников, подтверждающих или, напротив, опровергающих эти сведения, до сих пор обнаружить не удалось.

к.и.н. О.А. Родионов

Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Продолжатель традиции старчества. Духовник Афонского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданов)
17 (30) ноября 1920 года отошел ко Господу выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик его великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии
Отношение некоторых иностранцев к Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю в последние годы игуменства схиархимандрита Макария (Сушкина)
Доклад доктора философии Н. И. Феннелла на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднов
Русские старцы-отшельники на Афоне
Традиции русского пустынного и пещерного подвижничества никогда не иссякали как на Святой Горе, так и на Святой Руси. Со времен преподобного Антония Печерского, 1000 лет назад принесшего и утвердившег
Подвижник нашего времени. Жизнеописание 100-летнего игумена Афонского Пантелеимонова монастыря о. Иеремии (Алехина) (+ ФОТО)
Исполнилось 40 дней с момента блаженной кончины Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), преставившегося ко Господу 4 августа ( 22 июля ст. ст.) 2016
Святогорский игумен - схиархимандрит Андрей (Веревкин) и явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы
Чудесное явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в 1903 году случилось в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон во времена игуменства в обители выдающегося святогорског
Русские князья — покровители Святой Горы и Русика в XVI веке
С 1497 года Россия со столицей в Москве, уже достаточно консолидированная (хотя и не восстановленная в прежних границах), фактически принимала на себя не только представительские, но и ктиторские функ
Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского
Формирование монашеской традиции на Руси восходит ко временам Великого князя Киевского Владимира Святославовича (+1015), вскоре после его женитьбы на византийской принцессе Анне и Крещения Руси.
Прп. Ангелина Сербская в судьбе Русского Афона
В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), се
Русь и Афон в XVI веке: Миссия игумена Паисия
Несмотря на всю поддержку православных государей в XVI веке, на регулярные пожертвования, святогорские обители все более и более впадали в бедность из-за непосильных турецких поборов. Россикон пережил
Русские княжества эпохи междоусобиц и Святая Гора в XII — XIII веках
Переход великого княжения к Андрею Юрьевичу Боголюбскому (ум. 1174), сыну Юрия Долгорукого, ознаменовался некоторым отдалением Руси от Византии. На Руси это период междоусобиц, дробления княжеств и ча
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх