Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Принесение главы святого Пантелеимона в Константинополь и Молдавию

GlavaPanteleimona 3 1Важными событиями в жизни Русского монастыря в XVIII веке были «выходы» главной святыни обители «в мир». Так, в 1744 году глава св. великомученика и целителя Пантелеимона была доставлена в Константинополь, где в то время свирепствовала эпидемия, а затем достигла и Молдовлахийских земель, которые подвергались той же опасности.

Описание этого знаменательного «посещения» святым великомучеником страждущего христианского народа мы находим в одном из актов молдавских господарей, а именно в грамоте господаря Молдовлахии Иоанна: «Так случилось и нам своими очами видеть содеянные великомучеником и целителем Пантелеимоном над нами чудеса и благодеяния, которых мы удостоились в то время, как по милости Божией нам вверено было державным царством княжество Молдовлахийское.

Ибо когда честная глава его, составляющая драгоценность и великое сокровище царского ставропигиального священного монастыря, что на Святой Горе Афонской, называемого Русским, принесена была в Константинополь одним из подвизающихся там отцов по имени Серафимом, иеромонахом, то, услышав о прибытии оной, мы сочли долгом призвать с горячностью и верой заступление его к нам... и — о чудо! — очевидно увидели вскоре прибывшую и неотложно оказанную нам помощь святого в том, о чем мы молились.

Почему мы и приняли оную в нашем дворце в Константинополе, где во время бытности нашей при свирепствовании тяжкой болезни, называемой чумы, случилось заразиться (ею) некоторым из наших домашних, но от присутствия честной главы при ежедневном с надлежащим благоговением и верою молебствии, и с совершением водосвятия, зло утихло и не имело более силы заражать и совершенно касаться кого-нибудь оттоле.

Итак, мы, видя скорую помощь святого, добрым делом сочли оставить (главу) при себе, пока достигнем телесно во врученное нам княжество, но и здесь с Божией помощью и молитвой святого источила она нам множество чудес во все то время, как была при нас. За все те (благодеяния) мы сочли неизбежным долгом отослать ее (главу) в ее собственную обитель с честью и приличным напутствием, и возможным денежным пособием».

Из приведенного рассказа явствует, что перенесение честной главы св. Пантелеимона в Константинополь было предпринято новоизбранным господарем по собственному почину и что в дальнейшем он сам взял святыню с собой, дабы она оберегала его от морового поветрия как в Константинополе, так и на пути к месту княжения.

Весьма удачно произошедшее описывает еп. Порфирий (Успенский): «В 1744 году монастырь Руссов послал в Константинополь таксидиара своего, иеромонаха Серафима, за сбором милостыни с главою св. Пантелеимона. Тогда случился там молдавский господарь Иоанн Николай. В его доме появилась чума и заразила некоторых домочадцев. Отец Серафим позван был туда с оною главою, молебствовал, святил воду; и никто не умер от смертоносной язвы. Господарь, видя такое благоволение Божие и многие чудеса в других домах, принял в свое призрение монастырь св. Пантелеимона, дал ему значительное денежное пособие и пожаловал свой хрисовул в июле 1744 года...».

Между тем в отдельных исследованиях можно встретить и несколько иную версию событий. В частности, указывается, что в 1744 году чума уничтожила каждого десятого в Константинополе, причем пострадали, как это обычно и бывает при эпидемиях, отнюдь не только представители простого народа. В связи с разразившимся бедствием власти и жители Константинополя будто бы и попросили монастырь Св. Пантелеимона послать в город главу Целителя. Слова грамоты молдавского господаря «зло пресеклось и более не могло повредить или вообще прикоснуться к кому-либо» в таком контексте воспринимаются как относящиеся не только к его домочадцам, но в целом к положению дел в столице.

Однако основным источником сведений о прибытии в Константинополь главы Великомученика служит тот же акт 1744 года, что дает основание видеть в подобном истолковании слишком вольную интерпретацию источника.

gramota voevodu nikolayaГрамота воеводы Иоанна Николая об освобождении монастыря Домны от платы десятины с некоторых хозяйственных предметов. 1744 г.

Глава св. Пантелеимона покидала Русский монастырь в XVIII веке не один раз: в хрисовуле господаря Константина Раковицы говорится о посещении его (около 1750 года?) монахом со Святой Горы Мелетием, который принес с собой главу Великомученика, каковую господарь удостоился «принимать в своем господарском дворце, поклониться (ей) и лобызать (ее), и увидеть, как она источила чудеса» в ответ на его моления.

Наконец, сохранилось описание принесения главы св. Пантелеимона в Константинополь около 1806 года, уже после восстановления в обители киновиального устава и избрания игуменом знаменитого иеромонаха Саввы.

к.и.н. О.А. Родионов

Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Продолжатель традиции старчества. Духовник Афонского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданов)
17 (30) ноября 1920 года отошел ко Господу выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик его великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии
Отношение некоторых иностранцев к Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю в последние годы игуменства схиархимандрита Макария (Сушкина)
Доклад доктора философии Н. И. Феннелла на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднов
Русские старцы-отшельники на Афоне
Традиции русского пустынного и пещерного подвижничества никогда не иссякали как на Святой Горе, так и на Святой Руси. Со времен преподобного Антония Печерского, 1000 лет назад принесшего и утвердившег
Подвижник нашего времени. Жизнеописание 100-летнего игумена Афонского Пантелеимонова монастыря о. Иеремии (Алехина) (+ ФОТО)
Исполнилось 40 дней с момента блаженной кончины Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), преставившегося ко Господу 4 августа ( 22 июля ст. ст.) 2016
Святогорский игумен - схиархимандрит Андрей (Веревкин) и явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы
Чудесное явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в 1903 году случилось в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон во времена игуменства в обители выдающегося святогорског
Русские князья — покровители Святой Горы и Русика в XVI веке
С 1497 года Россия со столицей в Москве, уже достаточно консолидированная (хотя и не восстановленная в прежних границах), фактически принимала на себя не только представительские, но и ктиторские функ
Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского
Формирование монашеской традиции на Руси восходит ко временам Великого князя Киевского Владимира Святославовича (+1015), вскоре после его женитьбы на византийской принцессе Анне и Крещения Руси.
Прп. Ангелина Сербская в судьбе Русского Афона
В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), се
Русь и Афон в XVI веке: Миссия игумена Паисия
Несмотря на всю поддержку православных государей в XVI веке, на регулярные пожертвования, святогорские обители все более и более впадали в бедность из-за непосильных турецких поборов. Россикон пережил
Русские княжества эпохи междоусобиц и Святая Гора в XII — XIII веках
Переход великого княжения к Андрею Юрьевичу Боголюбскому (ум. 1174), сыну Юрия Долгорукого, ознаменовался некоторым отдалением Руси от Византии. На Руси это период междоусобиц, дробления княжеств и ча
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх