Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Святая Гора глазами русского моряка в 1807 году

PanteleimMonastirStarFoto3Возможно, первое в XIX веке описание Святой Горы, сделанное русским, принадлежит морскому офицеру, затем дипломату, писателю, издателю и собирателю древностей П.П. Свиньину (1787–1839). Он в 1805–1809 годах служил на корабле, в составе прославленной среди святогорцев средиземноморской эскадры вице-адмирала Д. Н. Сенявина.

Замечательно оно тем, что было сделано в 1807 году незадолго до знаменитого Афонского сражения между российской и турецкой эскадрами, в котором автор принимал непосредственное участие. Это сражение будут наблюдать со Святой Горы сотни глаз, и кто знает, сколько молитв возносилось тогда к Игумении Святой Горы. О победе Сенявина над турками у берегов Афона долго будут потом вспоминать старожилы; один из них (зографский игумен архимандрит Анатолий) напомнит об этом событии великому князю Константину Николаевичу в 1845 году.

Свиньин опубликовал свой текст об Афонской Горе дважды — в 1817 и в 1819 годах , когда в России набирал популярность романтизм. Печать этого литературного стиля отразилась и на его описании. «Какое перо может изобразить захождение солнца, ныне нами виденное — когда яркие лучи его постепенно спускались с белизны снегов на мрачные леса, с лесов на рощи, с рощей на башни, с башен на кремнистые берега, с берегов на море и там потухали в бездне; когда бледная луна заступала место яркого светила и облекла все предметы таинственным светом и тьмою; когда огни подобно метеорам мелькали в кельях отшельников! Сердце невольно стремится познакомиться с предметами, являющимися в столь очаровательном виде. Но где почерпнуть сведения о святых местах сих? В каком путешественнике найти разыскания о драгоценностях, священных для христианина и историка, напоминающих высокие добродетели, пламенную любовь к Богу и ближнему! Удивляюсь, как Шатобриан, быв недавно столь близко мест сих, не посвятил несколько дней на описание Афонской Горы? Русским даже непростительно не знать ее: издревле монастыри здешние имели сношение с Россиею, и я совершенно уверен, что в здешних монастырских архивах находится много грамот и других памятников — неоцененных для отечественной нашей истории».

Можно удивляться, как тонко этот блестящий светский офицер-дилетант вслед за величием афонской природы понял природу совершаемого на ней духовного делания и связь ее с Россией. Как цельно он воспринимает Афон. Святая Гора на время поглотила внимание находившихся на корабле «Ретвизан» людей, которые «с жадностью слушали наималейшие подробности», передаваемые бывавшим на Афоне греком.

Рассказ этот, прежде чем он был опубликован десять лет спустя, был подвергнут проверке и, возможно, систематизирован. Автора в первую очередь интересует история обителей и особенности монастырского быта. Перечисление монастырей приводится в соответствии с их местоположением на одной и другой стороне полуострова. Устроенные у моря и далее вверх по покатости горы, они, по словам описателя, «представляют огромную лествицу, ведущую на небеса, коих касается чело сей громады».

Среди двадцати монастырей Свиньин упоминает два славянских, в том числе «Пантелеимон (именуемый прежде Русским)» и остальные, которые называет греческими обителями. Русских монахов на Афоне, по его сведениям, — 100 человек . Свиньин описывает порядок управления Святой Горой, взаимоотношения с местными османскими властями и особенности паломничества. Интересно, что из рассказанного ему позднее афонским монахом Иоанникием в Кишиневе, тот за восемь лет пребывания своего на Святой Горе ни разу не видел, чтобы кто-нибудь из афонских монахов, отправившись в Карею для продажи своего рукоделья, возвратился обратно с товаром.

«Сему причиною великое число поклонников, беспрестанно пребывающих здесь, и таксидиоты (странствующие монахи), которые скупают все изделия, дабы развозить их по Греции, Сербии и России» . Свидетельство это никак не может быть ранее начала XIX века. Об организации паломничества на Афон в этот период Свиньин сообщает интересные подробности: «Главный доход монастырей Святой Горы состоит из вкладов, приносимых богомольцами, и из милостынь, за которыми беспрестанно отправляются отсюда монахи (таксидиоты) в разные земли греческого исповедания. Ни один из них не возвращается прежде, нежели соберет до 50 и более поклонников.

Когда таксидиот приближается к своему монастырю, то наперед дает знать о себе и о том, сколько поклонников ведет с собою. При сем известии все монахи собираются в церковь, священник облачается в ризы, а дьякон в стихарь, и выходят таким образом собором на встречу пришельцев за ворота монастырские при звоне во все колокола. Таксидиот первый прикладывается к иконе, а за ним и все поклонники; потом идут в церковь, где также прикладываются ко всем иконам. Из церкви принимают их в гостиницу и упокоевают как можно лучше.

На другой день приходят к ним эпитроп, проигумены, игумен и эклесиарх, приносят синодик, т. е. памяник, поздравляют их с благополучным прибытием и раскрывают его. Во-первых вписывает в него таксидиот себя и имена отсутствующих, кои поручили ему записать себя, и кладет на стол из собранных им денег столько, сколько рассудит. После него богомольцы, один за другим, вписывают свои имена и родственников своих и также кладут на стол посильную сумму. Если кто из них даст 500 левов и более, то его ведут в церковь, надевают на него архиерейскую мантию, дают в руки посох, и в сем одеянии прикладывается он к иконам, с сих пор называется уже он на всю жизнь свою эпитропом того монастыря.

После сего дают гостям отдыху три дня, по прошествии коих седлают им лошадей, и прежний таксидиот провожает их по всем монастырям Афонской Горы. Во всяком монастыре встречают их за вратами всем собором при звоне колоколов, но без иконы. Везде прикладываются они к образам и записывают в памятник имена свои прежним порядком, кладя что-нибудь вкладу. Таким образом обойдя Святую Гору, возвращаются они в свой монастырь.

Таксидиот, за труды, понесенные в пользу обители, делается ее игумном, если еще он не проигумен. Надобно заметить, что проигумном называется смененный игумен, которое достоинство остается ему навсегда, а игумном только до тех пор, пока другой с таксиди или путешествия придет на сие место. Случается, что в одну неделю переменяется два игумна. Таким образом проигумны посылаются несколько раз в таксиди, доколе силы и здоровье им позволяют, иначе не имели бы монастыри возможности выплачивать туркам подати».

К этому рассказу стоит прибавить, что должность таксидиота не была характерна для общежительных монастырей, а описание приема паломников и записи имен поразительно похоже на то, как паломников принимали в Греческой патриархии в Иерусалиме. Все это говорит о единстве паломнического пространства на Православном Востоке и о том, сколь важную роль играли паломники в жизни Православной Восточной Церкви на территории Османской империи.

Конец описания заставляет нас вспомнить, что повествует человек военный, мыслящий как государственный деятель и по-христиански: Свиньин, упомянув о притеснениях, которым подвергаются христиане в Иерусалиме, высказывает пожелание от лица «каждого истинного сына Церкви... чтоб российские монархи, возвеличенные благочестием и любовью к православной вере христовой, при будущих мирных договорах с Портою, заключаемых после походов грозных и знаменитых для российского, свыше благословенного оружия — предписали гордым мусульманам строгие законы в пользу благочестивых обитателей и посетителей святых мест, стонущих под игом магометанским».

В этом заключении просматривается неудовольствие той быстротой, с которой Александр I пожертвовал всеми преимуществами победы русского флота у берегов Афона 1 июля 1807 года, заключив 7 июля 1807 года с Наполеоном Тильзитский мир.

К.А. Вах

Печатается по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Продолжатель традиции старчества. Духовник Афонского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданов)
17 (30) ноября 1920 года отошел ко Господу выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик его великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии
Отношение некоторых иностранцев к Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю в последние годы игуменства схиархимандрита Макария (Сушкина)
Доклад доктора философии Н. И. Феннелла на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднов
Русские старцы-отшельники на Афоне
Традиции русского пустынного и пещерного подвижничества никогда не иссякали как на Святой Горе, так и на Святой Руси. Со времен преподобного Антония Печерского, 1000 лет назад принесшего и утвердившег
Подвижник нашего времени. Жизнеописание 100-летнего игумена Афонского Пантелеимонова монастыря о. Иеремии (Алехина) (+ ФОТО)
Исполнилось 40 дней с момента блаженной кончины Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), преставившегося ко Господу 4 августа ( 22 июля ст. ст.) 2016
Святогорский игумен - схиархимандрит Андрей (Веревкин) и явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы
Чудесное явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в 1903 году случилось в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон во времена игуменства в обители выдающегося святогорског
Русские князья — покровители Святой Горы и Русика в XVI веке
С 1497 года Россия со столицей в Москве, уже достаточно консолидированная (хотя и не восстановленная в прежних границах), фактически принимала на себя не только представительские, но и ктиторские функ
Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского
Формирование монашеской традиции на Руси восходит ко временам Великого князя Киевского Владимира Святославовича (+1015), вскоре после его женитьбы на византийской принцессе Анне и Крещения Руси.
Прп. Ангелина Сербская в судьбе Русского Афона
В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), се
Русь и Афон в XVI веке: Миссия игумена Паисия
Несмотря на всю поддержку православных государей в XVI веке, на регулярные пожертвования, святогорские обители все более и более впадали в бедность из-за непосильных турецких поборов. Россикон пережил
Русские княжества эпохи междоусобиц и Святая Гора в XII — XIII веках
Переход великого княжения к Андрею Юрьевичу Боголюбскому (ум. 1174), сыну Юрия Долгорукого, ознаменовался некоторым отдалением Руси от Византии. На Руси это период междоусобиц, дробления княжеств и ча
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх