Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Святогорцы на Руси в XIV — XV вв.

Святая Гора АфонПосле победы Дмитрия Донского над татарами в 1380 году на Руси начался процесс постепенного пробуждения национального духа и возрождения церковно-литературной письменности. Девятью годами позже, в 1389 году, произошло решающее сражение турок и сербов на Косовом поле, приведшее Сербию в итоге к подчинению Османской империи. Обе главных южнославянских страны — Сербия и Болгария — в очень короткий срок перестали существовать как самостоятельные государства.

В связи с османской оккупацией началась массовая эмиграция южных славян в трех основных направлениях: на запад — в Италию; на юг — на Афон и в Константинополь; на север — на Русь. Впрочем, в конце XIV века поток южнославянских беженцев приходил на Русь в основном через славянские обители Афона и Константинополя. Это в значительной мере и определило интенсивность церковно-литературного влияния Святой Горы, объектом которого стали древнерусские монастыри.

Особенно активно южные славяне сотрудничали с северными соседями в области книгописания. В 1399 году в погребении «по лаврьскому обычаю» великого князя Тверского Михаила Александровича, принявшего перед смертью схиму, участвовали святогорские иноки Савва и Спиридон.

Киевский митрополит Киприан (†1406), болгарин или серб по происхождению, долгое время живший в Константинополе и на Афоне, с 1375 г. занял Киевскую кафедру, а с 1389 г. под своим омофором (после полутора десятилетий смут и неурядиц) объединил все части Руси, возглавив единую  Русскую Православную Церковь. Он особенно старался развивать местное книгописание, причем по его инициативе книжные собрания московских обителей стали активно пополняться южнославянскими текстами и подлинными рукописями южнославянского происхождения.

Можно предположить, что некоторое количество южнославянских рукописей Киприан вывез с собой еще уезжая с родины. Затем, будучи в очередной раз изгнан из Москвы, он пробыл довольно долгое время в Константинополе, где занимался переписыванием церковных книг — «зная по своему первому пребыванию в Москве, что именно там имелось из книжных трудов и чего недоставало».

Так как авторитет митрополита в сфере книгописания был на Руси очень высок, то русские переписчики охотно пользовались его собственными рукописями как образцами. Об этом, например, свидетельствует тверской список 1402 года с его «Лествицы». В послесловии к ней есть сведения о том, что она списана с оригинала, находящегося в собственности митрополита Киприана, и что с этой целью рукопись специально привезли в Тверь из Москвы. Среди заслуг митрополита Киприана можно назвать и заботу об «исправлении книжном»: он способствовал замене неисправных богослужебных книг на недавно перенесенные в Москву от южных славян.

К первой половине XV века относится церковно-литературная деятельность Григория Цамблака (1364–1419), болгарина из Тырнова. Он в 1415–1419 годах занимал кафедру митрополита Киевского и Литовского, а до своего приезда на Западную Русь долго подвизался на Афоне.

prp sergiy dmitriy donskoyПрп. Сергий Радонежский благословляет св. бл. великого кн. Димитрия Донского на Куликовскую битву. Фрагмент росписи Святых Врат Троицко-Сергиевой Лавры.

Начавшееся освобождение Руси от татаро-монгольского ига (1380), хотя еще и не вполне, но заметно упростило поездки афонских подвижников в Москву. Так, при Дмитрии Донском (1359-1389) святогорский инок Дионисий, приехав в Москву, получил от великого князя Кубенский Спасо-Каменский монастырь. Он ввел там устав Святой Горы, привлек к себе множество иноков строгой жизнью; украсил церковь иконами и библиотеку — книгами. Из этой обители вышли потом основатели новых монастырей: преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский. При наследнике Дмитрия Донского Василии Дмитриевиче (1389–1425) Дионисий около семи лет был архиепископом Ростовским.

Знаменитый книжник, святогорский инок Пахомий Логофет (или Пахомий Серб) прибыл на Русь около 1440 года и составил целую эпоху в лит. творчестве, прежде всего в агиографии и гимнографии. Много путешествуя по русским монастырям, он способствовал созданию связей между основными центрами книжности в Москве и Новгороде, в Троице-Сергиевом и Кирилло-Белозерском монастырях. Он создал жития нескольких русских святых и 15 канонов русским святым.

В 1439 году великий князь Московский Василий II Васильевич (Тёмный) обменялся посланиями с афонскими старцами по вопросу о заключенной на Ферраро-Флорентийском Соборе церковной унии. Категорическая позиция святогорских иноков в большой степени определила отношение Русской Церкви к этому событию, предпределив дальнейшую судьбу Восточной Европы.

канд. экон. н. Д.В. Зубов

Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Игумен Русика прп. Исаия Афонский. День памяти - 21 августа
Афон не раз выдвигал из своей среды яркие личности государственного масштаба. Достаточно вспомнить игумена Исаию, возглавлявшего монастырь Св. Пантелеимона в 70-е годы XIV века. В научной литературе е
Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского
Формирование монашеской традиции на Руси восходит ко временам Великого князя Киевского Владимира Святославовича (+1015), вскоре после его женитьбы на византийской принцессе Анне и Крещения Руси.
Прп. Ангелина Сербская в судьбе Русского Афона. День памяти - 14 июля
В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), се
Благотворительность Афонского Пантелеимонова монастыря: построенные школы и больницы, помощь бедным и сиротам
Особую и очень яркую страницу истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимоновского монастыря составляет обширная благотворительная деятельность и помощь, которую оказывала его братия различным православ
Издательская деятельность Пантелеимонова монастыря в XIX — начале XX вв.
Во второй половине XIX века Пантелеимонов монастырь стал одним из крупнейших издателей церковной литературы для России. Издательская деятельность тех лет служила двуединой цели — донесению до российск
Научная деятельность иноков Пантелеимонова монастыря в XIX — начале XX вв.
В XIX столетии ученые из Европы, России, Греции и других стран почти непрерывно посещают Святую Гору, исследуя художественные и книжные памятники ее монастырей. Все без исключения исследователи сетую
Пасха красная или испытание веры. 23 апреля - память мученической кончины покровителей Русика свщмч. Григория V Константинопольского и князя Скарлата Каллимаха
23 апреля на Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре уже более 190 лет из года в год свято чтут память мученической кончины покровителей Русика – священномученика Григория V, Патриарха Константинополь
Русские старцы-отшельники на Святой Горе Афон
Традиции русского пустынного и пещерного подвижничества никогда не иссякали как на Святой Горе, так и на Святой Руси. Со времен преподобного Антония Печерского, 1000 лет назад принесшего и утвердившег
Чудо явления святого првомуч. Стефана русскому афонскому старцу Никострату (Кириллову)
Память святого апостола первомученика и архидиакона Стефана торжественно отметили 9 января в различных обителях Святой Горы, – сообщает корреспондент портала Afonit.info.
Афонский Пантелеимонов монастырь и последние годы царя Ивана Грозного
В конце 1581 года умер старший сын и наследник московского царя Иоанна Васильевича Грозного, царевич Иван Иванович. Смерть царевича Ивана вызвала большое количество вкладов на помин его души в монасты
Последние обновления
Архив сайта
<<<Май 2016>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232526272829
3031     
Видеогалерея

 

 

на верх