Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Застывшая история Святой Горы: фотомастерская русского монастыря на Афоне в XIX — XX вв.

photostudiya afon 1Инициаторами внедрения фотографического дела на Афоне были русские монахи. Именно в русском Андреевском скиту и в Русском Пантелеимоновом монастыре были организованы первые фотомастерские, и именно по опыту этих обителей фотоискусство начало широкое распространение на Афоне.

А катализатором внедрения фотографии в русские обители и вообще на Афоне стала деятельность на Афоне российского археолога, юриста и собирателя христианских древностей Петра Ивановича Севастьянова (1811-1867).

АФОНСКАЯ ФОТОКОЛЛЕКЦИЯ СЕВАСТЬЯНОВА

В 1857 году Петр Иванович очередной раз посетил Афон с целью собирания христианских древностей и рукописей, он не только вручную копировал памятники, но также использовал новшество того времени — фотографию для их копирования. Он имел знакомство и покровительство в высших кругах русского общества и даже введен был ко Двору и за свою деятельность получил Высочайшее одобрение. С 1859 года «осыпанный ласками, вниманием высочайших и вельможных особ, снабженный пособием в 16 тысяч рублей, Севастьянов отправился в официальную командировку, опять на Афон, во главе многих художников и исполнителей, приглашенных им из Западной Европы, и пробыл там 14 месяцев.

photostudiya afon 2Петр Иванович Севастьянов (1811–1867)

Все, собранное там, привозилось и сдавалось в Академию художеств, куда поступило между прочим до 1 200 иконных изображений, до 200 чертежей византийского зодчества, более 5 000 страниц рукописей и до 150 древних и замечательных подлинников икон. Думали даже образовать особый Византийский музей для помещения всех этих сокровищ. Но по разным обстоятельствам и соображениям значительная часть древностей, собранных Севастьяновым и лично ему принадлежавших, были помещены в Московский публичный музей, где они занимают четыре зала и служат истинным украшением его. При этом сам Севастьянов весьма много работал в музее над распределением и классификацией собранных им древностей». Свое фотоателье он оборудовал в Русском Андреевском скиту, где производил фотографическую съемку интересовавших его манускриптов и также обучал монахов фотомастерству.

Профессор А. А. Дмитриевский более подробно сообщает о той роли, которую играл П. И. Севастьянов как в деле пополнения рукописного собрания Андреевского скита и в сборе иконографических материалов, так и в деле внедрения фотоискусства на Афоне: «Из иноземцев... особенно изучали творения искусства на Афоне француз Дидрон... и русский Севастьянов.., но первый (Дидрон) занимался преимущественно символами христианского иконописания, а художественные предприятия русского исследователя ограничились только устроением замечательного собрания из шести тысяч фотографий, украшающих Петербургский музей (Музей христианских древностей при Академии художеств в Петербурге). Туда поступила, по всей вероятности, лишь часть снимков с достопримечательных памятников древнего христианского искусства на Афоне, потому что весьма много калек и снимков Севастьянова мы видели в подвалах русского Андреевского скита на Афоне, в котором покойный Севастьянов жил и работал долгое время и которому завещал довольно богатое собрание рукописей греческих и старинных икон афонского письма, собранных им во время путешествия».

К сожалению, афонская фотоколлекция Севастьянова «несмотря на то, что позитивы были сделаны в большом количестве, оказалась распыленной. Как уже упоминалось, часть снимков так и осталась в Андреевском скиту на Афоне, другая часть поступила в ведение Академии художеств в Петербурге, многие фотографии оказались в ряде других собраний Петербурга и Москвы». «В 1858 году фотографии Афона делает и Антонин Пруст (1832–1905). Рисунки, выполненные на основе этих работ, послужили оригиналами для опубликованных впоследствии гравюр» . Но Антонин Пруст не основал на Афоне фотомастерскую и не передавал технику фотографирования монахам.

ПЕРВЫЙ ФОТОАЛЬБОМ СВЯТОЙ ГОРЫ

Вслед за Андреевским скитом фотомастерскую начали организовывать и монахи Свято-Пантелеимонова монастыря. В 1862 году в монастырь поступили два брата, Геннадий и Николай Щепетильниковы, уроженцы Ярославской губернии, которые по благословению духовника обители иеросхимонаха Иеронима начали внедрять фотодело в обители. По всей видимости, они имели определенное обучение и навыки в фотографическом деле, так как на свои средства устроили монастырскую фотомастерскую, закупили фотоаппарат в Париже (который до сих пор хранится в музее монастыряе) и начали снимать Афонские обители, пейзажи, иконы и другие святыни Афона.

В 1868 году по благословению иеромонаха Арсения (Минина), настоятеля Пантелеимоновой часовни в Москве был запланирован интересный проект по созданию большого фотоальбома с видами Афонских обителей, для чего о. Арсений пригласил о. Леонтия — монаха-фотографа из Троице-Сергиевой Лавры. 26 мая 1868 года отец Леонтий встречался с отцом Арсением в Москве, где обговорили все детали по этому проекту. 14 октября 1868 года о. Леонтий по просьбе о. Геннадия приобрел для фотомастерской обители лучшую технику, что можно было найти в то время в России. Деньги на покупку фотографических «снарядов» выделил Иван Иванович Сушкин — родной брат отца Макария.

После Пасхи 1869 года о. Леонтий выехал на Афон. Результатом их совместной работы был изданный в 1869 году прекрасный альбом «Виды монастырей и скитов Святой афонской Горы», это был первый в истории Афона фотоальбом Св. Горы с высококачественными изображениями всех 20 монастырей и многих скитов Афона. Издание было осуществлено Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем и является не только уникальным памятником фотоискусства, но также прекрасным историческим источником для изучения истории и архитектуры монастыря. Фотографии из фотомастерской Пантелеимонова монастыря использовались так же в изданиях путеводителей для паломников и в книгах, издаваемых монастырем.

photostudiya afon 3Монах Николай (в миру Николай Николаевич Щепетильников, ? – 1879)

Судьба братьев Щепетильниковых сложилась по-разному: старший брат Геннадий вышел из обители в ноябре 1879 года. Учился в Афинском Университете, а потом в Санкт-Петербургской Духовной Академии, был возведен в сан архимандрита и был настоятелем Афинской посольской церкви, ректором Витебской семинарии, настоятелем синодальной церкви в Москве.

А младший брат Николай вышел из обители в 1879 году. Скончался в Троице-Сергиевой Лавре 30 сентября того же года. Они обучили фотомастерству несколько монахов, кроме вышеназванного монаха Леонтия в их фотомастерской трудился схимонах Вассиан (Василий Ильич Лаухин), уроженец города Острогожска, Воронежской губернии. Прибыл на Афон и поступил в Руссик в 1864 году. По словам летописца монастыря иеросхимонаха Владимира (Колесникова), он «жил в обители более 45 лет и почти все время заведовал фотографией, жизнь вел аккуратную, степенную».

photostudiya afon 4Схимонах Вассиан (в миру Василий Ильич Лаухин, 1842–1910)

МОНАХИ-ФОТОГРАФЫ

В деле развития фотоискусства на Афоне большой вклад внес еще один насельник Свято-Пантелеимонова монастыря игумен Алексей (мирское имя Александр Захарович Осколков). Крестьянин из Санкт-Петербургской губернии. Родился в 1834 году. Учился в Кадетском корпусе, а во время Севастопольской войны в 1853 году командовал артиллерийской частью. Служил в военной службе до 1863 года, потом был мировым посредником на железнодорожной службе, а после увольнения много ездил по миру: прожил четыре с половиной года в северной и южной Америке, Мексике, Венесуэле и др. Возвратился в Россию перед Турецкой войной 1877 года. Занимался фотографией, ради чего в 1883 году поехал в Иерусалим и на Афон, жил мирским в Свято-Пантелеимоновом монастыре и нес послушание в фотомастерской. После в 1889 году поступил послушником в монастырь и 22 февраля 1889 года был пострижен в рясофор. По приглашению Священного Синода и по благословению старцев обители выехал в Россию и стал основателем Уссурийского Никольского монастыря около Владивостока, потом вернулся на Афон и сначала жил на келье св. Николая Симонопетрского монастыря около Кареи, после на Новой Фиваиде, Стефановской келлии Пантелеимонова монастыря и в самой обители. Дата кончины не установлена.

В конце XIX — начале XX века огромный вклад в развитие фотомастерской обители внес иеросхимонах Гавриил (мирское имя Григорий Иванович Плужников), уроженец Балашовского уезда Саратовской губернии. Все члены его семьи стали монахами: отец схимонах Иннокентий (в миру Иван) и брат схимонах Викентий (в миру Василий) были насельниками Руссика, а мать Наталия в одном из Российских монастырей стала монахиней Еввулой. О. Гавриил прибыл на Афон в 1870 году и жил на келье преп. Петра и Онуфрия Ставроникитского монастыря, после перешел в Андреевский скит, где и был пострижен в рясофор и именно там он обучился фотоискусству. Какое-то время он жил также на келлии знаменитого Афонского старца Хаджи-Георгия, где был рукоположен в иподиакона, а в 1873 году перешел в Руссик, где был пострижен в мантию 27 марта 1887 года, и в схиму 26 марта 1919 года. Здесь же он был рукоположен в иеродиакона 14 мая 1887 года, а в иеромонаха 27 июля 1900 года. Именно он ввел традицию создания фотолетописи монастыря; он снимал все более или менее исторически значимые события обители, чем сослужил неоценимую услугу историкам монастыря. Именно он сподобился 21 августа 1903 года сделать тот самый знаменитый фотоснимок, на котором чудесным образом оказалась запечатлена Пресвятая Богородица. Ныне это снимок общеизвестен как чудотворный Светописанный образ Божией Матери.

photostudiya afon 5Иеросхимонах Гавриил (в миру Григорий Иванович Плужников, 1857-1931)

В 1910 году умер схимонах Вассиан, а вскоре и отец Гавриил был парализован с правой стороны и 21 год, до своей кончины (в 1931 году) не имел возможности заниматься любимым делом. Но монастырская фотомастерская функционировала и далее, ее возглавил монах Наум (в схиме Николай) в миру Николай Матвеевич Муравьев, уроженец Тамбовской губернии. Прибыл на Афон и поступил в Руссик в 1883 году, пострижен в рясофор с именем Николай 30 января 1888 года, в мантию с именем Наум 9 мая 1888 года, в схиму с именем Николай 16 марта 1932 года. Преставился 9 августа 1945 года.

Отец Наум до своей кончины заведовал фотомастерской и оставил огромную коллекцию фотографий: фотографии с изображением важных гостей обители, портреты отдельных монахов, фотографии для паспортов и другие снимки. В общей сложности в архиве монастыря хранится более 3 000 стеклянных негативов, большинство из которых были сняты именно отцом Наумом. Часть стеклянных негативов из фотомастерской Пантелеимонова монастыря осела в архивах других монастырей, в основном в архиве Симонопетрского монастыря. Большей частью они были вывезены в период временного запустения обители в 60-70 гг. XX века.

photostudiya afon 6Монах Наум (в схиме Николай) (в миру Николай Матвеевич Муравьев, 1867–1945)

Помощником и преемником отца Наума был монах Назарий (в схиме Никодим) (Мирское имя Никандр Павлович Вислов), а после его смерти в 1944 году монастырская фотомастерская осталась без заведующего, только монах Василий (будущий архиепископ Василий Кривошеин) в свободное от своих многочисленных послушаний время занимался фотографированием. Но после его ухода с Афона в 1947 году монастырская фотомастерская опустела и со временем постепенно пришла в полный упадок.

Только в 2010 году она была отреставрирована и оборудована современной фототехникой. Были привлечены специалисты по реставрации стеклянных негативов, и параллельно началась их каталогизация и сканирование. Надо особо отметить огромную заслугу иеросхимонаха Флегонта (Лебедева) (1875–1955), который сам не занимался фотографированием, но на протяжении более 50 лет собирал фотографии монастыря и, создавая многочисленные фотоальбомы, подписывал их, что дало исследователям прекрасную возможность идентифицировать большинство фотографий.

Надо отметить также один замечательный факт, зафиксированный в одном из альбомов о. Флегонта под текстом биографии иеросхимонаха Павла, который скончался 2 августа 1840 года, помещена его фотография. Видимо, о. Флегонта смутила такая ранняя датировка фотографии, поэтому там же он дает уточняющее разъяснение: «Сей есть настоящий фотографический снимок, что вполне удостоверяет наш фотограф-любитель иеросхимонах Гавриил (Плужников. — прим. автора)» . Если датировка этой фотографии подтвердится, то очевидно, что в архиве Пантелеимонова монастыря хранится уникальная фотография — фотоснимков того времени единицы в мире.

НЕИЗВЕСТНАЯ СТОЛИЦА ФОТОГРАФИИ

Греческий ученый Евангелос Хекимоглу в своей статье «Неизвестная столица фотографии» дает прекрасную характеристику особенностей афонского фотоискусства: «Тематика святогорской фотографии весьма разнообразна. Архитектурные и природные ландшафты всегда находились в центре внимания всех соприкоснувшихся с Афоном фотографов. То же самое следует сказать и о религиозных обрядах, являющихся главной составляющей повседневной жизни на Святой Горе. Эта специфическая тема постоянно притягивала к себе фотографов из разных стран, их усилиям мы обязаны множеством неповторимых свидетельств монашеского бытия.

Видное место занимают исторические снимки. Конечно, само понятие исторической фотографии формируется ретроспективно, исходя из представлений и оценок последующих поколений. На Святой Горе, однако, историчность снимка задана изначально. Здесь, как нигде в мире, история настолько жива, что прошлое является неотъемлемой частью реальной действительности. Огромное историческое значение имеют фотографии, запечатлевшие посещение Афона выдающимися государственными и духовными деятелями и свидетельствующие о постоянном вкладе Святой Горы в поддержание идеологического равновесия как в греческом обществе, так и шире — во всем православном мире.

С другой стороны, бесценны и снимки, отобразившие будни Афона. Монашеский подвиг сообща и в уединении, труд и отдохновение, послушание и наставничество, безмолвное отшельничество и радушный прием паломников, места, где протекает монастырская жизнь, — вот некоторые из тематических мотивов фотографий, снятых на Афоне с конца XIX века до настоящего времени и донесших до нас уникальные фрагменты микро-истории.

Портретные фотографии — отдельных лиц и групповые — составляют основную часть продукции афонских мастерских. Большая часть их снята в примитивно оборудованных помещениях в Карее, но есть и некоторые более позднего времени, съемки которых были произведены на открытом воздухе. Очевидно, многие святогорские фотографы отлично владели секретами портретного снимка, целый ряд их работ вполне сопоставим со знаменитыми образцами европейского фотопортрета второй половины XIX века.

В месте, всецело посвященном духовному покою и молитве, всегда ощущалась необходимость ограничить доступ извне, из светского мира. В то же время мирское присутствие на Афоне — в лице представителей гражданской власти, охранников, работников и паломников — было и продолжает быть неизбежным. Сердары, светские вооруженные стражники, находившиеся на службе Священного Собора (Кинота), охраняли порядок на всей территории Святой Горы. Те же обязанности, но исключительно в Карее, исполняли сеймены. Таможенники, полицейские, административные служащие разных рангов являлись и являются представителями гражданской власти. Строительные работы и разные формы производства в пределах Афона требовали и требуют привлечения работников с Халкидики, а также из более отдаленных областей. Монахов навещали родственники, со всех краев земли съезжались паломники и исследователи. Поэтому неудивительно, что на святогорской фотографии довольно широко представлены и светские лица».

 Заведующий архивом и библиотекой
русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне
монах Ермолай (Чежия)

Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Продолжатель традиции старчества. Духовник Афонского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданов)
17 (30) ноября 1920 года отошел ко Господу выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик его великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии
Отношение некоторых иностранцев к Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю в последние годы игуменства схиархимандрита Макария (Сушкина)
Доклад доктора философии Н. И. Феннелла на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднов
Русские старцы-отшельники на Афоне
Традиции русского пустынного и пещерного подвижничества никогда не иссякали как на Святой Горе, так и на Святой Руси. Со времен преподобного Антония Печерского, 1000 лет назад принесшего и утвердившег
Подвижник нашего времени. Жизнеописание 100-летнего игумена Афонского Пантелеимонова монастыря о. Иеремии (Алехина) (+ ФОТО)
Исполнилось 40 дней с момента блаженной кончины Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), преставившегося ко Господу 4 августа ( 22 июля ст. ст.) 2016
Святогорский игумен - схиархимандрит Андрей (Веревкин) и явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы
Чудесное явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в 1903 году случилось в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон во времена игуменства в обители выдающегося святогорског
Русские князья — покровители Святой Горы и Русика в XVI веке
С 1497 года Россия со столицей в Москве, уже достаточно консолидированная (хотя и не восстановленная в прежних границах), фактически принимала на себя не только представительские, но и ктиторские функ
Равноапостольный князь Владимир и Русский Афон. К вопросу об основании древнерусского монастыря на Афоне во времена св. князя Владимира Киевского
Формирование монашеской традиции на Руси восходит ко временам Великого князя Киевского Владимира Святославовича (+1015), вскоре после его женитьбы на византийской принцессе Анне и Крещения Руси.
Прп. Ангелина Сербская в судьбе Русского Афона
В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), се
Русь и Афон в XVI веке: Миссия игумена Паисия
Несмотря на всю поддержку православных государей в XVI веке, на регулярные пожертвования, святогорские обители все более и более впадали в бедность из-за непосильных турецких поборов. Россикон пережил
Русские княжества эпохи междоусобиц и Святая Гора в XII — XIII веках
Переход великого княжения к Андрею Юрьевичу Боголюбскому (ум. 1174), сыну Юрия Долгорукого, ознаменовался некоторым отдалением Руси от Византии. На Руси это период междоусобиц, дробления княжеств и ча
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх