Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афон и Византия в XI веке

Император Константин IX Мономах перед Христом. Мозаика храма Святой Софии Константинопольской. 1034-1042 гг.Как Константинополь есть царь городов и выше всех их, так и царственнейшая и божественная Гора превосходит все горы вселенной.

Трудами преп. Афанасия Афонского жизнь святогорских иноков была преобразована и упорядочена, упрочилось и положение их в государстве. Византийские императоры старались способствовать их процветанию денежными вкладами, передачей в собственность монастырей недвижимого имущества, освобождением обителей от различных повинностей. С этого времени наступает период блестящего развития монашества на Афоне.

По инициативе преп. Афанасия или в подражание его деятельности началось восстановление пришедших в запустение старых монастырей и строительство новых – как на самой горе Афон, так и на перешейке, соединяющем ее с материком. По всей византийской империи и за ее пределами разнесся слух о «монашеском рае», приводивший из разных мест людей, стремившихся к строгой аскетической жизни. Авторитет святителя привлекал на Афон христиан, жаждавших общения и совместных молитв со святым в христианском духовном центре. К моменту кончины подвижника (ок. 1000 года) на Святой Горе собралось уже до трех тысяч монашествующих. Среди них, разумеется, преобладали греки, однако немало было и представителей других народов. Не позже этого времени появляются на Афоне и первые славяне – болгары, сербы и русские.

Константин IX Мономах. Мозаика из собора Святой Софии в Константинополе. Ок. 1030–1042.

Однако ближе к середине XI века на Афоне начались некоторые нестроения, и святогорские иноки сочли необходимым уведомить о них императора Константина Мономаха. Ответом на их послание стала присылка монаха Косьмы Цинцулука, которому удалось вновь водворить на полуострове мир и порядок. При активном участии афонских игуменов и старцев были составлены поправки и дополнения к Уставу 971 года (иногда трактуемые как новый Устав Святой Горы); этот документ был утвержден императором Константином Мономахом в 1046 году.

Правилами 1046 года запрещалось принимать в афонские монастыри скопцов и безбородых. Не разрешалось строить или приобретать большие суда, которые дали бы монахам возможность путешествовать в Константинополь и другие города с торговыми целями (позволялось иметь лишь небольшие лодки). Под безусловный запрет попадало все, что могло бы превратить Карею – «столицу» полуострова – в центр торговли: нельзя было продавать мирянам строевой лес, доски и смолу, нельзя было держать скот.

В правилах 1046 года Афон называется Святой Горой; и действительно, со времени издания этого документа он стал поистине святым местом, исполненным самого строгого аскетизма и высокой религиозно-созерцательной жизни. Из его пределов навсегда исчезли мирские занятия, женщины, пиршества и все, что могло нарушить молитвенный настрой. При содействии византийских императоров афонское монашество продолжало расти и укрепляться. С каждым годом число новых и реставрированных обителей увеличивалось; одна только Лавра преп. Афанасия насчитывала до семисот монашествующих.

В конце XI века в Византийской империи приходит к власти династия Комнинов, представители которой стремились к сближению императорского трона с Церковью; они почитали афонских монахов и пользовались всяким удобным случаем, чтобы оказать им покровительство. Это еще более упрочило положение Святой Горы в византийском государстве и способствовало невиданному прежде расцвету ее обителей. Особенно благоволил к ней император Алексей I Комнин (1081–1118). Взойдя на престол, он отправил на Афон послание, содержавшее такие слова:

Святые отцы, обитающие на божественной и святой Горе! Знайте, что как Константинополь есть царь городов и выше всех их, так и царственнейшая и божественная Гора ваша превосходит все горы вселенной, вы же, по Писанию — наш свет и соль. Мы так думаем и так верим. И не только царство христиан, но и все вокруг нас живущие народы вместе с нами радуются вашей жизни по Боге. Итак, радуйтесь и молитесь о нашей державе и о всем мире. Честные же и святые молитвы ваши да подарятся нам и помогут в час нашего исхода[1].

Император Алексей Комнин. Мозаика. XII в. Собор Святой Софии в Константинополе

В 1095 и 1097 годах император Алексей издал два указа, которые подтверждали все прежние свободы и привилегии афонских обителей, а также ставили Святую Гору вне юрисдикции епископа Иериссовского, митрополита Фессалоникийского и Патриарха Константинопольского[2], подчиняя ее непосредственно императору.

Необходимо, однако, отметить, что именно в начале царствования Алексея Комнина произошли события, всерьез нарушившие спокойствие афонских иноков. Несколько сотен пастухов-влахов пришли с семьями на Святую Гору и поселились там – что, разумеется, было грубым нарушением всех уставов и традиций. Валашские женщины пасли стада вблизи монастырей, часто одеваясь при этом в мужскую одежду. Это положение порождало среди монахов нестроения и соблазны, препятствуя мирному течению молитвенной жизни и вызывая негодование строгих подвижников. Некоторые из афонских старцев обратились за помощью к Патриарху Николаю III Грамматику (1084–1111). Тот издал распоряжение об удалении влахов с Афона, а также об отлучении и высылке  всех, кто поддерживал с ними отношения. Окончательное изгнание влахов с Афона состоялось в 1104 году. Но ситуация осложнилась тем, что среди монахов-святогорцев стали распространяться прещения и анафемы, якобы наложенные Патриархом на афонские обители. Многие иноки ушли с Афона, причем некоторые отправились к императору в Константинополь и пожаловались на вмешательство Патриарха в жизнь Святой Горы. Николай Грамматик объяснил, что счел необходимым вынести решение лишь из-за остроты проблемы, и указал, что приписываемый ему документ с прещениями является подделкой; при этом он безоговорочно признал прямое подчинение Афона императору. В итоге Алексей I Комнин приказал всем покинувшим Афон монахам немедленно вернуться в свои обители и пригрозил наказать ослушавшихся, однако раздоры по этому поводу продолжались еще не одно десятилетие.

Таким образом, в начале XII века Афон стал свободен и независим от всякой церковной власти, даже патриаршей, и подчинялся только императору Византии. Непосредственное управление афонскими монастырями возлагалось на Прота и на состоящий при нем совет игуменов, а полномочия епархиальной власти сводились к праву хиротонии афонских священников и диаконов. Преемники Алексея, императоры Иоанн (1118–1143) и Мануил (1143–1180) Комнины, продолжали его политику поддержки святогорского иночества и непосредственного управления делами Афона.


[1] Цит. по: Православная богословская энциклопедия. Т. 2. Пг., 1901. С. 193.

[2]Regesten der Kaiserurkunden des Oströmischen Reiches von 565 bis 1453 / bearbeitet von F. Dölger. Bd.2. N 1171, S.41–42; N 1248, S.52.

 

Публикуется по книге: «История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года». Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 4. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015. – С. 43-47.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Праведная Анна, матерь Пресвятой Богородицы
7 августа Церковь празднует Успение Святой Праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Древнейший скит Праведной Анны на Святой Горе Афон отмечает в этот день панигир. К скиту ежедневно стекаются пал
Покаяние «Мисс Европы - 1930», нарушившей многовековой запрет на посещение Афона женщинами
В связи с тем, что в последнее время в греческих СМИ неоднократно обсуждается вопрос о возможной отмене правительством Греции многовекового «аватона» – запрета на посещение Святой Горы Афон женщинами,
О конфессиональной принадлежности афонских бенедиктинцев
Значительную роль в поселении на Афоне римских бенедиктинцев сыграли великие грузинские церковные деятели. Георгий Афонский в Житии преподобных Иоанна и Евфимия рассказывает о том, как грузины приютил
Русь и Святой Афон в забытых «сказаниях» паломников конца XVII века
Доклад доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Российской государственной библиотеки Т. А. Исаченко на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовног
Амальфион: тайны и загадки бенедиктинского монастыря на Афоне
«Неизвестный Афон. Рождение и история бенедиктинского монастыря» - под таким названием в издательстве "Индрик" увидела свет в переводе на русский язык новая книга итальянского профессора Марко Мерлини
«Греко-русский Пантелеимоновский процесс» на Афоне
Предлагаем читателя портала «Русский Афон» доклад кандидата исторических наук М.И. Якушева на тему «Греко-русский Пантелеимоновский процесс на Афоне», зачитанный им на международной научной конференци
Афон под турецким владычеством в XV — XVI вв.
В 1453 году пал Константинополь, а несколькими годами позже турки окончательно подчинили себе давно уже зависимую от них Сербию. Падение Константинополя надолго ослабило связи Москвы с Христианским Во
Святая Гора в XVII веке
XVII век характеризуется резким экономическим упадком и запустением большинства афонских обителей, в том числе и Русской. Посетив в 1623 году Великую Лавру, бывший Константинопольский Патриарх Анфим I
Народное восстание или соперничество элит? Об обстоятельствах гибели ктитора Русского монастыря на Афоне князя Скарлата Каллимаха и начала Греческого восстания 1821 г.
10/23 апреля – день памяти священномученика Григория V, патриарха Константинопольского (1821), ктитора Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. В этот же день почитается память и другого ктит
Борьба русской дипломатии за международный статус Афона в 1912 - 1913 гг.
3-9 октября 1912 года началась Первая Балканская война между Османской империей и Балканским союзом, в который входили Болгария, Сербия, Черногория и Греция. В результате войны Османская империя потер
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх