Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Воспоминание Адамова изгнания

Изгнание Адама из РаяВ преддверии Великого Поста Святая Церковь предлагает нам в назидание воспоминание Адамова изгнания.

В слове к братии игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) говорил: «Вся служба этого дня исполнена глубокого умиления. Сетование и покаянный плач Адама, удаленного от лица Божия за преслушание и нераскаянность – вот состояние, которое должна стяжать кающаяся душа, ищущая Господа. Вслушаемся внимательно, братия, в богослужение. Если кто не стяжал молитвы, то сама служба этого дня покажет ему образ молитвы, умилостивляющей Бога».

Слава, глас 6: Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго.

На стиховне, Слава, глас 6: Изгнан бысть Адам из рая снедию, темже и седя прямо сего рыдаше, стеня умилительным гласом, и глаголаше: увы мне, что пострадах окаянный аз: едину заповедь преступих Владычню, и благих всяческих лишихся! Раю святейший, мене ради насажденный быв, и Евы ради затворенный, моли тебе сотворшаго, и мене создавшаго, яко да твоих цветов исполнюся! Темже и к нему Спас: Моему созданию не хощу погибнути, но хощу сему спастися, и в познание истины приити, яко грядущаго ко Мне не изгоняю вон.

Кондак, глас 6: Премудрости наставниче, смысла подателю, немудрых наказателю, и нищих защитителю, утверди, вразуми сердце мое Владыко: Ты даждь ми слово, Отчее Слово, се бо устне мои не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшаго.

Икос: Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости рая, рукама бия лице, и глаголаше: Милостиве, помилуй мя падшаго.
Видев Адам ангела изринувша, и затворивша божественнаго сада дверь, воздохнув вельми, и глагола: Милостиве, помилуй мя падшаго.
Споболи раю стяжателю обнищавшему, и шумом твоих листвий умоли Содетеля, да не затворит тя: Милостиве, помилуй мя падшаго.
Раю вседобродетельный, всесвятый, всебогатый, Адама ради насажденный, и ради Евы заключенный, умоли Бога о падшем: Милостиве, помилуй мя падшаго.

По слову схиархимандрита Иеремии, «Великий Пост начинается воспоминанием изгнания Адама из Рая во юдоль плача и смерти, и заканчивается спасением, изведением его из ада и возвращением, но уже не в Рай сладости, насажденный "на востокѣ", а в Царство Небесное, в вечное сопребывание с Богом. Этот же день напоминает и нам о нашем падшем состоянии, об утраченном Рае. Грех исказил первозданную природу человека, растлил ее и сокрушил. Воля человека устремилась ко греху, чувства поработились страстями, ум потерял божественное просвещение и помрачился суетными, нечистыми помышлениями. Дух человека перестал внимать Богу и умер для духовной жизни.

Но этот же день одновременно является и началом нашего восстания и сорокодневного исхода, цель которого – Божественная Пасха и Святая Пятидесятница.

Да не убоимся подвига покаянного, подвига постного. Приимем братия всеоружие постное. Приспе бо время, как говорит нам Святая Церковь, делания духовного, подвигов начало, на демонов победа, ангельское благолепие, к Богу дерзновение! "Пучина постная"– так образно именуют богослужебные песнопения Святую Четыредесятницу, в которую необходимо низринуться верным, желающим достигнуть Пасхи Христовой и духовно насладиться в ней божественного пира веры».

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Прп. Паисий Величковский о посте
Третья добродетель - пост. Постом называю вкушение однажды днем мало, - еще будучи алчным вставать от трапезы; пищею иметь хлеб и соль, питием же - воду, которую сами собою доставляют источники. Вот ц
Преподобный Паисий Святогорец: Грядут нелегкие времена
Сейчас Бог попускает крепкую встряску. Грядут нелегкие времена. Нас ждут великие испытания. Давайте отнесемся к этому серьезно и станем жить духовно. Обстоятельства вынуждают и будут вынуждать нас раб
Русский Святогорец: «Только с любовью служенее людям может быть легким и радостным»
default thumbnail image alt
"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!" Стоишь ли, сидишь ли, ешь ли, путешествуешь ли, другое ли что делаешь - постоянно говори сию молитву, усердно понуждая себя к ней, ибо она поражает не
default thumbnail image alt
Чтобы право шествовать путем истинным, следует постоянно читать Священное Писание, жития святых, другие церковные книги. Если во время чтения какое-либо слово или мысль из прочитанного поразит тебя, т
default thumbnail image alt
Если ты, ведя внимательное житие, смоешь нечистоту, нанесенную на твое сердце, то над тобой воссияет боговидная красота. Именно так бывает с железом. Если очистить ржавчину наждаком, то железо, которо
default thumbnail image alt
Как велико было и духовное, и телесное растление человечества перед пришествием Господним! Какое лекарство духовно возродило души людей? Разве не громадный Крест Господа Иисуса? Если бы не крестная см
default thumbnail image alt
Однажды настанет воскресение, и утеснение твое сменится радостью, терпение - вечной жизнью! Восклицай ко Господу с благодарение: "да будет имя Господне благословенно"- как угодно было Господу, так и с
default thumbnail image alt
Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнает Его, то удивляется без конца и говорит: Ах, какой у нас Господь!... Грешная душа, которая не знает Господа, боится с
default thumbnail image alt
Никогда отнюдь не следует тебе устрашаться, когда начнет докучать тебе наплыв помышлений, что брань против тебя врагов слишком сильна, что не избежать тебе падений и повторения их многократного. Знай,
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх