афонит.info

Русь и Афон. Наследие святой горы

Православный портал о монашеском наследии Афона

Белый герой и афонский подвижник о. Власий (Осипенко)

Пристань Крумицы на Афоне20 февраля 1963 года преставился подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря отец Власий (Осипенко), героически сражавшийся в рядах Белой армии с большевиками, а после эмиграции принявший монашество на Святой Горе Афон.

Монах Власий (в миру Василий Яковлевич Осипенко) родился в 1885 году в крестьянской семье села Александровка Славяносербского уезда Екатеринославской губернии (ныне Украина). Его мать звали Матроной. В 1905 году Василий женился на рабе Божией Надежде. У них была счастливая благополучная семья. Василию от отца досталось хорошее доходное хозяйство, так что он с женой мог жить безбедно. Они оба были набожными, благочестивыми людьми и вели церковный образ жизни. Их огорчало только то, что у них не было детей, но они успокаивали себя тем, что полагались на волю Божию. Идиллию их семейной жизни разрушила война.

С первых дней Первой мировой войны Василия Яковлевича призвали на фронт, и он, по воле Бога, навсегда распрощался с семьей и Родиной. Сначала он воевал на южных фронтах против австро-венгерской армии, а после большевистской революции и начала гражданской войны вступил рядовым солдатом в Белую Армию. Здесь он проявил небывалые героизм и мужество, имел боевые награды. В 1920 году, после взятия большевиками Перекопа, с остатками частей Белой армии под командованием барона П. Н. Врангеля он эмигрировал в Константинополь, где жил последующие 12 лет в тяжелейших условиях, работая в порту грузчиком.

В 1933 году Василий Яковлевич приехал на Святую Гору Афон и устроился наемным рабочим в русском скиту Крумица, где прожил девять лет. Все это время он не терял надежды на возвращение домой, на Родину, к своей семье. И только после того, как узнал о смерти своей жены, решил стать монахом.

14 апреля 1942 года Василий Яковлевич поступил в Руссик послушником, где был пострижен в мантию 18 марта 1944 года. Послушание проходил опять на Крумице, где давно полностью освоился и хорошо знал все хозяйство. В 1951-1953 годах его определили на арсану Франко-Кастро (пристань метохи Крумица), стратегический важный тогда для монастыря пункт. Здесь он жил в полном одиночестве, обслуживая изредка прибывающие сюда лодки и корабли.

Вот что записал отец Власий в своем дневнике 16 октября 1952 года:

«Этот день чувствовал себя очень плохо: ничего не варил, даже не грел для себя чая. Причиной этому служит то, что я простудился и, несмотря на то, что принял хинину и аспирин, улучшения не было. Условия жизни моей в одиночестве заставляют подниматься с кровати при каждом наружном оклике: «Патер Власий», «паракало» и так далее. Многие мне говорят, как нужно поступать, но не все могут поступать так, как говорят. И на вопрос мой: кто желает быть на арсане, прошу занять мое послушание, а я по способности буду исполнять монастырские послушания как-то: за мулами ухаживать, свиней кормить, коридоры подметать, куб греть для чая и, наконец, последнее дело: все отхожие места чистить, — никто заменить меня не соглашается».

Вскоре сбылась его мечта, ему благословили жить в монастыре, и с августа 1953 года он проходил послушание в муларне. Ослики стали его новыми друзьями. Они нравились ему в первую очередь за свою молчаливость и терпение. Он считал, что человеку следовало бы поучиться у них этим двум свойствам. Как он говорил, ослы, имея такие прекрасные качества, не по разуму имеют их, поэтому они не святые. А люди, имеющие разум, также, бывает, не хотят приобрести этих прекрасных качеств, поэтому они тоже не святые.

Отец Власий после вступления в монашество стал писать дневник, благодаря которому мы знаем его как наблюдательного и захватывающего рассказчика. Исследуя его записи, мы имеем возможность восстановить историю повседневной жизни русского святогорского монастыря в 50-х годах ХХ века.

Преставился отец Власий 20 февраля 1963 года.

 

Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «АФОНИТ.INFO» (www.afonit.info)

Смотри также:
Помощник неутомимого старца: Иеросхимонах Владимир (Колесников). День памяти — 23 декабря
Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей
Делатель покаяния: Иеросхимонах Вероник (Каменский). День памяти - 17 декабря
Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно
Секретарь афонского старца Макария иеросхимонах Мина (Буданов)
3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.
Афонский старец схиархимандрит Кирик (Максимов) – настоятель Одесского подворья, духовник русского монастыря на Афоне и православного духовенства в Белграде
Схиархимандрит Кирик — одна из центральных фигур в истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в первой половине ХХ века. Он поступил в монастырь в то время, когда старец-игумен Макарий (
Любезный живописец: Иеромонах Василий (Селезнев). День памяти — 10 декабря
Иеромонах Василий (в миру Владимир Дмитриевич Селезнев) был родом из города Воронежа. Поступил в Русский Пантелеимонов монастырь в 1851 году, где был пострижен в мантию в 1852 году. Он сразу привязалс
Божий человек: Схимонах Иустин. День памяти — 8 декабря
Схимонах Иустин родился в 1785 году в городе Кинешме Костромской губернии. С юности он был набожен. Хотя в молодости и был женат, имел детей, однако в его боголюбивом сердце семя благочестия с годами
Введение (возвращение) русской братии в Пантелеимонов монастырь на Афоне на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1839 году
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы для русской святогорской обители на Афоне имеет особое как духовное, так и историческое значение. Именно в этот день в 1839 году произошло введение (возв
Доверять Богу: Схимонах Серафим (Ковалищенков). День памяти — 4 декабря
Симеон Петрович пришел в церковь не выпрашивать у Бога здоровья для своей жены, а искренне покаяться в грехах и узнать волю Бога. Господь открыл ему глаза, и тогда он увидел свою жизнь как бы со сторо
Продолжатель традиции старчества. Духовник Афонского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданов)
17 (30) ноября 1920 года отошел ко Господу выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик его великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии
Дело Божие надо делать, не откладывая: Иеросхимонах Арсений (Минин). День памяти — 30 ноября
Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем творит молитву, и не смели его отвлекать разго
Последние обновления
Архив сайта
<< < Февраль 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 20 21 22
23 24 25 26 27 28  
Видеогалерея

 

 

на верх