Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Доверять Богу: Схимонах Серафим (Ковалищенков). День памяти — 4 декабря

1a Panteleimon-Athos 1aСимеон Петрович пришел в церковь не выпрашивать у Бога здоровья для своей жены, а искренне покаяться в грехах и узнать волю Бога. Господь открыл ему глаза, и тогда он увидел свою жизнь как бы со стороны и понял, что в ней в действительности все было неправильно, даже уродливо. Он понял, что его счастье было не что иное, как самообман...

Схимонах Серафим (в миру Симеон Петрович Ковалищенков) родился в 1821 году в семье зажиточного купца I гильдии города Бирюч Воронежской губернии. Симеон получил гимназическое образование и стал правой рукой своего отца. В 20 лет его женили на дочери другого бирючинского купца, и от этого брака родились дети — трое сыновей и дочка.

После смерти отца все торговое дело перешло к Симеону Петровичу, которое он умело приумножал и которым разумно распоряжался. Он пользовался большим авторитетом среди горожан города Бирюч, так что был назначен городским главой. Все было у Симеона Петровича.

По мирским меркам он был очень счастливым человеком: у него была прекрасная семья, он был очень богат, пользовался огромным уважением и властью в своем родном городе. И казалось, ничто не могло поколебать этого счастья. Но Бог судил иначе, Он призвал его для высшего счастья, по сравнению с которым земное счастье ничто. В 1867 году жена его вдруг тяжело заболела. Он не щадил сил и средств, чтобы помочь ей, но ее состояние только ухудшалось. Когда все средства были испробованы, отчаявшись, Симеон Петрович наконец пришел в церковь.

Да, мы приходим к Богу часто именно тогда, когда нам больше некуда идти. Но честны ли мы тогда пред Богом? Ведь мы приходим к Нему в такой момент только для того, чтобы вымолить необходимое нам, не задумываясь о том, а есть ли на то, что мы просим, воля Божия. Рассуждая по-земному, говорим: если Бог — любящий Отец, то Он должен нам помочь, должен дать то, что нам так нужно сейчас.

Но Бог имеет другое промышление о нас. У Него другие представления о счастье. Оно заключается не в том, чтобы обеспечить наше земное счастье, а в том, чтобы использовать любые средства для спасения нашей души и благополучного перехода ее к вечному, нескончаемому блаженству. И как бы мы ни умоляли Господа, не отговорим Его от этого Своего Промышления о нас. Именно Его безграничная любовь, неимоверно желающая нашего спасения, заставляет Бога быть «неумолимым».

Поэтому блажен человек, который при любых обстоятельствах жизни сможет спокойно сказать: «Да будет воля Твоя на мне, Господи!» Как бы ни было нам больно в случившемся несчастье, это единственный и вернейший способ спасения нашей души, попущенный милостивым Богом! Но, к сожалению, принять и тем более понять это — выше человеческого сознания. Хотя бывают и редкие исключения.

Именно о таком мы расскажем в этом жизнеописании. Симеон Петрович пришел в церковь не выпрашивать у Бога здоровья для своей жены, а искренне покаяться в грехах и узнать волю Бога. Господь открыл ему глаза, и тогда он увидел свою жизнь как бы со стороны и понял, что в ней в действительности все было неправильно, даже уродливо. Он понял, что его счастье было не что иное, как самообман, что он всю жизнь служил исключительно своему тщеславию и гордости.

Богоносные отцы говорят, что покаяние открывает путь к Богу, а смирение приводит к Нему. Симеон Петрович выбрал именно этот путь и не прогадал. Бог устроил так, что жена его умерла с миром, напутствованная молитвой Церкви и Святыми Дарами Христовыми. Последние ее слова были словами благодарности за возможность умереть, примирившись с Богом.

После смерти жены Симеон Петрович продал все свое имущество, малую часть отдал добрым людям для обеспечения будущего своей дочери, а большую часть раздал нищим. Взял всех своих троих сыновей, которые были уже взрослыми юношами, и поехал на Афон, чтобы навсегда остаться там в каком-нибудь монастыре. В 1869 году он со своими сыновьями поступил в Андреевский скит, но испытание его решимости неуклонно идти по пути спасения этим не закончилось.

Неожиданно заболели его старшие сыновья, видимо, заразились от матери еще дома, и через год он похоронил и их. Даже это невыносимое горе не поколебало Симеона Петровича в вере, и он сказал твердое «да», когда игумен скита предложил ему постриг в монахи. Его постригли в мантию с именем Андрей. Скоро он был вынужден расстаться и с младшим сыном, которого призвали на военную службу в Россию.

Отец Андрей не смог жить рядом с могилами своих сыновей и попросил благословения настоятеля скита перейти в Русский Пантелеимонов монастырь, что и случилось в 1876 году. Начался новый этап его 30-летней монашеской жизни, во время которого он служил уже не своей гордости, а Богу и людям, творил дела христианской любви и шаг за шагом прокладывал путь к человеколюбивому Богу.

14 марта 1878 года его постригли в схиму с именем Серафим. В 1878 году отца Серафима послали в Москву на послушание — управлять Полянским домом, а потом наблюдать за постройкой новой монастырской часовни у Владимирских ворот. Он часто переписывался со своими духовными отцами, духовником Иеронимом и игуменом Макарием.

Возвратился на Афон через шесть лет, в 1884 году. За это время дочка его стала совершеннолетней и решила последовать примеру отца и поступить в монастырь. Она стала монахиней в Покровском монастыре Киева с именем Евдокия, при этом поддерживала тесные духовные связи с родным отцом, переписываясь с ним. В архиве монастыря сохранились все ее письма.

С 1884 года до самой смерти отец Серафим проходил послушание в канцелярии монастыря. Он отличался смирением и полным доверием воле Божией. Монашеские обязанности исполнял в точности, особенно был ревностен на богослужениях.

Преставился отец Серафим 21 ноября (4 декабря) 1899 года.

 Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Помощник неутомимого старца: Иеросхимонах Владимир (Колесников). День памяти — 23 декабря
Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей
Делатель покаяния: Иеросхимонах Вероник (Каменский). День памяти - 17 декабря
Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно
Секретарь афонского старца Макария иеросхимонах Мина (Буданов)
3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.
Афонский старец схиархимандрит Кирик (Максимов) – настоятель Одесского подворья, духовник русского монастыря на Афоне и православного духовенства в Белграде
Схиархимандрит Кирик — одна из центральных фигур в истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в первой половине ХХ века. Он поступил в монастырь в то время, когда старец-игумен Макарий (
Любезный живописец: Иеромонах Василий (Селезнев). День памяти — 10 декабря
Иеромонах Василий (в миру Владимир Дмитриевич Селезнев) был родом из города Воронежа. Поступил в Русский Пантелеимонов монастырь в 1851 году, где был пострижен в мантию в 1852 году. Он сразу привязалс
Божий человек: Схимонах Иустин. День памяти — 8 декабря
Схимонах Иустин родился в 1785 году в городе Кинешме Костромской губернии. С юности он был набожен. Хотя в молодости и был женат, имел детей, однако в его боголюбивом сердце семя благочестия с годами
Введение (возвращение) русской братии в Пантелеимонов монастырь на Афоне на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1839 году
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы для русской святогорской обители на Афоне имеет особое как духовное, так и историческое значение. Именно в этот день в 1839 году произошло введение (возв
Продолжатель традиции старчества. Духовник Афонского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданов)
17 (30) ноября 1920 года отошел ко Господу выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик его великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии
Дело Божие надо делать, не откладывая: Иеросхимонах Арсений (Минин). День памяти — 30 ноября
Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем творит молитву, и не смели его отвлекать разго
Судьба, благополучие и счастье — в руках Господа: Иеросхимонах Анастасий (Модзалевский). День памяти — 28 ноября
Представитель знаменитого дворянского рода никаким образом не выдавал своего знатного происхождения, а, наоборот, все время старался принизить себя пред другими людьми. За это его все любили и уважали
Последние обновления
Архив сайта
<< < Декабрь 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Видеогалерея

 

 

на верх