афонит.info

Русь и Афон. Наследие святой горы

Православный портал о монашеском наследии Афона

Инициатор возвращения русской братии в Пантелеимонов монастырь: старец Прокопий. День памяти – 24 августа

Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне - Новый Прибрежный Русик, первая половина XIX векаСхиархимандрит Прокопий (Дендрин) был ученым монахом и богословом, чрезвычайным ревнителем православия. Он имел хорошее богословское образование и знал несколько языков, в том числе греческий, русский, болгарский. Конечно, при таких обширных познаниях в богословии он мог бы в течение своей долгой жизни ступить выше степени архимандрита. Но, отказавшись от славы, этой справедливой дани его ученым трудам, он глубоко похоронил в монастырском затворе свою известность и право на признательность современников.

Перу старца Прокопия принадлежит ряд книг: «Вопросы и ответы о предметах православной веры» (опубликована в Константинополе в 1835 году), «Путеводитель по Священному Писанию, составленный из творений Оригена и Феодорита, епископа Кирского» (напечатанный в Егине в 1831 году), «Христианское учение, или Священный катехизис» (издан в Афинах в 1841 году). В монастырском архиве Пантелеимонова монастыря хранится также неопубликованная рукопись его апологетического произведения «Против иудеев». С его слов также была записана история служения возобновителя Русика игумена Саввы Святогорца в 1803 – 1821 гг.

Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне - Новый Прибрежный Русик, первая половина XIX века

Сведений о старце Прокопии сохранилось очень мало. В основном, они основываются на свидетельствах о. Парфения (Агеева), о. Сергия (Веснина), о. Селевкия (Трофимова), о. Мины (Буданова) и материалах из архива Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Родом схиархимандрит Прокопий был из города Одессы Херсонской губернии. В разных источниках его фамилия упоминается по разному: Дендрин, Дендринос, а в монахологии Пантелеимонова монастыря она записана как Папандопулос. По сообщению отца Мины (Буданова), происходил о. Прокопий из понтийских греков, проживавших в Херсонской губернии, в г. Одессе.

Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне - Новый Прибрежный Русик, XIX век

В каком году и при каких обстоятельствах старец Прокопий покинул Одессу и ушел на Святую Гору доподлинно неизвестно, однако судя по тому, что он близко знал игумена Савву Святогорца – устроителя Нового Прибрежного Русика, можно сделать вывод, что он был его сподвижником и подвизался в Пантелеимоновом монастыре на Афоне еще в период его игуменства (с 1805 по 1821 гг.). На тот момент монастырь хоть и сохранял по привычке в своем название имя «русского», но большинство братии в нем составляли греки.

Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне - Новый Прибрежный Русик, первая половина XIX века

Старец Прокопий, будучи родом из пределов Российской империи, пользовался среди греческой братии Пантелеимонова монастыря значительным духовным авторитетом. В 1839 году именно он был одним из активных инициаторов вторичного и окончательного приглашения русских иноков в Пантелеимонов монастырь и восстановления его как русской обители. Как свидетельствует ин. Парфений (Агеев), именно он возглавлял делегацию Русика, которую послали его старцы к иеросхимонаху Павлу и духовнику всех русских святогорцев старцу Арсению для приглашения русских братьев, и добился в этом деле успеха — русские иноки вернулись в свою обитель навсегда.

Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне - Новый Прибрежный Русик, первая половина XIX века

Обрадованный возвращением русских иноков в Пантелеимонов монастырь, архимандрит Прокопий торжественно произнес по-гречески приветственную речь, но многие выражения при этом произносил по-славянски. Зная многие языки, а особенно славянский и болгарский, говорил весьма пространно и столь эмоционально, что плакали все, русские и греки. Он сказал следующее:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Что за праздник сегодня в русском монастыре? Что за торжество в Пантелеимоновой обители? Спросят нас афонские жители: что за радость в общежительной киновии? Что за веселие там? Они всегда учат плакать о грехах своих и не позволяют никому даже улыбнуться, а сегодня веселятся. Или они уже переменили свою жизнь? Или разрушили свои строгие общежительные уставы?! Отвечаем: мы не переменили своей жизни и не разрушили своих общежительных уставов, но радуемся и веселимся сегодня, потому что чадолюбивая мать торжествует о принятии в свои объятия возлюбленных и первородных старших своих чад, которые находились в странствии более ста двадцати лет, скитавшись по горам и по лесам, не имея «где главу преклонити». Сегодня они пришли к своей возлюбленной матери в объятия, и она радуется и веселится их возвращению.

И мы, младшие ее чада, веселимся и торжествуем, так как видим наших старших братьев, возвратившихся в свой дом здоровыми и благополучными. Сегодня пришли русские к своей возлюбленной матери в русскую обитель и привели дорогого гостя — русского чудотворца святителя Митрофана.

Но почему говорю «гостя»? Гость только погостит и вновь удалится. Пришли русские дети к своей матери и привели с собой святителя Митрофана уже не в гости, а на вечное жительство. В подтверждение этого сегодня был освящен ему этот храм. Да пребывает святитель Митрофан в этой русской обители во веки веков и да содержит при себе и русскую свою братию.

Но почему говорю «освятили храм»? Не храм освятили, а храмик только ради первого случая. А великий соборный храм во имя святителя Воронежского со временем выстроят себе русские посреди монастыря, если подаст им руку помощи благоденственное их Отечество — святая и славная Россия.

Но вновь говорю о радостном и восклицаю о торжественном: святая наша русская обитель радуется и торжествует о принятии своих чад вместе со святым Пантелеимоном и со святителем Митрофаном и со всеми своими детьми, греками и русскими, и торжественно взывает: «Радуйся и веселись со мной, Госпожа моя и Надзирательница моя, Пречистая Владычице Богородице! Вот расточенные мои чада русские вернулись ко мне в объятия. Радуйтесь и вы, многожеланные дети русские, со мною, матерью вашей, обителью русской! Сегодня у вас двойное торжество: вы радуетесь, так как обрели меня, свою возлюбленную родную мать, а я радуюсь, что вы пришли в мои материнские объятия после многолетнего вашего странствия и бедствия — скитания по чужим обителям. Хотя все они мои подруги и сестры, но среди них нет вашей матери. Я — единственная ваша мать, обитель русская! Я, единственная, могу вас покоить в этой короткой жизни и проводить на вечное блаженство. И я, возлюбленные мои дети, больше вас радуюсь и веселюсь, так как сподобилась увидеть вас в своих объятьях.

Как мне было грустно и скорбно смотреть на вас, любезных моих детей. И сколь мне было болезненно видеть ваше горестное бедствие, когда вы более 120 лет странствовали по Святой Горе Афонской! Теперь скажу о себе: и я терпела скорби, оставаясь без вас горькой, беззащитной сиротой, оборванной и обнаженной, лишенной любезных детей первородных и не имеющая ни от кого помощи. Да и кто мог меня облачить в праздничные одежды, как другие мои сестры убраны и украшены?! И как было мне скорбно называться русской обителью, а русских детей ни одного не иметь?

Каждый приходящий ко мне стремился в русскую славную обитель, имевшую богатых и славных русских сынов, и ожидал увидеть меня убранной и украшенной более моих сестер, но когда приходил, то находил меня сиротой, оборванной, обнаженной и с возлюбленными моими русскими детьми разлученной. И тогда, увидев эту печальную картину, отходил от меня со слезами, оставляя меня, сироту, горько плакать. Пребывала я в таком сиротстве 120 лет. Сейчас же это скорбное время позади. Сегодня веселие и торжество, сегодня возлюбленные и первородные мои дети русские возвратились в мои материнские объятия. Теперь я уже не сирота. Отныне они, мои любезные дети, меня, свою родную мать, украсят более всех моих сестер, и буду я прославленна по всей Святой Горе Афонской!»»

Кончина старца Прокопия была особенно знаменательна тем, что, произнеся все возгласы при чтении ему утрени, по возгласе на первом часе: «Боже ущедри ны и благослови ны...» — он незаметно скончался. Было это 11/24 августа 1848 года.

Подготовил Сергей Шумило

Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XX веков". Т. - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

Дополнительно см.:

Старец Савва Святогорец – возобновитель Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Память - 26 апреля

 

Восстановитель русского святогорского монашества старец–иеросхимонах Арсений Афонский (+1846)

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «АФОНИТ.INFO» (www.afonit.info)

Смотри также:
Помощник неутомимого старца: Иеросхимонах Владимир (Колесников). День памяти — 23 декабря
Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей
Делатель покаяния: Иеросхимонах Вероник (Каменский). День памяти - 17 декабря
Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно
Секретарь афонского старца Макария иеросхимонах Мина (Буданов)
3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.
Афонский старец схиархимандрит Кирик (Максимов) – настоятель Одесского подворья, духовник русского монастыря на Афоне и православного духовенства в Белграде
Схиархимандрит Кирик — одна из центральных фигур в истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в первой половине ХХ века. Он поступил в монастырь в то время, когда старец-игумен Макарий (
Любезный живописец: Иеромонах Василий (Селезнев). День памяти — 10 декабря
Иеромонах Василий (в миру Владимир Дмитриевич Селезнев) был родом из города Воронежа. Поступил в Русский Пантелеимонов монастырь в 1851 году, где был пострижен в мантию в 1852 году. Он сразу привязалс
Божий человек: Схимонах Иустин. День памяти — 8 декабря
Схимонах Иустин родился в 1785 году в городе Кинешме Костромской губернии. С юности он был набожен. Хотя в молодости и был женат, имел детей, однако в его боголюбивом сердце семя благочестия с годами
Введение (возвращение) русской братии в Пантелеимонов монастырь на Афоне на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1839 году
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы для русской святогорской обители на Афоне имеет особое как духовное, так и историческое значение. Именно в этот день в 1839 году произошло введение (возв
Доверять Богу: Схимонах Серафим (Ковалищенков). День памяти — 4 декабря
Симеон Петрович пришел в церковь не выпрашивать у Бога здоровья для своей жены, а искренне покаяться в грехах и узнать волю Бога. Господь открыл ему глаза, и тогда он увидел свою жизнь как бы со сторо
Продолжатель традиции старчества. Духовник Афонского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданов)
17 (30) ноября 1920 года отошел ко Господу выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик его великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии
Дело Божие надо делать, не откладывая: Иеросхимонах Арсений (Минин). День памяти — 30 ноября
Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем творит молитву, и не смели его отвлекать разго
Последние обновления
Архив сайта
<< < Август 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 24 25 26
27 28 29 30 31    
Видеогалерея

 

 

на верх