Rukopis8Во второй половине XIX века Пантелеимонов монастырь стал одним из крупнейших издателей церковной литературы для России. Издательская деятельность тех лет служила двуединой цели — донесению до российского общества информации о значении Русского афонского монастыря и привлечению в обитель жертвователей и паломников из России.

 ГРИГОРИЙ ШИРЯЕВ И СЕРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ

Первые книги «в пользу Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне» увидели свет в 1850 году и принадлежали Святогорцу. Издателем их был слепец-паломник Г. И. Ширяев. Григорий Иванович Ширяев (1822–1875) происходил из семьи зажиточных крестьян. Девяти лет от роду он заболел оспой и лишился зрения. Когда ему исполнилось тринадцать лет, он в одиночку предпринимает паломничество по российским монастырям, а затем дважды странствует по святым местам Востока, посещает Египет, Синай, Палестину, Иерусалим, Константинополь и Афон.

Во время своего второго путешествия в 1847 году он познакомился на Афоне с о. Сергием (Весниным). К этому моменту Святогорец Сергий уже был известен в России благодаря своим письмам с Афонской Горы, напечатанным в журнале «Маяк современного просвещения и образованности» за 1845 год. Вместе с Ширяевым Святогорец в 1847 году отправился в Россию, где подготовил две книги, изданные в 1850 году на средства слепца Ширяева. «Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской», вышедшие в свет в двух частях, доставили о. Сергию славу и признание в России.

«Записки о нынешнем состоянии Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афонской», получившие цензурное разрешение 15 ноября 1848 года, стали первым источником, из которого российский богомолец узнавал о жизни русской обители, ее святынях, ее потребностях и о возможности совершить паломничество на Святую Гору. Второе издание этой книги вышло еще при жизни Святогорца, и потом она неоднократно переиздавалась по благословению старцев обители.

Во время своего пребывания в России Святогорец собрал значительные пожертвования, но главным было его слово, которое пробудило во многих русских людях из самых разных слоев общества желание посетить Афон. Поэтому, вернувшись на святую гору, о. Сергий готовит подробный «Путеводитель по Святой Горе Афонской», изданный уже после его смерти в 1854 году. Работа над этим путеводителем потребовала разбора древних актов в библиотеке Руссика и других афонских монастырей. Результатом архивных изысканий Святогорца стал его труд «Русские иноки на Святой Горе Афонской от исхода X до половины XIX столетия», доведенный о. Сергием до XVI века.

ТИПОГРАФИЯ ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ

С начала 1860-х годов в издательской деятельности Пантелеимонова монастыря появилось миссионерское направление, которое быстро сделалось основным. В 1860 году был напечатан «Афонский патерик» библиотекаря монастыря о. Азарии (Попцова) (впоследствии книга выдержала шесть изданий). В следующем, 1861 году в существовавшей в ту пору в Константинополе славно-болгарской типографии была напечатана книга «Вышний покров над Афоном, или сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся иконах Божией Матери и других святых», содержавшая сказания о всех чудотворных иконах Афона.

В той же типографии впоследствии были напечатаны еще две книги: «Служба и похвальное слово преподобным и богоносным отцам нашим на Святой Афонской Горе просиявшим» (в 1862 году) и «Служба в честь иконы Богоматери именуемой „Достойно есть“».

В России Пантелеймоновский монастырь в 1863 году издал «Житие и страдание св. великомученика и целителя Пантелеимона», а в 1864 году — «Молитву св. великомученику и целителю Пантелеимону» и несколько других брошюр и листков духовно-нравственного содержания. Переводами с греческого и составлением этих изданий занимался о. Азарий. Так активно развивалась издательская деятельность монастыря после Крымской войны. Огромный успех этих изданий и необходимость просветительской деятельности монастыря среди русского и других славянских народов привели руководство монастыря к решению создать собственную типографию.

Это могло бы в значительной степени удешевить издания и сделать их доступными для беднейших слоев населения и паломников из простонародья. Из письма о. Арсения (Минина) на Афон от 28 августа 1864 года мы узнаем, что о. Иероним весьма внимательно и усердно следил за созданием типографии. Отец Арсений сообщает ему свои соображения о машинах для печати, о шрифтах и так далее. Так что перспективы развития этой типографии были весьма неплохими.

Планы были откровенно высказаны Вселенскому патриарху в письме от 7 августа 1868 года: «Из заявлений ежегодно приходящих на Святую Гору немалочисленных благочестивейших поклонников из единоверцев наших славян мы узнаем, что они имеют большую нужду в книгах церковно-богослужебных и нравственных. От них же мы узнаем, что их духовные потребности удовлетворяются почти книгами, вывозимыми из России, приобретение которых сопряжено с большими затруднениями и издержками. В последнее время появились некоторые славянские книги, напечатанные и вне России, но таковые оказались с недостатками относительно точности и потому не имели в среде православных должного одобрения и распространения. Искренне сочувствуя в сем случае нуждам единоверных нам народов, честная наша обитель готова прийти к ним на помощь во всем, что касается их духовной пользы. Итак, руководимые таким желанием и вполне готовые по силе принести действительную пользу нашей Святой Церкви, мы, нижепоименованные, готовы устроить в нашем монастыре славянскую типографию для печатания славянских церковных и прочих душеполезных книг и для распространения их по умеренной цене между православными народами, но с тем, однако, условием, чтобы это учреждение пребывало под непосредственным покровительством Вашего Святейшества...»

Отец Арсений в письме от 11 октября 1864 года предлагал попросить у Патриарха разрешения печатать: «С дозволения Святейшего Константинопольского Патриарха». Патриарх ответил быстро — 18 сентября того же года: «... В ответ на сие извещаем ваше преподобие, что эту просьбу вашу мы внесли для всестороннего рассмотрения святому и священному нашему Синоду, по обсуждении которым каждого пункта настоящего прошения и по представлении нам его соображений, мы известим вас немедленно о церковном нашем решении».

В ожидании официального решения Синода в 1865 году в стенах Пантелеимонова монастыря открыли русско-славянскую типографию. Руками афонских монахов была отпечатана книга о. Иеронима «Русско-греческие словарь, разговоры, грамматика, напечатанные русским шрифтом». В типографии также были напечатаны три брошюры («Слова Исихия, пресвитера иерусалимского», «Житие св. мученика Дмитрия Солунского», «Обетования Божией Матери, данные св. Афонской горе»), а также несколько отдельных листков духовно-нравственного содержания. Однако на этом, несмотря на намерения руководителей русской братии, деятельность монастырской типографии была прекращена в силу неблагоприятных политических обстоятельств.

Начавшиеся еще перед Крымской войной несогласия между Константинопольской Церковью и болгарами уже с 1859 года приняли довольно острый характер и в 1872 году закончились объявлением «болгарской схизмы». Поэтому ходатайство об открытии типографии для болгар стало несвоевременным. На подобное письмо турецкому правительству был получен ответ, что оно не возражает против организации типографии, но по закону направит для контроля своего цензора. Это было равнозначным запрету, так как Пантелеймонов монастырь не мог допустить пребывания в обители турецкого чиновника. Кроме того, нетрудно было предположить, какова была бы реакция греческих монахов Афона. В результате старцы обители пришли к выводу, что надо самим закрыть типографию. Так неудачно закончилось это предприятие.

Но в монастыре продолжал работать литографический станок и снабжать наше отечество через паломников изображениями своего производства до 70-х годов. Тем не менее со второй половины 60-х годов XIX столетия издательская деятельность Пантелеимонова монастыря стала стремительно развиваться благодаря печати монастырских изданий в типографиях на территории России.

«ДУШЕПОЛЕЗНЫЙ СОБЕСЕДНИК» И СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН

Начало широкой просветительно-издательской деятельности было положено уже упоминавшимся иеромонахом о. Арсением (Мининым). Издательская деятельность о. Арсения началась с печатания громадным тиражом серии брошюр под заглавием «Описание знамений и исцелений благодатию Божиею бывших от святых мощей и части животворящего древа Креста Господня, принесенных со св. Афонской горы из русского Пантелеймонова монастыря».

После устроения особой часовни во имя св. великомученика Пантелеимона при Богоявленском монастыре в центре Москвы, в которой афонская святыня была помещена на постоянное пребывание, о. Арсений продолжил в Москве усиленную просветительно-издательскую деятельность, ведя непрерывную переписку со старцами монастыря по поводу составления монастырских изданий.

В 1878 году было основано периодическое издание Пантелеймонова монастыря ежемесячный журнал «Душеполезные размышления». Этот журнал, переименованный впоследствии, в 1888 году, в «Душеполезный Собеседник», выходил вплоть до 1918 года.

dushepoleznue razmushleniya 1882

Материал журнала распределялся между следующими семью разделами:
I) Уроки слова благодатного (краткие выдержки из св. Писания и святоотеческих книг);
II) Церковно-исторические сведения (описания святых мест России и Православного Востока, в особенности Афона, рассказы о жизни святых и подвижников благочестия);
III) Назидательное чтение (краткие слова и поучения о предметах веры и жизни христиан, разъяснения и истолкования некоторых богослужебных обрядов);
IV) Из дневника православного христианина (описания знамений от св. мощей, икон и чудесных явлений в жизни православных христиан);
V) Золотые блестки (краткие изречения о различных предметах веры и благочестия);
VI) Библиография (сведения о книгах духовного содержания);
VII) Афонская летопись (сведения о событиях на Афоне и особенно в монастыре св. великомученика Пантелеимона).

Журнал состоял из двенадцати номеров, высылаемых подписчикам шесть раз в год (сразу по два номера), в качестве бесплатного приложения печатались отдельные краткие брошюры и листки по всем семи разделам программы журнала. Ежемесячник Пантелеймонова монастыря, выходивший тиражом более двадцати тысяч экземпляров, был широко популярен и любим русскими читателями. Факты его вторичного, а в некоторые годы и троекратного переиздания доказывают несомненный читательский интерес к изданию. Благодаря журналу русский Афон воспринимался читателями как неотъемлемая часть, уголок России на Востоке.

Среди многочисленных изданий Пантелеймонова монастыря главное место принадлежит трудам святителя Феофана Затворника. Наибольшими тиражами издавались аскетические сочинения святителя: «Путь ко спасению» (шесть изданий по 5 000 экз.), «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия» (два издания по 5 000 экз.), «Черты деятельного благочестия» (четыре издания по 5 000 экз.), «Псалтирь или богомысленные размышления св. Ефрема Сирина» (пять изданий по 5000 экз.), «Творения Исихия, пресвитера иерусалимского» (шесть изданий по 10 000 экз.) и др.

svt feofan govorov

Широкой известностью пользовались многочисленные издания переводов восточных отцов, выполненных святителем Феофаном. В первую очередь, это русский перевод сборника «Добротолюбия», пять томов которого вышли тиражом в 3 000 экз. каждый, а также «Невидимая брань Никодима святогорца» (в 5 000 экз.), «Слова Симеона Нового Богослова» (два издания двух выпусков по 2 500 экз) и др.

Эти издания Пантелеймонова монастыря сохраняют и сейчас свою актуальность: большинство этих монастырских изданий трудов святителя Феофана было многократно репринтно переиздано различными, в том числе и современными издательствами.

СЛУЖБЫ И ЖИТИЯ

В большом количестве Пантелеимоновым монастырем изданы произведения, посвященные Богородице, покровительнице Афона: «Вышний покров над Афоном или сказания о чудотворных, на Афоне прославившихся, иконах Божией Матери и святых угодников Божиих» (семь изданий по 5 000 экз.), «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы» (шесть изданий по 5 000 экз.), «Обетования Богоматери благоговейным насельникам св. Горы» (семь изданий по 10 000 экз.), «Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Иерусалимская, находящейся в русском на Афоне Пантелеймоновом монастыре» (три издания по 5 000 экз.) и др.

Наряду со сказаниями издавались и акафисты, посвященные различным богородичным иконам: Божией Матери «Троеручнице» в Хиландаре (три издания по 5 000 экз.), «Достойно есть» в Карейском соборном храме (два издания по 10 000 экз.), «Скоропослушнице» в Дорхиаре (три издания по 10000 экз.) и др. Значительное место среди публикаций Пантелеймонова монастыря занимают издания, посвященные Святой Горе Афонской. Неоднократно переиздаваемыми были упомянутые ранее «Письма святогорца о Святой Афонской Горе» (шесть изданий по 10 000 экз.).

Был издан «Путеводитель по св. Афонской горе» (подробный, шесть изданий по 10 000 экз. и сокращенный, три издания по 8000 экз.), книга «Святая Гора Афон, земной удел Божией Матери, местность и обитатели ее» (десять изданий в 10 000 экз.), издания, посвященные Пантелеймонову монастырю «Русский Пантелеймоновский монастырь» (семь изданий в 5 000 экз.), «Акты русского на Св. Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеймона» (семь изданий в 5 000 экз.) и др., а также книги об афонских святынях и брошюры, посвященные афонским подвижникам, «Афонские современные подвижники» (восемь изданий в 10 000 экз.), биографические очерки старцев Иеронима (1000 экз.) и Арсения (три издания в 3 000 экз.) и др.

monastur panteleimona 1886

Многократно издавались также жития святых, прославившихся на Афоне или покровительствующих афонским монастырям: «Житие, страдания и чудеса св. великомученика и целителя Пантелеймона» (девять изданий по 10 000 экз.), «Св. великомученик и целитель Пантелеимон» (тринадцать изданий по 10 000 экз.), житие св. Дмитрия Солунского (пять изданий по 10 000 экз.), житие св. Афанасия (пять изданий по 10 000 экз.) и св. Петра афонских (пять изданий по 5 000 экз.), житие свв. Преподобномучеников Евфимия, Игнатия и Акакия афонских (два издания по 15 000 экз.) и др.

Наряду с житиями издавались акафисты и службы афонским святым. Большими тиражами, зачастую доходившими до 40 000 экземпляров, издавалась монастырем и весьма многочисленная печатная продукция духовно-нравственного содержания, так, например в трех тиражах, почти по 40 000 экземпляров каждый, разошлись назидательные брошюры «О вреде пьянства», «Какой вред человеку приносит курение табаку», беседы преосвященного Никанора «Поучение о театральных зрелищах в Великий пост», «Беседа о том, что не следует христианским проповедникам опровергать все лжеучения».

Обителью ежегодно распространялось бесплатно около 300 тысяч экземпляров брошюр и 2 миллионов листков. Многие брошюры, издаваемые Пантелеймоновым монастырем, были посвящены борьбе с актуальными в то время сектами и лжеучениями: для противодействия рационалистическим сектам обитель печатала книги «Вразумление заблудшим» (семь изданий по 10 000 экз.), «Вразумление заблудшим и исповедь обратившихся от заблуждения» (четыре издания по 3 000 экз.) и др. Три издания выдержали четырнадцать брошюр против сектантов, написанных бывшем молоканином, о. иеромонахом Арсением. Борьбе с раскольниками посвящены брошюры «Пути провидения в жизни одной благочестивой женщины, совращенной в раскол и опять возвратившейся в православную церковь» (тиражом в 25 000 экз.), сочинения игумена Парфения (Агеева) «Вертоград духовный», «Виноград церковный», «Меч духовный» и др.

Авторы многих книг, изданных Пантелеимоновым монастырем, были не только его насельники. Среди авторов в основном преобладают люди духовного звания. Это и церковные иерархи (митрополит сербский Михаил, архиепископы одесский Никанор, херсонский Дмитрий и др.), и священники (киевский протоиерей Н. И. Флоринский, иеромонах московского андрониевского монастыря Серафим и многие другие), и миряне.

Вместе с тем, многие афонские иноки весьма деятельно участвовали в написании текстов монастырских изданий. Периодическое издание монастыря, журнал «Душеполезные размышления», началось и впоследствии поддерживалось трудами о. иеромонаха Арсения (Минина), в нем печатались поучения о. архимандрита Макария (Сушкина), раздел «Афонская летопись» почти целиком принадлежит труду о. иеромонаха Владимира (Колесникова).

Широкую известность приобрели в России книги святогорца Серафима (Веснина), литературные труды духовника иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), схимонаха Аркадия (Любовникова), схимонаха Селевкия (Трофимова), иеромонаха Арсения (Минина), схимонаха Матфея (Ольшанского) и многих других афонских подвижников.

КНИГИ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ

Среди многочисленных направлений в издательской деятельности Руссика нельзя не упомянуть книг, связанных с паломничеством в Иерусалим. Пантелеимонов монастырь во второй половине XIX века стал частью российской паломнической инфраструктуры. На своих подворьях в Одессе и в Константинополе обитель бесплатно принимала паломников, отправлявшихся на богомолье в Палестину.

Вот как описывает эту сторону миссионерской деятельности Руссика Н. Н. Страхов, посетивший Афон в 1881 году. «Не могу не вспомнить с благодарностью об этом гостеприимстве. Афонские отцы знамениты своей любезностью и радушием, и самое приятное то, что вы скоро чувствуете, до какой степени они в этом естественны. Вежливость монаха имеет глубокую и твердую основу — искреннее смирение; промах в обращении с людьми скорее сделает мирской человек, никогда не бывающий вполне свободным от гордости житейской. Вообще, для русского поездка на Афон оказывается делом самым простым и легким. Не нужно ни малейших хлопот и усилий. В Константинополе монахи возьмут вас с парохода, поместят в своем подворье, будут угождать вам, кормить и поить, и, когда придет время, посадят на пароход, отправляющийся к Святой Горе. Поразительно то обстоятельство, что только русский монастырь устроил совершенно правильное и удобное сообщение с Афоном».

Направлявшиеся из России на Воcток паломники обычно сначала добирались до Палестины, а уже на возвратном пути часть из них посещала Афон. Поэтому для обители сопровождение таких богомольцев было исключительно делом человеколюбия и христианской заботы о странствующих единоверцах. Этой же цели служил написанный в 1870 году иеромонахом Арсением (Мининым) Путеводитель в Иерусалим.

Отец Арсений пришел на Афон из Иерусалима в числе паломников. Затем он с 1862 года много путешествовал по России с афонскими святынями, собирая пожертвования среди богомольных русских людей. Многих из этих людей его рассказы о Православном Востоке побудили предпринять паломничество ко святым местам. Впервые вопрос о создании специального путеводителя для православных богомольцев из России был поднят еще в 1856 году великим князем Константином Николаевичем.

Для его написания на Восток командировали Б. П. Мансурова, но затем Мансуров занялся строительством паломнических подворий в Палестине, а первый путеводитель написал Н. В. Берг по заказу Русского Общества Пароходства и Торговли в 1863 году. Путеводитель этот содержал практические сведения о маршрутах, ценах, гостиницах, местонахождении святынь и местных особенностях быта. Отец Арсений желал дать в руки богомольцу книгу, в которой была бы раскрыта духовная сторона паломнического подвига, религиозный смысл и значение поклонения святым местам.

Текст своего путеводителя отец Арсений направил для прочтения владыке Феофану (Говорову), который не согласился с основным подходом и сделал различные замечания . «Прочитал ваши тетрадки, — писал св. Феофан о. Арсению. — Заметки там прочитаете. Так путеводители не пишутся. Путеводитель только указывает места святые и вообще все замечательное, и предуведомляет поклонника, на что обратить внимание в каком месте. Это простое перечисление мест и указаний. Размышления тут решительно не у места. Надобно вам переделать все. За размышлениями лишними в путеводителе, не подробно рассказывается, что есть на месте, то есть опускается главное дело путеводителя. Размышления же, если охота, можно отдельно издавать — или враздробь, или все вместе. В путеводителе не следует говорить: мы были, то видели, а так: вот там-то такое-то место, придешь туда, на то-то обрати внимание... Идут и исторические заметки».

Отец Арсений использовал указания св. Феофана, но в главном остался верен прежнему замыслу. В его книге сохранились многочисленные рассуждения о чувствах паломника на святых местах. Вместе с тем, часть своих рассуждений он, вероятно, изъял, и позднее они были напечатаны им в Афонских литках. Путеводитель о. Арсения пользовался популярностью, был востребован в среде богомольцев и выдержал девять изданий.

putevoditel po afonu 1891

Пантелеимонов монастырь в XIX веке был частью единого паломнического пространства православного мира. Отцы обители хорошо понимали это и разделяли ответственность за всех паломников, отправлявшихся из России на Восток. В этом контексте стоит рассматривать и появление в издательской программе Пантелеимонова монастыря таких «иерусалимских» брошюр, как «Сионский песнопевец» иеромонаха Антония или «Поклонение святым местам Иерусалима» неизвестного составителя.

Отец Макарий, уже будучи игуменом Пантелеимонова монастыря, хорошо помнил свое собственное паломничество в Иерусалим и на Афон. Помнил о том, с каким интересом паломники перечитывали духовную литературу, следуя ко святым местам. И он сделал распоряжение, чтобы каждого паломника, останавливающегося на подворьях монастыря, в Одессе ли, в Константинополе ли, снабжали бы необходимыми брошюрами различного духовного содержания: акафистами, душеполезной и прочей духовной литературой. И кроме того назидательными листками.

О масштабах этой миссионерской издательско-просветительской деятельности можно судить по цифрам, которые приводит старец Иероним в перечне о тратах со стороны русской братии на содержание общей с греками обители Св. Пантелеимона в 1874 году. «Постоянно издаются в Москве брошюры „Душеполезные размышления“ по 15 и 20 тысяч экземпляров для раздачи и рассылки бесплатно по России; также ежегодно распространяется бесплатно около двух миллионов листков издания обители нашей и раздается до 300 000 экземпляров в год разных мелких книжек. Братиями нашими, отправляющимися в Таганрог и Ростов для заготовки для обители жизненных припасов, раздается в Черномории ежегодно бесплатно более 1 000 000 экземпляров духовно-нравственных листков издания обители нашей и Сергиево-Троицкой лавры, кроме того было отправляемо монастырем генералу Комарову в Асхабад для раздачи войскам крестики, иконы, книги, брошюры. Также экзарху на Кавказе книги и брошюры. В одесское Свято-Андреевское братство пожертвованы обителью для издания листков и брошюр против штунды сумма в 1000 рублей и листков и брошюр духовно-нравственных, издания обители 70000 экземпляров. Иеромонах нашей обители миссионер отец Арсений, находящийся теперь в России, совершает свои миссионерские поездки и издает книги своего сочинения против молокан и прочих раскольников на средства нашего монастыря».

 К.А. Вах

Печатается по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года». Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015

Смотри также

Отдать жизнь за других: несколько фактов из жизни схимонаха Гликерия (Никитина). День памяти — 2 июня
У каждого человека есть хотя бы одна возможность в жизни доказать искренность своей веры к Богу, показать свою любовь к Нему и людям, но мы часто именно в этот …
Иеросхидиакон Бенедикт. День памяти — 24 декабря
Иеросхидиакон Венедикт, грек по происхождению, жил на Святой Горе Афон более 70-ти лет. Он был очень образованным и высокодуховным иноком. Патриарх Константинопольский трижды присылал …
Помощник неутомимого старца: Иеросхимонах Владимир (Колесников). День памяти — 23 декабря
Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались …
Секретарь афонского старца Макария иеросхимонах Мина (Буданов)
3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на …
Дело Божие надо делать, не откладывая: Иеросхимонах Арсений (Минин). День памяти — 30 ноября
Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем …
Духовник и соборный старец: Иеросхимонах Феодорит (Константинов). День памяти — 19 ноября
Иеросхимонах Феодорит (в миру Федор Семенович Константинов) родился в 1856 году в крестьянской семье в селе Погожем Тимского уезда Курской губернии. Его мать звали …
Древнейший список чудотворной Казанской иконы Богоматери из Пантелеимонова монастыря на Афоне
4 ноября в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре молитвенно почтили память Казанской чудотворной иконы Божией Матери, - сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
Строгий подвижник и гостеприимный наместник: Иеросхимонах Герасим (Попов). День памяти — 26 октября
Иеросхимонах Герасим (в миру Глеб Петрович Попов) родился 24 июня 1859 года в крестьянской семье в селе Рожковеч Орловской губернии. Впоследствии семья его переехала …
Священномученик Иларион (Громов). День памяти — 11 октября
«Дорогой батюшка! Тяжело и горько нам живется, — писал будущий новомученик игумену Пантелеимонова монастыря. — Нет слов выразить Вам посетившей нас печали. Мы, …
Как научиться смирению: Схимонах Онисифор (Ищенко). День памяти — 11 октября
Схимонах Онисифор (в миру Онисим Карпович Ищенко) родился в 1872 году в крестьянской семье села Рубанское Брацлавскаго уезда Каменец-Подольской губернии. С детства он был молчаливым …