afonit.info

Русь и Афон. Наследие святой горы

Православный портал о монашеском наследии Афона

Ктиторский день в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь10 августа, на следующий день после престольного праздника святого великомученика и целителя Пантелеимона, в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, согласно Уставу Святой Горы, совершается Попраздненство Панигира и Ктиторский День. За Богослужением повторяется последование Праздника, кроме торжественных моментов. Накануне, то есть вечером в самый день Праздника, после вечерни совершается большая ктиторская панихида, на которой поминаются все ктиторы обители. В панихиде принимают участие все архиереи и священники, присутствующие в обители за богослужением.

В этом году панихиду возглавил Епископ Ирпенский Климент, председатель Учебного комитета и Синодального информационного отдела Украинской Православной Церкви. Для участия в чествовании ктиторов и благодетелей русской святогорской обители прибыли представители и других афонских обителей.

По традиции, в числе ктиторов поминаются все потрудившиеся над созданием и украшением русской обители на Афоне с X века и до наших дней. В архиве монастыря до сих пор хранятся многочисленные тома с именами жертвователей, подававших на обустройство обители свои лепты.

Поминовением в русской святогорской обители всех почивших ктиторов и благоукраситетелей монастыря закончились торжества в честь памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь

Вспоминая их благочестивые деяния, следует отметить, что среди ктиторов обители русские святогорцы особо чтут схиигумена Савву, князя Каллимаха Скарлату и старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина). Их имена занимают особое место в возрождении монастыря.

После пресечения русского братства в 1735 г. и гибели самой Пантелеимоновой обители (Нагорного или Старого Русика) в 1790 г., в начале XIX века Афонский Протат намеревался упразднить Русскую обитель, вычеркнув ее из Диптиха святогорских монастырей. Но Святейший Вселенский Патриарх Каллиник, по своей пастырской мудрости понимая, какое благодетельное значение имеет православная Русь для всего Востока, категорически отверг решение Протата и даже предписал ему своей особой грамотой (1803 г.) непременно позаботиться о восстановлении Русской общежительной обители, обещая и со своей стороны помощь по сбору средств. Святейший Патриарх особо настаивал на восстановлении общежительного устава, впервые за 600 лет существования обители упраздненного в ней греческими иноками, поселившимися там с 1740 года. Исполнителем своей воли Патриарх назначил уже 70-летнего старца иеромонаха Савву из нынешнего Ксенофского скита, ранее принадлежавшего Русской обители. Троекратно старец отказывался от Игуменской должности, извиняясь своим старческим возрастом, однако Святейший пригрозил ему судом Божиим за противление Божией воле.

Сам великомученик Пантелеимон явил слабому здоровьем старцу-строителю Савве свою помощь и даровал ему щедрого благодетеля – драгомана Порты князя Скарлата Каллимаха. Щедрою рукою подавал князь на строительство монастыря, особенно когда был назначен султаном Господарем Валахии. И вот Русский монастырь, как феникс, восстал изумительными твердынями и святилищем в византийском стиле. В 1812 г. был заложен новый храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, освященный в 1815 г. Святейшим Патриархом священномучеником Григорием V, пострадавшим впоследствии за Христа во время греческого восстания 1821 года.

Строя монастырь, старец Савва старался придерживаться планировки разрушившегося Нагорного или Старого Русика. Поэтому в новом Прибрежном монастыре, как и в старом, было 2 собора: Пантелеимонов и Успенский, устроенный в память о пребывании русской братии до XII века в Успенской обители Ксилургу. Храмы в угловых башнях также соответствовали планировке Нагорного Русика. Всего за несколько лет были выстроены корпуса с келлиями, пекарня, кладовые, маслобойня и винодельная. Внутри монастыря было проведено 8 источников воды. Ко всем храмам и параклисам, братским корпусам и службам также подавалась вода. «О, блажен был сей святой Обители строитель иеромонах Савва! Знал, как выстроить, сделать себе вечную память», - восклицает описатель первоначальной истории Прибрежной обители инок Парфений.

В 1821 году оба ктитора монастыря отошли ко Господу. Господарь Волахии Каллимах попал в немилость к султану и был мученически умерщвлен. Схиигумен Савва преставился 14 апреля, в четверток Святой Пасхи. Обитель выстроенная ими, была вдвое меньше настоящей. Сразу за Пантелеимоновским собором проходила глухая крепостная стена, отделявшая монастырь от внешнего мира. Также и на месте нынешнего Покровского корпуса не было ни здания, ни самого Покровского собора – украшения нынешней обители; на всем их пространстве простиралась северная крепостная стена, упиравшаяся в высокий сторожевой пирг (башню).

Старец Иероним (Соломенцов)

Уже с возвращением русских иноков в свою вековую отчину, при старцах Иерониме и Макарии, продолжилось развитие русского святогорского монастыря. Когда число русской братии значительно увеличилось, отец Иероним испросил у Духовного Собора монастыря благословение построить вокруг северной крепостной стены новый братский корпус. Когда число братии превысило 600 человек, старцы Иероним и Макарий выстроили поверх нового корпуса нынешний Покровский собор. Средства на строительные работы присылались родственниками отца Макария.

Старец Макарий (Сушкин)

При дальнейшем увеличении численности братства старцами было принято решение снести и восточную стену, проходившую за алтарем Пантелеимоновского собора. Территория монастыря увеличилась вдвое. На расчищенном пространстве были построены новые корпуса с несколькими храмами. Высокий пирг влился в строения новых корпусов. В нем расположилась ризница Покровского собора, а на самой его вершине был устроен Вознесенский храм в память о Вознесенском монастырьке, в котором проживала братия после переселения на побережье из Нагоного Русика. Руины Вознесенского монастырька находятся неподалеку от нынешней обители, над старой монастырской пристанью. Таким образом старцы Иероним и Макарий продолжили дело Схиигумена Саввы, и предали Свято-Пантелеимонову монастырю современный вид.

В связи с особым вкладом указанных подвижников в возрождение Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря русские святогорцы чтут их память с особой благодарностью и любовью.

 

 

 

Афонский православный портал «АФОНИТ» нуждается в поддержке и помощи >>>

Заказать паломничество на Святую Гору Афон можно здесь >>>

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «AFONIT.INFO» (www.afonit.info)

Смотри также:
Пустынник Новой Фиваиды: Схимонах Нил (Гарбарь). День памяти — 3 августа
Мы вошли в его хатку. Все было предельно бедно и убого. Ложе — почти голые доски. Но и у него моленная, иконки... Сам отец Нил имел вид несколько изумленный — точно казалось ему странным, почему это и
Невозмутимое спокойствие и бесконечное доверие Богу: Иеросхимонах Пинуфрий (Ерофеев). День памяти — 28 июля
Никто никогда его не видел гневающимся и раздраженным. Выполняя ответственные поручения и общаясь с людьми разных характеров, он умудрялся держать себя совершенно невозмутимо. Даже при разговоре с люд
Желал бы еще пожить, чтоб братии послужить: Схимонах Неофит (Васильев). День памяти – 26 июля
Схимонах Неофит (в миру Никита Васильевич Васильев) родился в 1807 году в крестьянской семье в Вятской губернии. На военной службе дослужился до чина унтер-офицера. Отдав 25 лет царю земному, вступил
Келейник великого старца: Схиархидиакон Лукиан (Роев). День памяти — 17 июля
Первые 15 лет он не имел ни келейника, ни послушника. После, по настоянию старцев обители, он согласился иметь одного келейника, но кандидаты на это послушание не выдерживали его строгой жизни. Они не
Прп. Ангелина Сербская в судьбе Русского Афона. День памяти - 14 июля
В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), се
Греческий подвижник русского монастыря: Схиархидиакон Иларион. День памяти — 13 июля
В тихом раздумье и жалобах на слабость, из-за которой не докончил своего молитвенного подвига в честь русского святителя, он задремал, легкий сон успокоил его чувства. В это мгновение Иларион увидел п
Счастье быть мучеником: Схимонах Гавриил (Седлецкий). День памяти — 10 июля
Загудел страшный ветер, засверкали частые молнии, и загремел гром. Паисий не терял присутствия духа, стоял бодро и молился. Гроза усилилась еще более. Молния чрез отверстие проникла в храм и начала гу
Закарпатский святогорец схиархимандрит Гавриил (Легач). День памяти - 9 июля
9 июля – день преставления схиархимандрита Гавриила (Легача, 1901-1977), игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.Все, кто его знал, говорили о его особом трудолюбии. Если отец Гавриил не был
Простой, благочестивый и ревностный к подвигам: Схимонах Венедикт (Матвеев). День памяти — 8 июля
В июльскую ночь в саду при Георгиевской келлии встретились два схимонаха Венедикт (Матвеев) и Леон (Воскресенский). Поздоровавшись по-иночески, сели на траву под маслиной, чтобы подышать чистым, арома
Священномученик Иона (Санков). День памяти — 4 июля
Старец Аристоклий не благословил отца Иону возвращаться на Афон; велел ехать в Одессу и вообще служить в России, где определят. И еще советовал никогда не вмешиваться в смуту политики.

Последние обновления
Архив сайта
<<<Август 2015>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
101213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Видеогалерея

 

 

на верх