Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Пантелеимонов монастырь в годы русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

rus tur voyna 1Русско-турецкая война 1877–1878 годов явилась тяжелым испытанием для монастыря и для всего русского монашества на Святой Горе. 26 октября 1876 года отцы Иероним и Макарий обратились к послу Н. П. Игнатьеву с просьбой провести переговоры с патриархом касательно защиты русских святогорцев в предстоящее трудное время.

Они напомнили годы Крымской войны, когда Патриарх на все запросы правительства отвечал, что на Афоне нет русских, а есть только афонцы. Озабоченность старцев вызывала также судьба дома в Константинополе, записанного на имя русского подданного. Выезжать братии с Афона они находили категорически неприемлемым, так как это грозило утратой монастыря для русских.

3 апреля 1877 года российское консульство в Фессалонике получило телеграмму из Петербурга, в которой предлагалось тем русским, которые опасаются оставаться на Афоне, отправиться на Кавказ через Поти в Кутаис на наемном французском пароходе, не сходя на берег в Константинополе. Однако уже консул Т. П. Юзефович в записке к о. Макарию выражал опасение, что оглашение подобного совета может вызвать нежелательный переполох на Святой Горе.

Одновременно были получены телеграммы от управляющих афонскими подворьями в Москве и Константинополе, от брата о. Макария В. И. Сушкина и от находящегося в Константинополе А. И. Нелидова. Советы предлагались разные — от организованной эвакуации всей братии или расселения ее по островам архипелага до оставления всех на Святой Горе. Нелидов, в частности, выказал уверенность, что Афону опасность не грозит, а бежать преждевременно было бы несовместимым с монашеским обетом и достоинством русского имени.

Очевидным было также и то, что в случае отъезда даже части братии будут потеряны позиции, с таким трудом завоеванные русскими монахами в продолжение последних десятилетий. Поэтому, как и в Крымскую войну, отцами Макарием и Иеронимом было принято решение не оставлять Святую Гору.

11 апреля Юзефович объявил старцам о прекращении дипломатических отношений России и Турции и о выезде консульства из Солуни. Русские афонские подданные были поручены покровительству французского консула Малле. Начавшаяся война возбудила затихшие было страсти. Поводом к всплеску страстей против русских афонцев послужило выступление в турецком парламенте депутата из Смирны Енитехерли-хаджи-Амета, который указал на опасность, которая может произойти от присутствия 10 000 русских на Афоне.

rus tur voyna 2Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Император Александр II на передовой.

Эта речь была подхвачена греческой прессой: в частности, газета «Фракия» напечатала пространную статью против русских, поправляя, впрочем, завышенные цифры из доклада турецкого депутата. Подхватила клевету, распространявшуюся против русских, и британская дипломатия, всегда искавшая удобного случая повредить делу Православия на Востоке и посеять семена раздора между греками и русскими. Посол Лейард в своей депеше писал, что он узнал из «достоверного источника», будто русские агенты стараются подготовить восстание в Македонии и Фракии, а деньги для этого дает игумен Макарий, который и прежде был якобы избран в настоятели благодаря денежным средствам.

Для разъяснения ситуации в Порту был вызван Патриарх Иоаким II, который заверил правительство в благонадежности русских. Однако совет министров принял решение о переселении русских монахов в монастырь Сумела близ Трапезунда. Патриарх был оскорблен недоверием к его мнению и подал прошение об отставке, причем сопроводил его длинным письмом в оправдание русской братии.

Только после командирования 8-17 сентября 1877 года специальной правительственной комиссии (в нее входили министерский чиновник Зивер-бей и митрополит Хиосский Амвросий), которая была радушно встречена монахами, подозрения правительства утихли. Еще до прибытия правительственной комиссии Патриарх послал на Афон своего экзарха, Иоакима митрополита Дерконского с поручением собрать подробные сведения об иноках Святой Горы.

18 сентября в монастырь прибыл еще один греческий архиерей — Кирилл Гревенский. Оба имели продолжительную беседу с турецкими чиновниками. Следственные комиссии не выявили ничего подозрительного в среде русских монахов, и, таким образом, дело было окончено. Монастырь не потерпел во время войны никакого ущерба. Не так благополучно обстояло дело на Солунском подворье, которое было разгромлено 29 августа 1877 года, а монахи (о. Алексей и его товарищи) подверглись тюремному заключению.

Л.А.Герд

Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Помощник неутомимого старца: Иеросхимонах Владимир (Колесников). День памяти — 23 декабря
Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей
Делатель покаяния: Иеросхимонах Вероник (Каменский). День памяти - 17 декабря
Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно
Секретарь афонского старца Макария иеросхимонах Мина (Буданов)
3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.
Афонский старец схиархимандрит Кирик (Максимов) – настоятель Одесского подворья, духовник русского монастыря на Афоне и православного духовенства в Белграде
Схиархимандрит Кирик — одна из центральных фигур в истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в первой половине ХХ века. Он поступил в монастырь в то время, когда старец-игумен Макарий (
Любезный живописец: Иеромонах Василий (Селезнев). День памяти — 10 декабря
Иеромонах Василий (в миру Владимир Дмитриевич Селезнев) был родом из города Воронежа. Поступил в Русский Пантелеимонов монастырь в 1851 году, где был пострижен в мантию в 1852 году. Он сразу привязалс
Божий человек: Схимонах Иустин. День памяти — 8 декабря
Схимонах Иустин родился в 1785 году в городе Кинешме Костромской губернии. С юности он был набожен. Хотя в молодости и был женат, имел детей, однако в его боголюбивом сердце семя благочестия с годами
Введение (возвращение) русской братии в Пантелеимонов монастырь на Афоне на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1839 году
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы для русской святогорской обители на Афоне имеет особое как духовное, так и историческое значение. Именно в этот день в 1839 году произошло введение (возв
Доверять Богу: Схимонах Серафим (Ковалищенков). День памяти — 4 декабря
Симеон Петрович пришел в церковь не выпрашивать у Бога здоровья для своей жены, а искренне покаяться в грехах и узнать волю Бога. Господь открыл ему глаза, и тогда он увидел свою жизнь как бы со сторо
Продолжатель традиции старчества. Духовник Афонского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданов)
17 (30) ноября 1920 года отошел ко Господу выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик его великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии
Дело Божие надо делать, не откладывая: Иеросхимонах Арсений (Минин). День памяти — 30 ноября
Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем творит молитву, и не смели его отвлекать разго
Последние обновления
Архив сайта
<< < Март 2016 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 27
28 29 30 31      
Видеогалерея

 

 

на верх