В Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне одной из глубоко чтимых является Почаевская икона Божией Матери. Почитание этого чудотворного образа Пресвятой Богородицы в Русской обители на Афоне началось при игумене схиархимандрите Макарии (Сушкине), по благословению которого в 1880 году была устроена и келлия в честь Почаевской иконы близ Старого Руссика.
Строителем келлии стал схимонах Киприан (Бирюков), живший некогда на Капсале, и впоследствии принятый в Пантелеимонову обитель. Освящение храма при келлии было совершено 22 сентября 1883 года. Со временем вместе с о. Киприаном на Почаевской келлии стал подвизаться насельник Старого Руссика иеродиакон Лазарь, которого приходил постричь в великую схиму сам игумен Макарий. С этого времени между отцом Лазарем и отцом Макарием сложились самые тесные духовные отношения. Отец Лазарь уже не представлял свою жизнь без духовного руководства Игумена всех русских афонцев.
После смерти о. Киприан в 1905 году о. Лазарь по благословению обители стал старцем келлии. Он прожил у церкви Почаевской иконы Божией Матери почти 20 лет, прилагая огромные усилия для спасения своей души, будучи, одновременно, и наставником и утешителем многих братьев, живших на Старом Руссике.
Для себя о. Лазарь составил ежедневные правила, которыми руководствовался всю жизнь и которые висели у него на двери его кельи. Вот эти правила:
1. Быть до самой безделицы во всем справедливым и беспристрастным.
2. Никогда, даже в шутке, никого не обманывать.
3. Быть бескорыстным до самой мелочной безделицы.
4. Искать случая, где только можно, быть кому-нибудь полезным.
5. Во всех неприятностях судить строже всех самого себя и быть снисходительным к другим.
6. Никогда ни над кем не шутить и не надсмехаться.
7. О себе никогда ничего хорошего не говорить и забывать самого себя для других.
8. Более молчать, нежели говорить, выслушивать других и как можно избегать споров.
9. Стараться, сколько возможно, менее быть праздным.
10. Не горячиться, а если будешь чувствовать, что гнев таки овладевает тобой, что тяжело преодолеть себя, то тотчас замолчать и, если можно, уйти.
Исполнение сих правил в повседневной жизни вполне достаточны для спасения без высоких аскетических подвигов. Но о. Лазарь, как добрый делатель Христов, был богат и последними: по благословению отца Макария отец Лазарь на Великий пост имел особый канон – за каждую неделю прочитать всю Псалтырь и все Евангелие по три раза, ежедневно чередуя их между собой, т. е. каждый день по десять кафизм и 40 глав Евангелия. Все остальное время он творил Иисусову молитву по четкам.
Спал три часа. Вне Великого поста у него было следующее правило — 100 четок в день. Огородом и послушанием он не занимался, еду ему приносили братья со Старого Руссика.
Преставился схииеродиакон Лазарь 13 августа 1903 года в преддверии праздника Успения Божией Матери. На второй день после праздничной Литургии вся братия Старого Руссика провожала в последний путь уважаемого всеми старца.
В настоящее время осуществляется реставрация Почаевской келлии, пришедшей в лихолетия XX века в обветшалое состояние. К настоящему времени монастырем восстановлены также келлии в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, преподобного Евфимия Великого, архидиакона и первомученика Стефана, великомученика Димитрия Мироточивого. В ближайшее время поалинируется восстановление Троицкой, Георгиевской, Печерской и Неокессарийской (в честь святителя Григория Неокессарийского) келлий.
По преданию Почаевская Лавра на Волыни была основана в XIII веке преподобным Мефодием Почаевским, пришедшим, как и преп. Антоний Печерский, со Святой Горы Афон. Есть все основания предполагать, что он также был выходцем из Древнерусской Лавры на Афоне в честь Успения Пресвятой Богородицы. По мнению выдающегося византиниста В. А. Мошина эта древняя обитель русских святогорцев уже с начала XI века начала «проявлять свою историческую миссию — нести со Святой Горы в Восточную Европу свет Византийского духовного просвещения». Посланничество преподобного Антония на Русь как раз и является осуществлением этой миссии.
Возможно, что миссионерство Антония не было единичным случаем. К этой мысли подводит нас Мошин, видевший в попине, постригшем преподобного Моисея Угрина в 1013 году, русского святогорца, выходца из монастыря Пресвятой Богородицы, осуществлявшего некую миссию в Польской земле.
Известны предания нескольких древних обителей Руси, основание свое связывавших с иноками со Святой Горы Афон. Основание Почаевской Лавры приписывается, как говорилось выше, преподобному Мефодию Святогорцу, прибывшему на Почаевскую гору в XIII веке. По одному из преданий, Святогорская Лавра на берегу Северского Донца также была основана святогорцами. Все три прославленные Лавры – Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская – основаны в домонгольский период, являвшийся временем расцвета Русской Богородичной обители на Афоне; все три Лавры посвящены Успению Пресвятой Богородицы (как и Афонская обитель Ксилургу), а местность, на которой каждая из них находится, именуется Святой Горой или Уделом Божией Матери. Весьма вероятно, что все они были основаны выходцами из одной обители на Афоне – Древнерусской Лавры Пресвятой Богородицы (Ксилургу). Духовная миссия этих иноков являлась осуществлением того грандиозного плана, который составил еще преподобный Афанасий Афонский.
Преподобный Афанасий основал на Афоне первый общежительный монастырь, названный в его честь Лаврой св. Афанасия. По образцу этого монастыря, по инициативе и почину самого Афанасия и при содействии императора, на Святой Горе возникла целая сеть подобных же общежительных Лавр. Если до преподобного Афанасия Афон был средоточием пустыннической, отшельнической жизни, то «по манию Афанасия, явились на Афоне большие благоустроенные монастыри и лавры, и в них, еще во дни его, поместилось 3000 разнородных монахов, которые пришли из разных стран.
Преподобный Афанасий благословлял создание таких обителей, где локально были представлены православные народы. Афон представлял собой многонациональную федерацию, сплоченную общностью монашеского призвания, монашеских обетов и подвигов. С начала X века существует на Афоне отдельный Болгарский монастырь Зограф; с конца того же века — Иверский, то есть Грузинский монастырь; немного позже появляется на Святой Горе обитель Русских святогорцев; с XII века начинается история самостоятельного Сербского монастыря. Каждая из этих обителей, помимо непосредственных монашеских обязанностей, была центром культурного и духовного просвещения и окормления своего народа, из которого пополнялась насельниками.
Все монастыри, созданные по почину преподобного Афанасия, именовались первоначально Лаврами, тогда как монастырь самого Афанасия назывался Великой Лаврой. Употребление титула «лавра» в отношении Русского монастыря Богородицы указывает на то, что и его возникновение вписывается в общий план преподобного Афанасия Афонского по реорганизации святогорского монашества.
Именно монастыри Святой Горы Афон создали тот узнаваемый образ духовности, который объединяет народы, исповедующие Православие, в единую духовную семью, невзирая на национальные особенности и государственные границы. Если Рим «цементирует» свое единство путем усиления примата папства, то Православная Церковь сохраняет единство благодаря общим традициям православной церковной жизни, выработанным на Святой Горе Афон и подпитываемым оттуда.
Вполне возможно, что Почаевская и Святогорская Лавры, как и Киево-Печерская, связаны непосредственным духовным родством с Древнерусской Лаврой Пресвятой Богородицы на Афоне, 1000-летие документальной истории которой будет праздноваться в следующем 2016 году.
Смотри также