afonit.info

Русь и Афон. Наследие святой горы

Православный портал о монашеском наследии Афона

Принесение главы святого Пантелеимона в Константинополь и Молдавию

GlavaPanteleimona 3 1Важными событиями в жизни Русского монастыря в XVIII веке были «выходы» главной святыни обители «в мир». Так, в 1744 году глава св. великомученика и целителя Пантелеимона была доставлена в Константинополь, где в то время свирепствовала эпидемия, а затем достигла и Молдовлахийских земель, которые подвергались той же опасности.

Описание этого знаменательного «посещения» святым великомучеником страждущего христианского народа мы находим в одном из актов молдавских господарей, а именно в грамоте господаря Молдовлахии Иоанна: «Так случилось и нам своими очами видеть содеянные великомучеником и целителем Пантелеимоном над нами чудеса и благодеяния, которых мы удостоились в то время, как по милости Божией нам вверено было державным царством княжество Молдовлахийское.

Ибо когда честная глава его, составляющая драгоценность и великое сокровище царского ставропигиального священного монастыря, что на Святой Горе Афонской, называемого Русским, принесена была в Константинополь одним из подвизающихся там отцов по имени Серафимом, иеромонахом, то, услышав о прибытии оной, мы сочли долгом призвать с горячностью и верой заступление его к нам... и — о чудо! — очевидно увидели вскоре прибывшую и неотложно оказанную нам помощь святого в том, о чем мы молились.

Почему мы и приняли оную в нашем дворце в Константинополе, где во время бытности нашей при свирепствовании тяжкой болезни, называемой чумы, случилось заразиться (ею) некоторым из наших домашних, но от присутствия честной главы при ежедневном с надлежащим благоговением и верою молебствии, и с совершением водосвятия, зло утихло и не имело более силы заражать и совершенно касаться кого-нибудь оттоле.

Итак, мы, видя скорую помощь святого, добрым делом сочли оставить (главу) при себе, пока достигнем телесно во врученное нам княжество, но и здесь с Божией помощью и молитвой святого источила она нам множество чудес во все то время, как была при нас. За все те (благодеяния) мы сочли неизбежным долгом отослать ее (главу) в ее собственную обитель с честью и приличным напутствием, и возможным денежным пособием».

Из приведенного рассказа явствует, что перенесение честной главы св. Пантелеимона в Константинополь было предпринято новоизбранным господарем по собственному почину и что в дальнейшем он сам взял святыню с собой, дабы она оберегала его от морового поветрия как в Константинополе, так и на пути к месту княжения.

Весьма удачно произошедшее описывает еп. Порфирий (Успенский): «В 1744 году монастырь Руссов послал в Константинополь таксидиара своего, иеромонаха Серафима, за сбором милостыни с главою св. Пантелеимона. Тогда случился там молдавский господарь Иоанн Николай. В его доме появилась чума и заразила некоторых домочадцев. Отец Серафим позван был туда с оною главою, молебствовал, святил воду; и никто не умер от смертоносной язвы. Господарь, видя такое благоволение Божие и многие чудеса в других домах, принял в свое призрение монастырь св. Пантелеимона, дал ему значительное денежное пособие и пожаловал свой хрисовул в июле 1744 года...».

Между тем в отдельных исследованиях можно встретить и несколько иную версию событий. В частности, указывается, что в 1744 году чума уничтожила каждого десятого в Константинополе, причем пострадали, как это обычно и бывает при эпидемиях, отнюдь не только представители простого народа. В связи с разразившимся бедствием власти и жители Константинополя будто бы и попросили монастырь Св. Пантелеимона послать в город главу Целителя. Слова грамоты молдавского господаря «зло пресеклось и более не могло повредить или вообще прикоснуться к кому-либо» в таком контексте воспринимаются как относящиеся не только к его домочадцам, но в целом к положению дел в столице.

Однако основным источником сведений о прибытии в Константинополь главы Великомученика служит тот же акт 1744 года, что дает основание видеть в подобном истолковании слишком вольную интерпретацию источника.

gramota voevodu nikolayaГрамота воеводы Иоанна Николая об освобождении монастыря Домны от платы десятины с некоторых хозяйственных предметов. 1744 г.

Глава св. Пантелеимона покидала Русский монастырь в XVIII веке не один раз: в хрисовуле господаря Константина Раковицы говорится о посещении его (около 1750 года?) монахом со Святой Горы Мелетием, который принес с собой главу Великомученика, каковую господарь удостоился «принимать в своем господарском дворце, поклониться (ей) и лобызать (ее), и увидеть, как она источила чудеса» в ответ на его моления.

Наконец, сохранилось описание принесения главы св. Пантелеимона в Константинополь около 1806 года, уже после восстановления в обители киновиального устава и избрания игуменом знаменитого иеромонаха Саввы.

к.и.н. О.А. Родионов

Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015

Афонский православный портал «АФОНИТ» нуждается в поддержке и помощи >>>

Заказать паломничество на Святую Гору Афон можно здесь >>>

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «AFONIT.INFO» (www.afonit.info)

Смотри также:
Пустынник Новой Фиваиды: Схимонах Нил (Гарбарь). День памяти — 3 августа
Мы вошли в его хатку. Все было предельно бедно и убого. Ложе — почти голые доски. Но и у него моленная, иконки... Сам отец Нил имел вид несколько изумленный — точно казалось ему странным, почему это и
Невозмутимое спокойствие и бесконечное доверие Богу: Иеросхимонах Пинуфрий (Ерофеев). День памяти — 28 июля
Никто никогда его не видел гневающимся и раздраженным. Выполняя ответственные поручения и общаясь с людьми разных характеров, он умудрялся держать себя совершенно невозмутимо. Даже при разговоре с люд
Желал бы еще пожить, чтоб братии послужить: Схимонах Неофит (Васильев). День памяти – 26 июля
Схимонах Неофит (в миру Никита Васильевич Васильев) родился в 1807 году в крестьянской семье в Вятской губернии. На военной службе дослужился до чина унтер-офицера. Отдав 25 лет царю земному, вступил
Келейник великого старца: Схиархидиакон Лукиан (Роев). День памяти — 17 июля
Первые 15 лет он не имел ни келейника, ни послушника. После, по настоянию старцев обители, он согласился иметь одного келейника, но кандидаты на это послушание не выдерживали его строгой жизни. Они не
Прп. Ангелина Сербская в судьбе Русского Афона. День памяти - 14 июля
В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), се
Греческий подвижник русского монастыря: Схиархидиакон Иларион. День памяти — 13 июля
В тихом раздумье и жалобах на слабость, из-за которой не докончил своего молитвенного подвига в честь русского святителя, он задремал, легкий сон успокоил его чувства. В это мгновение Иларион увидел п
Счастье быть мучеником: Схимонах Гавриил (Седлецкий). День памяти — 10 июля
Загудел страшный ветер, засверкали частые молнии, и загремел гром. Паисий не терял присутствия духа, стоял бодро и молился. Гроза усилилась еще более. Молния чрез отверстие проникла в храм и начала гу
Закарпатский святогорец схиархимандрит Гавриил (Легач). День памяти - 9 июля
9 июля – день преставления схиархимандрита Гавриила (Легача, 1901-1977), игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.Все, кто его знал, говорили о его особом трудолюбии. Если отец Гавриил не был
Простой, благочестивый и ревностный к подвигам: Схимонах Венедикт (Матвеев). День памяти — 8 июля
В июльскую ночь в саду при Георгиевской келлии встретились два схимонаха Венедикт (Матвеев) и Леон (Воскресенский). Поздоровавшись по-иночески, сели на траву под маслиной, чтобы подышать чистым, арома
Священномученик Иона (Санков). День памяти — 4 июля
Старец Аристоклий не благословил отца Иону возвращаться на Афон; велел ехать в Одессу и вообще служить в России, где определят. И еще советовал никогда не вмешиваться в смуту политики.

Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх