Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Русь и Афон в XVI веке: Миссия игумена Паисия

PanteleimMonastirStarFoto2Несмотря на всю поддержку православных государей в XVI веке, на регулярные пожертвования, святогорские обители все более и более впадали в бедность из-за непосильных турецких поборов. Россикон пережил за это столетие не одно запустение; надежда была только на ктиторов.

Имеются свидетельства, что сам валашский господарь Раду Великий способствовал тому, чтобы русский монастырь на Афоне обратился к московским князьям за помощью. Вполне возможно, что он рассчитывал на помощь Москвы и всей Святой Горе в целом (несомненно, валашский правитель хорошо представлял себе материальные возможности расцветавшей и укреплявшейся Москвы).

При этом обитель, отсчитывавшая свою историю от Крестителя Руси великого князя Владимира, пожалуй, имела больше всего оснований искать поддержки у его наследников. Можно предположить даже, что само название Русского монастыря, хоть его братия и состояла большей частью из сербов, должно было послужить усилению у русских правителей интереса к нему — а следовательно, и к тому месту, где он находится.

По всей видимости, в 1495 или в самом начале 1496 года игумен Россикона Паисий находился в Бухаресте, при дворе Раду Великого (тот только что занял престол после смерти отца, и не исключено, что визит Паисия был связан с необходимостью представиться новому государю). Можно предположить, что там он встретил русских послов, был им представлен правителем и сподвигнут на паломничество в Москву.

Так или иначе, в 1497 году он прибыл туда вместе с двумя (по другим данным, тремя) старцами из монастыря, с валашским послом Иваном Питаром, посольством молдавского воеводы Стефана Великого и с русскими послами в Валахию — Иваном Ощериным и Лукой Волошаниным.

О результатах этого путешествия летопись сообщает так:
«Август 7004 года прииде посол из Волох Иван Питары и отпустил его князь великой месяца сентября 3 дня; да с тем же послом Волошским приидоша к великому князю игумен Паисий да три старца из Святой Горы милости ради, и князь великой пожаловал, милостинию издоволил, и на иные монастири Святыя Горы послал с ними милостыню, и отпустил их с тем же послом вместе, понеже из старины монастырь Святого Пантелеимона в Светей Горе строение бяше прежних великих князей Руских от великого Володимере».

Итак, смелые надежды святогорцев оправдались: игумен Паисий испросил милостыню у великого князя Ивана III Васильевича (1462–1505) не только для своего монастыря, но и для всего Афона, став на этом этапе своего рода посредником между ним и Русью. Этот эпизод знаменовал собою установление на официальном уровне отношений между Святой Горой и великими князьями Московскими, а также и Русской митрополией.

kn Ioann IIIВеликий князь Иван III Васильевич (1462–1505).

Православные московские цари оказались готовы возложить на себя поддержку не только русского, но и других афонских монастырей. Это была забота об осколке Византии, на преемственность по отношению к которой претендовали русские правители. Интересно, что если в 1497 году афонские иноки пришли в Москву совместно с валашским послом, то двенадцатью годами позже, в 1509-м, они явились почти одновременно с посланцами из сербских земель, и Василий III одновременно отправил грамоты и милостыню на Афон и в Сербию. Это особенно ярко свидетельствует о тесной связи «судеб Афона после турецкого завоевания с судьбами южнославянских и молдовлахийских земель, о надеждах православного балканского населения на помощь Русского государства».

Приход игумена Паисия в 1497 году явился важным событием и в жизни Московского княжества. На такое заключение наталкивает и торжественный слог, который использован в летописной записи, и отчетливый акцент на традиции обретения обители русской общиной при великом князе Владимире Святом, то есть тотчас после принятия на Руси христианства. По значению его можно даже сравнить с относительно недавним 1472 годом, когда династия русских великих князей породнилась с последней династией византийских императоров (кстати сказать, не исключено, что супруга Ивана III София Палеолог могла приложить свое ходатайство за «монашескую столицу» исчезнувшей империи). Московская Русь все отчетливее осознает себя главной наследницей православного мира, ответственной за судьбу Православия на землях, захваченных турками.

Кроме того, стойкий интерес русских правителей и дипломатов к Афону имел и более прагматические мотивы. Устойчивые контакты с монастырями Восточных Патриархий, появившиеся после 1497 года, позволяли им получать в значительной степени достоверную информацию как о внутрицерковном положении на территории Османской Империи, так и о международной обстановке. Такие доверительные отношения могли быть поддерживаемы только регулярными тесными контактами.

kn Ioann III 2Государь и великий князь Иван III.

К сожалению, в настоящее время мы не обладаем свидетельствами о них в достаточной мере. До нас не дошли документы Посольского приказа, которые давали бы четкое представление о сношениях с Востоком за XV век. Однако по сохранившимся бумагам, датируемым начиная с 1509 года, можно сразу же отметить живые и активные русско-афонские связи. Едва ли они могли мгновенно возникнуть «на пустом месте» — значит, они наверняка существовали, развивались и до этого года.

Академик М. Н. Тихомиров определил прибытие в 1497 году Россиконовского игумена Паисия от Валашского господаря ко двору великого князя Ивана III как начало «патронального периода» во взаимоотношениях России и Россикона. Но в действительности это совсем не означает, что все проблемы обители были автоматически решены могущественными заступниками. Проанализировав хозяйственную деятельность Россикона за 1000 лет, мы выявили по меньшей мере десять запустений, которые приводили к пресечению не только материальной, но и молитвенной жизни обители; они происходили и после 1497 года, в том числе в XVI веке.

С другой стороны, если бы (что, впрочем, почти невозможно себе представить) поддержка России отсутствовала вообще, то русский монастырь, вероятно, существовал бы, но имел бы совсем другой внешний облик. Возможно, он сохранил бы то же название «Россикон», но не имел бы в числе братии ни одного русского — то есть ему была бы уготована такая же драматическая судьба, как Иверону. К счастью, помощь обители оказывалась. Однако нужно отметить, что в целом, по данным актового собрания, руководство Россикона на протяжении XVI века было менее активно в сношениях с Россией, чем, например, игумены Лавры, Ватопеда, Хиландара и того же Иверона.

kn Ioann III 3Иван III разрывает ханскую грамоту.

Полученная в 1497 году финансовая помощь сыграла значительную роль в возрождении русского монастыря. Кроме того, она давала основание надеяться на поддержку из того же источника и в будущем. Сохранился список XVIII века с жалованной грамоты Ивана III, датированной концом 1499 года, о свободном проезде в Россию монахов Пантелеимонова монастыря для сбора милостыни.

Тем не менее, период турецкого владычества подверг Русский монастырь на Афоне серьезным испытаниям. Экономическое положение обители продолжало оставаться тяжелым, иногда она даже оказывалась полностью заброшенной. Она долго не могла оправиться от последствий сильных землетрясений, неоднократно наносивших ей большой урон (только за XVI век — 1500, 1552, 1560, 1572 и 1585 годы), после которых требовалось отстраивать разрушенные здания и оборонительные сооружения, необходимые для защиты от пиратов и сухопутных разбойников.

Численность братии в разные годы существенно различалась: по данным архивов и по подсчетам сербского историка А. Фотича, в 1489/начале XVI века в Россиконе было примерно 120 иноков (что совпадает с приведенными выше данными «Сказания» хиландарского инока Исайи), в 1530/31 — всего 25, а в 1561 году — 170 человек. В конце XV — XVI веке в Россиконе жили главным образом сербы, по крайней мере из них состояла администрация обители, что отражено в переписке с московскими властями, дошедшей до наших дней в русских копиях Посольского приказа: она сохранила явные следы сербской лексики и орфографии. Однако в афонских актах рубежа XV–XVI веков встречаются подписи и русских иноков — «старца Серапиона» (1483) и «старца Вавилы» (1504/05).

 канд. экон. н. Д.В. Зубов

Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Помощник неутомимого старца: Иеросхимонах Владимир (Колесников). День памяти — 23 декабря
Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались от чахотки в 1858 году с разницей
Делатель покаяния: Иеросхимонах Вероник (Каменский). День памяти - 17 декабря
Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно
Секретарь афонского старца Макария иеросхимонах Мина (Буданов)
3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.
Афонский старец схиархимандрит Кирик (Максимов) – настоятель Одесского подворья, духовник русского монастыря на Афоне и православного духовенства в Белграде
Схиархимандрит Кирик — одна из центральных фигур в истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в первой половине ХХ века. Он поступил в монастырь в то время, когда старец-игумен Макарий (
Любезный живописец: Иеромонах Василий (Селезнев). День памяти — 10 декабря
Иеромонах Василий (в миру Владимир Дмитриевич Селезнев) был родом из города Воронежа. Поступил в Русский Пантелеимонов монастырь в 1851 году, где был пострижен в мантию в 1852 году. Он сразу привязалс
Божий человек: Схимонах Иустин. День памяти — 8 декабря
Схимонах Иустин родился в 1785 году в городе Кинешме Костромской губернии. С юности он был набожен. Хотя в молодости и был женат, имел детей, однако в его боголюбивом сердце семя благочестия с годами
Введение (возвращение) русской братии в Пантелеимонов монастырь на Афоне на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1839 году
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы для русской святогорской обители на Афоне имеет особое как духовное, так и историческое значение. Именно в этот день в 1839 году произошло введение (возв
Доверять Богу: Схимонах Серафим (Ковалищенков). День памяти — 4 декабря
Симеон Петрович пришел в церковь не выпрашивать у Бога здоровья для своей жены, а искренне покаяться в грехах и узнать волю Бога. Господь открыл ему глаза, и тогда он увидел свою жизнь как бы со сторо
Продолжатель традиции старчества. Духовник Афонского Пантелеимонова монастыря иеросхимонах Агафодор (Буданов)
17 (30) ноября 1920 года отошел ко Господу выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик его великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии
Дело Божие надо делать, не откладывая: Иеросхимонах Арсений (Минин). День памяти — 30 ноября
Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем творит молитву, и не смели его отвлекать разго
Последние обновления
Архив сайта
<< < Июнь 2016 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29      
Видеогалерея

 

 

на верх