afonit.info

Русь и Афон. Наследие святой горы

Православный портал о монашеском наследии Афона

Схииеродиакон Тихон (фон Рамбах), помощник афонского старца Макария (Сушкина)

Схииеродиакон Тихон (фон Рамбах)15 (28) января 1898 года преставился подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схииеродиакон Тихон (фон Рамбах).

Схииеродиакон Тихон (в миру Константин Константинович фон Рамбах) родился 13 апреля 1853 года в Москве. Нам ничего не известно о его жизни до поступления в монастырь, кроме того, что он был высокообразованным и начитанным человеком, одно время работал домашним учителем-гувернером, а его брат Владимир Константинович фон Рамбах (1832-1908) был действительным статским советником, главным доктором Морского госпиталя в Петербурге и медицинским инспектором петербургского порта, служил при императорском дворе. Впоследствии именно он сопутствовал наследнику престола и будущему императору Николаю II во время его путешествия по свету.

В 1882 году в 29-летнем возрасте Константин прибыл на Афон и поступил в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона, где 12 августа того же года был пострижен в рясофор, через год, 8 сентября 1883 года, — в мантию, а еще через три года, 5 марта 1886 года, — в схиму. В этом же году, 14 июня, он был рукоположен во иеродиакона.

Отец Тихон с самого начала заслужил доверие и любовь старцев русской святогорской обители. Он стал личным секретарем игумена Макария (Сушкина), долгое время руководил канцелярией обители, где все дела вел с предельной аккуратностью. Но любили его не только за его деловые качества, а в первую очередь за его высокую духовную жизнь.

Афонский старец Макарий (Сушкин)

Очень скупой в оценках своих собратьев отец Флегонт (Лебедев) характеризует его следующими словами: «Был великим подвижником». И отец Владимир (Колесников), подтверждая его слова, говорил о нем так: «Подвижник замечательный и хороший, секретарь покойного игумена отца Макария, подвизался необыкновенно, несомненно, что он получит милость у Бога».

Отец Тихон в своем письме духовному отцу игумену Макарию писал: «Как желательно, как дорого, какой источник всякой отрады, всякого полезного вразумления и мира душевного то, чтобы в Господе ум и сердце хранить. Краткое время — и то как оживляет. А если бы неотступно помнить и это единение хранить, это воистину жизни вечной предвкушение и мир, которого никто и нарушить, кажется, не мог бы. И вот сего никак не приобрету, никак не сохраню. Вот горе-то, батюшка!»

Но очевидно, что по молитвам своего старца он впоследствии получил от Господа дар непрестанной молитвы: «Все делание мое, — писал он впоследствии в своем дневнике, — все внимание и тщание, и долг, и звание сие есть: неотступно взывать, непрестанно обращать и память, и чувство ко Господу и Его благодати».

Схииеродиакон Тихон (фон Рамбах)

Человеческий ум сам по себе не может остановиться на одном предмете, только любящее сердце может заставить его обратить внимание на объект любви. Поэтому если мы хотим с Божией помощью приобрести навык постоянной памяти о Боге, то в первую очередь должны учиться любить. Наша цель — Бог, любовь, и средство наше тоже любовь. «Аз есмь алфа и омега...» (Апок. 1, 8), - сказал нам Господь, чем дал нам ясно понять, что мы без Него не можем ничего. Он Средство, и Он Цель. «Принадлежать Господу, искать Его, жить в Нем, ходить перед Ним, — пишет отец Тихон, — против сего есть попущение рассеяния и суетного скитания и пребывания вне Господа, вне научения в Нем и взыскания Его. Против этого единственное усилие — постоянное рассуждение о Господе. Это рассуждение заключает в себе молитву Господу, чтение о Господе, работу с именем Господа, творение добра от имени Господа. Такое рассуждение вместе с искренним покаянием есть вернейший залог единения с Господом». Дай Бог нам силу творить любовь, чтобы непрестанно быть с Богом!

За духовное руководство отец Тихон был безгранично благодарен своему духовному отцу — игумену Макарию. Он писал: «Как мне отрадны, как оживили меня духовно и малые, и короткие с Вами, батюшка, беседы лицом к лицу. Как желал бы подольше с Вами беседой насладиться, как сердце мое от этого оживляется. Долго я вслед вам смотрел, как бы хотел уцепиться за вашу рясу, да нечего делать, пришлось смириться. Превеликое благодеяние Ваше и великую духовную милость Вашу не знаю как мне и ценить». Нет сомнения, что именно тесное духовное сотрудничество духовника и ученика стало основой для возрождения ищущей единения с Богом души.

Преставился отец Тихон 15 (28) января 1898 года.

 Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX – XX веков". Серия "Русский Афон XIX – XX веков". Т. 1. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

 

 

 

 

 

Афонский православный портал «АФОНИТ» нуждается в поддержке и помощи >>>

Заказать паломничество на Святую Гору Афон можно здесь >>>

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «AFONIT.INFO» (www.afonit.info)

Смотри также:
Пустынник Новой Фиваиды: Схимонах Нил (Гарбарь). День памяти — 3 августа
Мы вошли в его хатку. Все было предельно бедно и убого. Ложе — почти голые доски. Но и у него моленная, иконки... Сам отец Нил имел вид несколько изумленный — точно казалось ему странным, почему это и
Невозмутимое спокойствие и бесконечное доверие Богу: Иеросхимонах Пинуфрий (Ерофеев). День памяти — 28 июля
Никто никогда его не видел гневающимся и раздраженным. Выполняя ответственные поручения и общаясь с людьми разных характеров, он умудрялся держать себя совершенно невозмутимо. Даже при разговоре с люд
Желал бы еще пожить, чтоб братии послужить: Схимонах Неофит (Васильев). День памяти – 26 июля
Схимонах Неофит (в миру Никита Васильевич Васильев) родился в 1807 году в крестьянской семье в Вятской губернии. На военной службе дослужился до чина унтер-офицера. Отдав 25 лет царю земному, вступил
Келейник великого старца: Схиархидиакон Лукиан (Роев). День памяти — 17 июля
Первые 15 лет он не имел ни келейника, ни послушника. После, по настоянию старцев обители, он согласился иметь одного келейника, но кандидаты на это послушание не выдерживали его строгой жизни. Они не
Прп. Ангелина Сербская в судьбе Русского Афона. День памяти - 14 июля
В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), се
Греческий подвижник русского монастыря: Схиархидиакон Иларион. День памяти — 13 июля
В тихом раздумье и жалобах на слабость, из-за которой не докончил своего молитвенного подвига в честь русского святителя, он задремал, легкий сон успокоил его чувства. В это мгновение Иларион увидел п
Счастье быть мучеником: Схимонах Гавриил (Седлецкий). День памяти — 10 июля
Загудел страшный ветер, засверкали частые молнии, и загремел гром. Паисий не терял присутствия духа, стоял бодро и молился. Гроза усилилась еще более. Молния чрез отверстие проникла в храм и начала гу
Закарпатский святогорец схиархимандрит Гавриил (Легач). День памяти - 9 июля
9 июля – день преставления схиархимандрита Гавриила (Легача, 1901-1977), игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.Все, кто его знал, говорили о его особом трудолюбии. Если отец Гавриил не был
Простой, благочестивый и ревностный к подвигам: Схимонах Венедикт (Матвеев). День памяти — 8 июля
В июльскую ночь в саду при Георгиевской келлии встретились два схимонаха Венедикт (Матвеев) и Леон (Воскресенский). Поздоровавшись по-иночески, сели на траву под маслиной, чтобы подышать чистым, арома
Священномученик Иона (Санков). День памяти — 4 июля
Старец Аристоклий не благословил отца Иону возвращаться на Афон; велел ехать в Одессу и вообще служить в России, где определят. И еще советовал никогда не вмешиваться в смуту политики.

Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх