Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Завещание афонского старца и духовника иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова, +1885)

Афонский старец Иероним (Соломенцов) и Макарий (Сушкин)«Прошу и молю отцов и братий моих обратить внимание ваше на мою последнюю предсмертную просьбу, соединенную с великим моим желанием, — утверждения навеки общего нашего спасения, заключающегося в благоугождении Богу сохранением совершенного общежития, устроенного старцами в нашей обители по правилам богоносных отцов наших. Так как конец жизни моей приближается — с вами к разлучению и отходу моему в вечность, — потому, внявши совету отцов, я сел за душеполезное дело как для братий наших, так и для меня самого, — чтобы написать вам, отцам и братьям моим, своеручно последнее мое писание и заявить вам предсмертное мое желание и смиренное мое старческое прошение...

Так как божественно-отеческий Промысел Божий благоволил для славы Своей собрать вас из разных племен великое число: русских, греков, болгар и других - в эту святую обитель, которую соблаговолил Он прославить и во всем благоустроить в евангельском духе строгого общежития, в боголюбезном братолюбии разных племен, то для такого благоугодного Ему жития Он, как Бог чудес, прославляющийся оными во святых своих, благоволил для славы Своей и утешения Православной Церкви Своей вместе и обители нашей явить через Пресвятую Божью Матерь и святого Пантелеимона многие чудеса, которые были причиной скорого увеличения нашей обители и ее прославления, что положило прочное основание к обеспечению обители и в существенном, потребном к безбедному ее существованию на будущее время.

Вам известно, как долго испытывал Господь обитель нашу великой бедностью и даже тяжкими долгами, ибо до Крымской войны она не имела состояния раздавать милостыню бедным. Но когда в то бедственное время монастырь наш с полным самоотречением решил поделиться с голодавшими сиромахами последним своим хлебом, то с того времени замечено было, что из всех стран России начала присылаться в Руссик изобильная милостыня, при помощи которой в то бедственное время обитель наша не имела нужды в содержании и еще многих бедных пропитывала. Столь боголюбезна добродетель общения и благотворения. Но не [только] за это собственно Господь ущедрил обитель нашу, а за понуждение ее ко исполнению обетов монашеских общежительных, приносящих Богу ежедневно и ежемесячно плоды духовные. Эта истина для вас очевидна.

Афонский старец Иероним (Соломенцов)

Еще многие из вас живы те, которые видели и помнят то время, когда обитель наша была малочисленна и очень бедна, во всем имела нужду, [не только] не имела чем уплачивать даже и одних процентов за долги, но еще увеличивала оные постоянными займами. [Однако] при всей своей бедности мы не унывали, не падали духом, но веровали и уповали, что за исполнение заповедей Божиих общежительных не будем оставлены Богом на долгое время в нищете. И действительно, обитель постоянно увеличивалась как духовно, так и вещественно, исполняя строго богоучрежденный ее устав. Ибо чем более увеличивались в обители плоды духовные: братолюбие, воздержание, чистая исповедь и приобщение Святых Таин, смирение и послушание, понуждение к бдениям и прочим добродетелям, — тем более Бог посылал обители щедроты Свои духовные и материальные. Многократно Господь чудесно избавлял обитель нашу от великих и страшных бед. И все это даровано было Богом ей за сохранение совершенного общежития. А так как все это было при вас, отцы, потому я выше сказал, что эта истина является для вас очевидной.

Так, боголюбезные отцы и братья мои, избранники Божьи, получившие от Бога такие благодатные задатки и указания к благоугождению Ему в святом, т. е. в совершенном и чистом общежитии, понудим же себя и впредь навсегда ко исполнению и сохранению положенного и уже устроенного Богом в нашей обители общежительного устава, которым путеводились и спасались святые наши отцы.

Сей святой устав учрежден на основании Евангелия богоносными отцами, а наиболее — святителем Василием Великим. История показывает, что исполнение сего общежительного устава древними монастырями было полезно и всей Православной Церкви, ибо таким образом они увеличивали славу Православия и поддерживали честь и хвалу монашества, обеспечивая тем долголетнее свое существование. Даже и в настоящее время видим, что те обители, которые исполняют этот устав, находятся в хорошем благоустроении и в славе и чести для всего монашества. Но против того видим, что те монастыри, которые оставили богоугодный чин общежития, все расстроились, унизили своеволием равноангельскую монашескую нравственность и тем уронили пред Церковью честь монашества, а многие из них и вовсе уничтожились.

Итак, история и очевидные примеры показывают нам опытный урок того, что одно только средство находится к утверждению благоустроенного и прочного существования обители до скончания мира. Это средство есть исполнение Богоустроенного ее устава. Повторяю: это только одно есть благодатное средство, которое может прославить Бога, обитель и сохранить и спасти от всех страшных треволнений и конечного ее разрушения до конца мира. А одно обеспечение вещественное всегда бывало ложно. Потому и я, умирающий ваш духовный отец, вседушевно желающий обители нашей и впредь находиться в благоустроении истинного общежития, прошу и умоляю вас, отцы мои и братья, хранить богодарованный вам великий дар чистого общежития, не нарушать его ничем, но наипаче ревновать вообще всячески поддерживать его всеми вашими силами, ибо в настоящее время чистое общежитие есть уже большая редкость.

Паче всего храните старчество, ибо оно устроено примером Господа нашего Иисуса Христа. Без старчества совершенное общежитие не может быть, потому что многоначалие своими разделениями на партии всегда расстраивает общежитие. Особые содружества и партии смотрят только на свою пользу, а не на общую, потому они и за грех не считают — великий грех святотатства — похищение монастырских достояний, пренебрегая страшным примером Суда Божья, при апостолах бывшего над Ананием за нарушение общежития.

Прошу не внимать возгласам зараженных современным духом неверия и расслабления, которые в братстве приводят такие мысли, что-де в настоящее время люди стали слабы и немощны, а потому и правила святителя Василия теперь уже несовременны. Если этой лжи поверить, в таком случае и само Святое Евангелие также будет уже несовременно, потому что правила общежития утверждаются на основании его, которого ни одна черта или йота не изменяется. Так говорящие показывают свое неведение христианской истории, потому что в те времена, когда жили и составители сего устава, много было таковых же маловеров и расслабленных, ложных монахов, которые тоже говорили, но таковых святые отцы советуют нам не называть даже и монахами, а жилища их не называть монастырями.

А потому, отцы и братья, вы, как избранники Божии, сохраняющие святой устав совершенного общежития, ревнуйте о славе Божьей и всеми вашими силами единодушно старайтесь не допускать в общежитии никаких разделений братства на партии, как подрывающие основание общежития. Смотрите на общежитие как на Церковь Христову, имеющую единого главу Христа, ибо в Лице Его в общежитии поставлен от Него игумен, которому по правилам святых отцов братство должно повиноваться, как самому Иисусу Христу, и во всем ему доверять. В общежитии он есть и главный духовный отец, потому надобно все делать с вопросом и ответом его, ничего не утаивать от него, ибо такова есть воля Божья в общежитии.

Вот, боголюбезные отцы мои и братья, последнее мое желание: чтобы вы в любви, в единодушии и единомыслии твердо держали общежитие и, с усердием исполняя все правила его, спасались бы все и тем прославили Бога особенно благоприятным Ему поминовением имен благотворителей обители, записанных в синодики для вечного их поминовения. Ибо они с христианской верой это делали, уповая, что обитель исполнит святое свое обязательство, т. е. будет постоянно поминать до скончания мира все те имена, за которые даны ими обители святые их жертвы, послужившие большой помощью не только к построению великих зданий монастыря, к увеличению его и содержанию, но еще и к обеспечению для потомства имен жертвователей, записанных для вечного поминовения их, дабы потомки наши не имели причины порицать нас в том, что мы оставили им имена для вечного поминовения без обеспечения.

Богопросвещенное общество наше знает, что исполнение этой святой обязанности есть один великий дар или луч из тех лучей света, который просвещается в обители пред человеки, прославляющих за то Бога. Ибо для сего вы и призваны им в сию святую обитель, что и мне, грешному советнику вашему, сотворить вечную пользу, еже и да будет благодатью Божией, молитвами Пресвятыя Богородицы и святого Пантелеимона, которых и молю о продолжении покровительства их обители и сохранении святого общежительного совершенного устава до скончания мира. При сем и остаюсь отходящий в вечность, алчущий и жаждущий исполнения вами при помощи благодати предсмертного моего желания, переданного мною вам на сей хартии, писанного мною своеручно, во славу Божию и спасение душам вашим.

Ваш духовный отец, недостойный иеросхимонах Иероним. Апрель 1882 года».

 

Печатается по книге: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

 

Дополнительно см.:

Жизнеописание афонского старца и духовника русских святогорцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова, 1802-1885)

 

Память старца-иеросхимона Иеронима (Соломенцова) почтили в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре

 

Афонский старец иеросхимонах Иероним (Соломенцов) и Константин Леонтьев

 

Из воспоминаний о. Агафодора (Буданова) о русском святогорском старце иеросхимонахе Иерониме (Соломенцове)

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Учение старца Иеронима Афонского о монашеском общежитии и старчестве
Доклад кандидата богословия, первого проректора РПИ св. Иоанна Богослова игумена Петра на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рам
Свт. Феофан Затворник и Афон. К истории контактов свт. Феофана с насельниками Афонского Пантелеимовнова монастыря
Предлагаем читателям портала «Русский Афон» доклад первого проректора Казанской духовной семинарии игумена Евфимия (Моисеева), прочитанный им на международной научной конференции «Русь – Святая Гора А
Переписка библиотекаря Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схимонаха Матфея (Ольшанского) с выдающимися деятелями России
В конце XIX — начале XX в. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой горе Афон посетили практически все сколько-нибудь ставшие впоследствии известными как на родине, так и за ее пределами фило
Наследование афонских традиций в чине Погребения Богородицы в Киево-Печерской Лавре
Служба Погребения Божией Матери с величественным молитвенным настроением уже не одно столетие совершается в Киево-Печерской Лавре, главный храм которой посвящен Успению Пресвятой Девы.
Без любви нет самопожертвования
Игумен Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин) рассказал о юбилее Русского Афона, как в русской обители на Святой Горе молятся о своей родине и что самое главное в духовной жизни.
Глаголическое Мариинское Евангелие – древнейшая реликвия первой Русской Лавры на Афоне
24 мая – память свв. Равноапостольных Кирилла и Мефодия и День славянской письменности и культуры. Святые равноапостольные просветители славян братья-фессалоникийцы Кирилл и Мефодий около 861 года, п
Святые русские святогорцы, пострадавшие за Христа во время богоборческих гонений в СССР
Гонения за веру Христову, постигшие Святую Русь в ХХ ст., не обошли стороной и Русский Афон. Русские святогорцы, промыслительно оказавшиеся (по долгу послушания или по личным причинам) в России, в это
Иконописная мастерская,  иконы и росписи Афонского Пантелеимонова монастыря
В течение многих веков, несмотря на разные политические, экономические и другие сложности, русские иноки стремились на Святую Гору, а возвращаясь на родину, привозили в качестве благословения иконы, к
«Не ищи на земле ничего, кроме Бога и спасения души». Святогорский старец Иероним и его изречения
14/27 ноября чтится память великого русского святогорского старца Иеронима (Соломенцова; 1802–1885). Иеросхимонах Иероним на протяжении более 100 лет является одним из самых почитаемых подвижников Рус
Древнейший список чудотворной Казанской иконы Богоматери из Пантелеимонова монастыря на Афоне
4 ноября в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре молитвенно почтили память Казанской чудотворной иконы Божией Матери, - сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
Последние обновления
Архив сайта
<<<Ноябрь 2015>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
30      
Видеогалерея

 

 

на верх