Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афон и Фавор. Архимандрит Емилиан Симонопетрский

Вершина Святой Горы АфонНа протяжении веков в канун Преображения Господня многие святогорские монахи покидают Великую Лавру с мулами, нагруженными провизией, облачениями, священными сосудами, и поднимаются к вершине Афона на высоту 2033 метров, выше облаков, где находится маленькая часовня Преображения Господня. Вечером следующего дня здесь служится всенощное бдение по уставу, подобному уставам других монастырей Святой Горы. Постепенно поднимаясь в гору, как некогда апостолы "на гору высокую" (Мф. 17:1), они поют предпраздничные песнопения в ритм позвякивающих на мулах колокольчиков: "Придите совзойдем с Иисусом, поднимающимся на гору святую".

По дороге из других частей Афона к ним присоединяются и паломники разных национальностей. Образовавшаяся процессия напоминает евреев, собравшихся со всех уголков Палестины вместе с новообращенными, чтобы праздновать в доме Господнем на Сионе (2 Пар. 30:25), "куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне" (Пс. 121:4).

Этой "святой вершине", часто покрытой чистейшим снегом, то отражающей лучи солнца, то окутанной облаками, было суждено стать "Горой света", ведь древнее слово "aithon" означает "огненный, сияющий, сверкающий". Эта вершина занимает особое место в сердцах святогорцев. Они видят в ней ось земли, соединяющую небо и землю, некий столб, по которому молитвы поднимаются к Богу, некое подножие престола Божьего, избранное жилище Всецарицы, "Матери света".

Бесчисленные иконы и фрески изображают Богородицу на Небесах на заснеженной вершине горы Афон, покрывающую мир Своим Мафорием, "святым покровом" своей молитвы.

Кроме того, согласно незыблемой древней традиции, монахи время от времени поднимаются сюда, чтобы помолиться ближе к небу и получить от Бога ответ в важные моменты своей жизни.

Именно здесь в X веке, в день Преображения, ктитор Иверского монастыря, преподобный Евфимий, увидел Божественный свет, блистающий, словно горящий огонь, в час, когда он служил литургию: "Внезапно повсюду просиял ярчайший свет, и земля содрогнулась. Все пали ниц, и один лишь блаженный Евфимий стоял, подобный столпу огня, оставаясь недвижимым перед святым жертвенником".

Четырьмя веками позже Богородица явилась святому Максиму Кавсокаливиту, окруженная ярким светом и благоуханием, держащая на руках Господа, Который благословил святого Максима и наполнил его святым ликованием. Спустя столетия на том же самом месте, где свершилось это оставшееся в тайне чудо, старец Иосиф (+1959), великий исихаст и истинный отец современного возрождения традиции умной молитвы на Святой Горе, повстречал своего сподвижника старца Арсения (+1983) и начал строгую аскетическую жизнь и странствование по склонам Святой Горы. И однажды, когда его одолевало уныние, с этой самой вершины просиял блистающий луч света и вошел в его сердце. И с тех самых пор, словно на Фаворе, разум и сердце его постоянно пребывали в Иисусе.

Существует предание, что семь подвижников живут на этой вершине, нагие и никому неизвестные, сохраняя в веках, передавая из поколения в поколение, мистическую традицию аскезы и созерцания.

Правдиво это предание или нет, но оно показывает, насколько важное место в сознании и жизни святогорцев занимает "Святая вершина". Поэтому маленькая часовня Преображения и находящийся рядом с ней высокий железный крест, стоящие на этой тесной скале, обладают особенной символикой и показывают небу и земле две характерные составляющие монашеской жизни: переживание Креста, добровольное и непрестанное участие в Страстях Господних, являющееся одновременно и путем обожения, и жизнь в свете эсхатологической славы, которую Христос некогда открыл апостолам на горе Фавор. Как Господь поднялся на гору с избранными учениками, чтобы помолиться (Лк. 9:28), так и монахи, отрекшись от мира, живут на Афоне в тишине и молитве, живут здесь и сейчас, в свете Преображения. Афон для них – Фавор, прообраз Царства Небесного.

На закате Византийской империи, когда святой Григорий Палама, святогорский монах и великий теоретик Божественного света, боролся против гуманистов, защищая исихастов и поддерживая православное учение об обожении человека – его реальной причастности к жизни Бога посредством нетварной благодати – тема Преображения и природы фаворского света находилась в центре внимания. Во всех своих сочинениях святой Григорий Палама и его единомышленники дают многочисленные ссылки на это святое событие и показывают, что Преображение Господне, как образец нашего личного обожения, – это праздник, прежде всего, монашества, празднество Святой Горы.

Долгие годы святой Григорий жил у подножия Афона в Великой Лавре, в келье святого Саввы, находящейся высоко в горах. Поэтому для каждого современного святогорца Афон отождествляется с Фавором и со всякой "горой Господней", где Господь открылся людям. Для них это и гора Сион, и гора Кармель, Елеонская гора и Голгофа. Кроме того, Афон подобен для них и другим "святым горам", где Господь поселился "во святыне Его" (Пс. 150:1) "в сонме богов" (Пс. 81:1). Это, в частности, гора Олимп в Вифинии, откуда вышли первые святогорцы, гора Латр, гора Ганос, гора святого Авксентия и другие славные монашеские центры Малой Азии, святые горы Греции. Кроме того, можно провести параллель и с горой Олимп – древним жилищем двенадцати богов. Афон сродни и святым скалам Метеоры, на самой высокой из которых находится монастырь Преображения, горам Пелопонесса, Македонии, Карпат, Сербии, Армении с ее великим Араратом, Кавказским горам и горам России, а также с маленькой "святой горой" святого Серафима в Саровском лесу, Монте Кассино святого Бенедикта, горой Меркурий – цитаделью византийских подвижников в Калаврии, а также со всеми другими святыми горами православного Запада. Таким образом, Афон отождествляется со всеми горами, подобными Фавору, для монахов всех времен, живущих здесь.

Этой ночью в тесной часовне, где могут поместиться лишь несколько человек, в то время как остальные пытаются согреться у большого костра, горящего снаружи, голоса певчих превращаются в церковные трубы, провозглашающие миру весть о Вечном Свете.

Архимандрит Емилиан Симонопетрский

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Духовные связи Нежина и Святой Горы Афон в XVIII веке
Доклад на международной научной конференции «Русь — Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русск
Влияние Святой Горы Афон на духовную жизнь православных верующих в Польше
Доклад на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русск
Пророческое значение Святой Горы Афон в современном мире
Доклад доктора богословия Ж.- К. Ларше на международной научной конференции «Русь — Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднова
Афонский старец Иоанн Вишенский. Жизнеописание «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца». День памяти — 29 июля
Афонский старец Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) был одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия
Преподобный Афанасий Афонский и традиции святогорского монашества
Преподобный Афанасий Афонский родился в бывшей столице Понтийского царства городе Трапезунде между 927-930 годами у богатых и знатных родителей. В крещении ребенок получил имя Авраамий. Отец его был р
Великий Пост на Святой Горе Афон. Рассказ «Искушение во время поста»
Однажды послушник одного из святогорских монастырей Стелиос сильно заскучал. Как раз шла третья седмица Великого поста – крестопоклонная. Постовые происки врага заставляли его часто звонить друзьям в
Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение
Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, выдающегося афонского подвижника, теоретика православного исихазма и видного православного лидера.
Святой Иоанн Кронштадтский и преподобный Силуан Афонский
2 января (20 декабря ст.ст.) Православная Церковь чтит память святого праведного Иоанна Кронштадтского Чудотвореца.
ГОЛОС СВЯТОГО АФОНА. Святогорский старец иеросхимонах Феодосий Карульский о старом и новом стиле
В день, когда христиане западной традиции, а также, под их влиянием, некоторые православные празднуют 12/25 декабря Рождество Христово по григорианскому календарю, введенном римским папой Григорием XI
Афонское наследие в творчестве и духовных исканиях Николая Гоголя
Гоголь — одна из самых аскетических фигур нашей литературы, единственная, исключительная в своем роде. Вся его жизнь, подобно жизни инока, была непрерывным подвигом и восхождением к высотам духа, но з
Последние обновления
Архив сайта
<<<Август 2016>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
151617192021
22232425262728
293031    
Видеогалерея

 

 

на верх