В 1453 году пал Константинополь, а несколькими годами позже турки окончательно подчинили себе давно уже зависимую от них Сербию. Падение Константинополя надолго ослабило связи Москвы с Христианским Востоком. Понадобилось около пятидесяти лет, чтобы отношения России и греческого мира, а также славян Балканского полуострова, возобновившись, постепенно окрепли и приобрели стабильный характер.
Новый этап истории русско-греческих связей начинается во втором десятилетии XVI века и охватывает два столетия, завершаясь в первой четверти XVIII века. Этот этап отмечен важнейшими по своему значению событиями политической и церковной истории России и Ближнего Востока, крупными фактами культурной жизни православных народов, именами выдающихся деятелей греческого и славянского просвещения и науки.
СВЯТАЯ ГОРА В ИСЛАМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Теперь Афон также был полностью подчинен Османской империи, хотя благодаря блестящим дипломатическим способностям возглавлявших его иноков ему и удалось добиться у турецкого султана некоторой автономии. При завоевании остатков Византийской империи Святая Гора избежала разорения от мусульман и сохранила за своими насельниками право свободно исповедовать христианство, совершать богослужения и проводить иноческую жизнь под управлением Прота.
В каком-то смысле полуостров и его управление были включены в общую систему турецкой администрации. У афонской общины были два постоянных представителя в Константинополе — при Патриархе и Высокой Порте — и еще один в Фессалониках. Более того, можно говорить даже о том, что «монашеская республика» формально находилась под непосредственным покровительством султанов. Она неоднократно (начиная еще с 1326 года, когда Прот обратился к Орхану I за защитой от турецких корсаров) получала от султанов охранные грамоты и документы, подтверждающие традиционные привилегии и имущественные права монастырей.
Об исключительности положения Афона в исламском государстве красноречиво свидетельствует то, что у монахов обычно не возникало затруднений с разрешениями на постройку или восстановление христианских культовых зданий на Святой Горе — а это в целом отнюдь не поощрялось законами ислама.
Впрочем, успехам строительства, как правило, мешало другое: большинство обителей находились в крайне затруднительном материальном положении. В 1513 году Святую Гору посетил глава государства — султан Селим I (1512–1520). Ему была оказана торжественная встреча. Правитель подтвердил все прежние привилегии Афона и издал фирман, касающийся монастыря Ксиропотам. (При этом надо отметить и то, что визит султана принес инокам немало бедствий: сопровождавшие его воины-турки занимались грабежами и вымогательством, а давать им активный отпор в таких условиях было бы немыслимо.) Сохранилось свидетельство о посещении в 1567 году Афона султаном Селимом II (1566–1574).
Права и привилегии Святой Горы подтверждали впоследствии особыми документами и другие султаны — Ахмед III, Селим III, Махмуд II. Выдавались охранные документы и отдельным монастырям: так, в архиве Россикона сохранилось свидетельство о фирмане султана Баязета II (1481–1512), выданном по просьбе калогера Феофана (старца, которому было поручено представлять интересы русского монастыря в суде в двух инстанциях по поводу нарушения прав собственности) и воспрещающем вмешательство в чифлики и пашни монастыря.
Фирман 1560 года Махмуда паши о даровании земельных наделов Россикону.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АФОНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ
Впрочем, благосклонность турецких правителей имела свои пределы и была далеко не бескорыстной. Все насельники афонских обителей обязаны были выплачивать турецкому правительству харадж — подать (подушную и десятинную). Размер и порядок ее взимания определялся султанскими фирманами, Патриаршими сингиллиями и другими документами, и речь шла о весьма значительных суммах. Для сбора налогов и для наблюдения за порядком в Карее был водворен турецкий чиновник — ага, получавший от монастырей жалованье.
В первое время после турецкого завоевания материальное положение афонских монахов еще оставалось сравнительно благополучным, так как обители по-прежнему владели имуществом, приобретенным в византийскую эпоху, и получали с него независимые доходы. Тем не менее, год от года сбор хараджа ложился на монастырское хозяйство все более тяжелым грузом, невзирая на предоставляемые иногда султанами отдельные налоговые послабления. Кроме того, с монастырей часто взимались разнообразные дополнительные подати и поборы, монастырские подворья и владения за пределами полуострова никогда не были гарантированы от конфискации или злоупотреблений турецких чиновников, а большинство стран-ктиторов были сами под турецким игом.
В целом, экономическое положение афонских монастырей в период зависимости от турецкой администрации можно кратко охарактеризовать одним словом — «выживание». Большая часть всех поступавших пожертвований в том или ином виде уходила на выплаты туркам. К тому же монахи по-прежнему время от времени подвергались набегам турецких пиратов. Так, в 1534 году разбойники напали на обитель Есфигмен, ограбили его и разорили церковь и келлии, а многих монахов взяли в плен.
Несмотря на все сказанное выше, Святая Гора сумела в полной мере сохранить свою былую славу и притягательность для христиан. Сравнительно с другими частями мусульманской империи, она пользовалась относительной независимостью и была своеобразным «оазисом», где притесняемые христиане могли освободиться от мыслей о своем порабощении и укрыться в святом безмолвии и молитве. Афон был все более обособлен от внешнего мира, и исторические события достигали ушей его обитателей лишь в виде глухих отголосков. Монахи очень мало интересовались политикой, что позволяло им хранить душевный мир и в значительной мере гарантировало их от произвола турок.
Во время турецкого владычества иноческая жизнь была сосредоточена в основном в 19 монастырях (в 1541/42 году к ним добавилась обитель Ставроникита). Именно тогда сформировалась существующая и поныне группа основных обителей, между которыми была поделена вся область: с тех пор никто, кроме них, не имел права владеть землей на полуострове. Не прекращавшиеся набеги пиратов, самоуправство турецкой администрации и внутренние разногласия на Святой Горе не могли остаться без печальных последствий. Многие обители стали постепенно хиреть и приходить в упадок, выживая только за счет поддержки извне. Собственное хозяйство и обработка земли в метохах не могли давать достаточно денежных средств, чтобы откупаться от турок и обеспечивать жизнедеятельность монастыря.
Монахам приходилось отправляться за милостыней во все православные города и страны. Такие путешествия бывали небезопасны для сборщиков — приходилось опасаться и грабителей на дороге, и злоупотреблений на границах, и вымогательств турецкой администрации; да и расходы в итоге покрывались такими пожертвованиями лишь частично. С другой стороны, благодаря этим путешествиям поддерживалось знание об Афоне во многих уголках христианского мира, происходил обмен знаниями и молитвенным опытом. Иноческое сообщество Святой Горы обогатилось почитаемыми реликвиями, в частности мощами святых, священными сосудами, драгоценными облачениями. Восстановление монастырей способствовало бурному развитию искусства на Афоне.
КТИТОРЫ АФОНА
Главными ктиторами Святой Горы начиная с середины XV века были правители Молдавского и Валашского княжеств. Так, с середины 1480-х годов сохранились свидетельства о помощи Россикону господаря Валахии Влада IV Кэлугэрула (т. е. «Монаха»). В 1487 году он установил для монастыря постоянное содержание — 6000 аспр ежегодно. Его сын Раду IV Великий в 1496 году выделил дополнительно «осиротевшему храму» по 3000 аспр в год. Однако, за вычетом довольно длительных правлений упомянутых нами Влада Монаха (1481, 1482–1495) и Раду Великого (1495–1508), князья в Валахии сменялись в среднем каждые 2-3 года (а иногда и не один раз в год!). Едва ли такая «чехарда» правителей могла благоприятно сказываться на помощи афонским обителям. Собственные же их имения в придунайских странах из-за неста бильной политической ситуации также не приносили монастырям большого дохода, и к тому же связь с ними часто бывала затруднена.
Выбор Валахии как спонсора вполне понятен. Валахия была единственной православной страной в регионе, которая не входила в Османскую империю, хотя и платила дань турецкому правительству. Но почему со стороны ее князей проявляется особенная забота о Россиконе? Возможно, это было связано с подъемом в глазах всего православного мира авторитета России — православного государства, избежавшего турецкого порабощения (напомним, что приблизительно к тому же периоду относится символическая дата окончательного освобождения Руси от татарского ига — Стояние на реке Угре 1480 года).
Стояние на реке Угре 1480 года.
Об уважительном отношении греков к России еще задолго до этой даты свидетельствуют, в частности, династические браки позднего византийского периода. Так, первая жена Иоанна VIII Палеолога Анна (1393— 1417) была дочерью московского князя Василия I Дмитриевича, а почти двадцать лет спустя после падения Константинополя, в 1472 году, женой великого князя Ивана III стала одна из последних представительниц императорской династии София Палеолог — событие, чрезвычайно важное для российской истории.
О важности Афона для Руси и Руси для Афона свидетельствует и доверительная переписка Василия II Васильевича и Прота Пахомия с комментариями относительно Флорентийской Унии 1439 года и поведения на Ферраро-Флорентийском Соборе Митрополита Исидора. «Сказание о Святой Горе Афонской» хиландарского старца Исайи, часто датируемое по данным разных списков 1517 или 1519 годом, вероятно, следует относить к 1489 году, и обращено оно к великому князю Иоанну III. В документе содержится информация об афонских платежах турецкому султану, Вселенскому Патриарху, Митрополиту Солунскому и Архиепископу Серезскому. Кроме того, дано краткое описание всех 20 монастырей, причем указано, что в Россиконе 120 монахов, в монастыре Протата 30 монахов, а монастырь Есфигмен вовсе не указан, хотя и находится рядом с Хиландаром на берегу моря.
канд. экон. н. Д.В. Зубов
Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015.
Смотри также