Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Архитектура

Монастырь СимонопетраОсновные принципа  монастырского  строительства были выработаны еще в ХI веке. Монастырь представлял собой комплекс построек, обнесенных крепостными стенами и башнями. Поэтому все монастыри, а также скиты Афона производят впечатление укрепленного города средневековой эпохи, а архитектурная планировка Афона – типичная планировка Византийского монастыря, сформировавшаяся под влиянием восточных и эллинистических образцов. Причиной, диктовавшей создание таких оборонительных  сооружений, была  необходимость в защите монахов от множества внешних врагов.

Крепостные стены, повторяющие рельеф местности, образуют в плане многоугольник. Высокие мощные стены усилены на отдельных участках  небольшими башнями, зубцами, бойницами, откуда можно было поливать осаждавших смолой или кипятком. А  на самом высоком или наиболее уязвимом участке монастыря можно увидеть впечатляющую по размеру башню. В этих строениях, как правило, преобладает асимметрия, отличающая их от строгой концепции византийской архитектуры.

Крепостная башня еще более подчеркивает фортификационный характер монастырей. Она использовалась как наблюдательный пункт и место последнего убежища монахов в случае осады. Башни эти обычно очень высокие и многоэтажные, с деревянными полами, часовней на самом верхнем этаже и цистерной для воды на первом этаже. В плане башни представляют собой прямоугольник с выходом на втором этаже и являются подлинными шедеврами средневековой архитектуры.

Построенный в 961 году кафоликон Лавры св. Афанасия на Афоне стал образцом для архитектуры афонских церквей, возникших позднее. Для всех храмов Афона характерен тип триконха — трилистника. Апсиды в таком храме завершают не только восточную, но  также северный и южный концы поперечного нефа. Афонские, всегда одноглавые церкви имеют широкий нартекс на западе, в помещении которого во время богослужения могут находиться послушники монастыря.

Архитектура Афона отличается монументальностью. Благодаря своей массивности крепостные стены выдержали многочисленные пожары.

Монастыри располагают только одним входом, который, как правило, находится посредине одной из сторон крепостных стен и имеет двое ворот на небольшом расстоянии друг от друга, между которыми имеется проход (diavatiko). Ворота эти закрываются массивными деревянными створками с железными накладками и запираются изнутри толстым деревянным брусом (zygos). Монах, исполняющий обязанности привратника (pyloros или portaris), живет в особой келье внутри у входа и закрывает ворота каждый вечер перед заходом солнца и открывает их утром на рассвете. Проходы венчает сверху цилиндрический или крестообразный купол, а над ними возвышается башня с часовней или рядом келий.  В некоторых монастырях есть перед входом арочные галереи с небольшими колоннами, которые являются более поздними пристройками.

Кроме того, в монастырях почти напротив главного входа, в другой части крепостных стен, имеется  еще небольшая  дверь (parapylida или paraporti), которая  ведет в горы или сад. Этой  дверью пользовались в случае осады.

Миновав главный вход, мы оказываемся на дворе, который, как правило, вымощен полностью или частично плитами, а планировка его соответствует  планировке крепостных стен того или иного монастыря.

В зависимости от рельефа местности и площади монастырей дворы эти могут быть как  просторными, так и узкими, а иногда ограничены узкими проходами.

В центре двора обязательно расположен собор, а неподалеку, среди высоких кипарисов, стоят фиал, трапезная, часовни, колодцы и другие сооружения. В монастырях меньшей площади их местонахождение не определено,  причем некоторые из них могут вообще отсутствовать или быть встроенными в одну из сторон монастыря.

Собор(katholiko или katholikos naos – так называют  центральный храм монастырей).Кафоликон Великой Лавры

Архитектура всех соборов на Афоне, кроме соборов Ставроникитского монастыря и Протата, в общих чертах следует образцу самого старинного из них – собору Великой Лавры, основанному в 963 году. Речь идет об особом типе архитектуры, который известен как «афонский» и представляет собой четырехколонный купольный храм Константинопольской школы зодчества. Этот тип получил форму трехнефного храма путем преобразования двух длинных сторон в абсиды в точках завершения перекладин креста. Эти абсиды называются «хорами», потому что являются местом для певчих. Соборы образуют двойной нартекс на западной стороне, т.е. наружный нартекс и просторный внутренний нартекс или литу(дословно — «мольба»), получившую такое название от читаемых здесь молитв, а также две часовни в северной и южной частях (или только одну). Эти часовни обычно венчает купол, поддерживаемый четырьмя колоннами.

Таким образом, основными характерными чертами нового стиля являются трехнефие, литийный притвор и примыкающие к нему с двух сторон часовни. В архитектуре этих соборов можно отметить еще одну особенность. Речь идет о двух помещениях, которые примыкают к части храма слева и справа от его восточного нефа, где находятся професис и диаконикон: они называютсятипикариии являются снаружи круглыми, а внутри октагональными (Дионисиев монастырь). Благодаря этой сложной структуре, продиктованной в основном потребностями литургии, афонский храм содержит в себе всю трансцедентность пространства афонских монастырей, отражая  напряженную духовную жизнь монахов.

Ксенофонтов монастырьВо всех частях храма просматриваются этапы восхождения и завершенности, начинающиеся от нартексов до собственно храма и Святого Алтаря, от часовни к часовне и от хора к хору, а также от иконостаса к стенам, абсидам и парусу свода до почти отвесного и залитого светом купола. Этому душевному подъему во всем пространстве храма – длине, ширине и высоте – в значительной степени способствуют и росписи, присутствующие на всех внутренних плоскостях в большинстве монастырей Афона, которые, следуя иконографической концепции византийцев, разделены по параллельным поясам, большего или меньшего числа, в зависимости от размеров храма, а на куполе изображен наблюдающий за всем Христос Вседержитель.

Очень интересны в афонских соборах иконостасы, обычно из резного дерева, проскинитарии и иконостасы из слоновой кости, замечательные мраморные композиции полов и облицовка стен и пилястров, мраморные колонны с великолепными капителями, свисающие с купола бронзовые и кружевные паникадила.

Снаружи соборы в большинстве случаев окрашены в красный цвет, а некоторые имеют прямоугольную кладку с кирпично-круговыми разводами. Кроме того, фасады соборов украшены керамическим декором, вставными пинакиями (поливными блюдами) с розеттами, кругами, спиралями и пр., разного рода рельефными и живописными орнаментами и изображениями. Все соборы покрыты свинцовыми крышами с большим куполом в центральной части и большим числом второстепенных куполов вокруг.

Кроме собора, в каждом монастыре есть несколько часовен. Это либо отдельно стоящие здания, расположенные на краю двора, либо соединяющиеся с другими строениями по четырем сторонам монастыря, обычно на последнем этаже.

Трапезная ВатопедаТрапезная. Это здание, в котором монахи сообща вкушают пищу, находится вблизи или напротив собора, к западу. Однако имеется целый ряд случаев, когда трапезная по причине недостатка территории не является отдельным зданием, а примыкает к одной из сторон монастыря – западной или южной. Трапезные были рассчитаны на большое число монахов и паломников, поэтому они, как правило, просторные. Планировка их имеет вид либо креста, либо заглавной буквы Т, либо вытянутого прямоугольника. Трапезные завершаются а6сидой, где на некотором возвышении находится место настоятеля. Снаружи трапезные имеют деревянную кровлю, а внутри располагают двумя или большим числом мраморных или деревянных столов и сидений, а также амвоном или аналоем, с которого монах-чтец читает во время трапезы  душеполезные  чтения.

На росписях стен можно видеть изображения аскетов, святых, многие сцены из жития Христа и Богородицы, 24 Строфы Акафиста, Лествицу, Ветхозаветные сюжеты и т.п., а на абсиде – Тайную Вечерю.

Трапезная и собор  образуют единый комплекс.

Фиал. КутлумушНеподалеку от собора находится фиал, используемый во время обряда водосвятия в первый день каждого месяца и в праздник Крещения. В поперечном срезе фиалы – обычно круглые или многоугольные и образованы изящным, с колоннами и папертями, перистилем, который поддерживает полусферической формы купол, а в центре находится чаша фонтана.

Фиал сделан обычно из прекрасного белого мрамора с рельефными изображениями на паперти и фресками внутри купола, посвященными водосвятию и крещению. В некоторых монастырях с узким двором фиал отсутствует.

Другие многоэтажные здания монастырей примыкают к крепостным стенам и обращены внутрь монастыря, еще более подчеркивая его фортификационный характер. Большинство из них  построено в период  с XIV по XIX век  ( в основном  в XVIII веке).

Эти здания отражают различные архитектурные тенденции, не нарушая при этом общего стиля архитектурного  комплекса. При этом здесь можно наблюдать многие характерные черты народной архитектуры северных областей Греции. Над их черепичными крышами во многих местах возвышаются небольшие купола, а также целый лес высоких дымоходов от очагов, создающих издали живописную картину.  Особое место среди этих зданий занимают административное здание со специальными помещениями для делопроизводства, заседаний и приема (синодик), гостевые палаты (или архонтарик) и госпиталь  (или дом престарелых). Кроме того, на нижних этажах и в подвалах зданий, кроме складских помещений, находятся давильни, маслобойня, свечная и швейная мастерские и т.п., которые в настоящее время в большинстве монастырей пришли в упадок.

Кельи, в которых проживают монахи,  образуют один или два ряда (kordes) комнат, перед которыми проходит широкий коридор. Обычно кельи расположены во внутренней части крепостных стен, а фасад их с большими галереями и верандами обращен во двор. Окна и балконы (exostes или aplotaries), выходящие теперь наружу, сооружены в более позднее время. В общежительных монастырях каждый монах имеет в своем распоряжении только одну такую комнату очень небольших размеров, столик с сидением и кровать, тогда как в идиоритмических в распоряжении каждого монаха имеется ряд смежных комнат, образующих   настоящие квартиры.

ГригориатИногда прямо из крепостной стены поднимаются башни звонниц. Звонницы обычно квадратные в плане и покрыты деревянными четырехплоскостными крышами, а на самом верхнем их этаже имеются одиночные или двойные отверстия. Вверху на звонницах висит множество колоколов разных размеров, звонит в которые  монах-звонарь (kodonokroustis или kambanaris).

За пределами монастыря находятся его экзартимы, часовни и монашеские поселения.
У входа с наружной стороны есть деревянная беседка, где можно передохнуть после утомительного перехода от другого монастыря или пристани, или подождать какое-либо транспортное средство при отъезде.
Чуть дальше расположено кладбище с часовней или оссуарием (братской могилой), а вокруг монастыря — множество келий, калив, кафизм и пустыней.

Вблизи каждого монастыря, в заливе, есть пристань, куда  прибывают небольшие пассажирские суда, а также челны для монастырских нужд.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Афонский старец Иоанн Вишенский. Жизнеописание «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца». День памяти — 29 июля
Ровно год назад, 28 июля 2016 года, Украинской Православной Церковью во время праздничной литургии в Киево-Печерской Лавре был торжественно причислен к лику святых преподобный старец Иоанн Вишенский С
Преп. Сергий Радонежский и его роль в возрождении святогорских традиций русского монашества
Монгольское иго не только уничтожило древнерусскую государственность, но и нанесло непоправимый духовный урон Киевской Руси. Огнем и мечем испепелило Батыево нашествие землю Русскую, усугубив политиче
Прп. Паисий Святогорец и его связи с русским монашеством на Афоне (+редкие фото)
12 июля Православная Церковь праздновала память выдающегося афонского подвижника нашего времени – прп. Паисия Святогорца (в миру Арсений Езнепидис, 1924 – 1994). В последнее время о старце написано мн
Афон и церковная архитектура Восточной Европы
Христианская Церковь не есть храм. Первоначально община, а не некая материальная святыня считалась местом пребывания Бога. Однако скоро было замечено, что церковная архитектура оказывает сильное возде
Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение
Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, выдающегося афонского подвижника, теоретика православного исихазма и видного православного лидера.
Старец Моисей Святогорец о Торжестве Православия
Неделя Православия это торжество истины, победа над ересями и заблуждениями, расколами и спорами. Две тысячи лет стоит Православие, бодрствует, пребывает в любви, истине, справедливости, святости. Оно
Митрополит Каллист (Уэр):  Святая Гора как пограничная территория между землей и небом
Почему среди многих горных вершин, важных для православных христиан, одна стоит особняком и называется Святой Горой? Предлагаем вниманию читателей лекцию Президента британского «Общества друзей Афона»
Святая Гора — священный мост между землей и Небом и между православными народами
Доклад К.И. Стрезы, профессора Университета г. Сибиу (Румыния) на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств,
Духовные связи Нежина и Святой Горы Афон в XVIII веке
Доклад на международной научной конференции «Русь — Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русск
Влияние Святой Горы Афон на духовную жизнь православных верующих в Польше
Доклад на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русск
Последние обновления
Архив сайта
<<<Февраль 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
171819202122
2425262728  
Видеогалерея

 

 

на верх