Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Аскетические приюты афонского монашества

КарулиВ реальности монашеская жизнь в ее древнейших формах зародилась на Святой Горе задолго до Великой Лавры – первого афонского общежительного монастыря, основанного в 963 году. Рассматривая в качестве трех знаковых фигур раннего афонского отшельничества преподобного Петра Афонского, святого Евфимия Нового и Иоанна Колова, мы можем проследить за значительными изменениями, произошедшими в образе жизни афонских аскетов на протяжении IX века.

Петр отрекся от мира, подвизаясь на протяжении всей жизни в суровой и строго монашеской аскетической жизни. Евфимий же и Иоанн, оба ставшие основателями монастырей, начав свой монашеский подвиг по примеру Петра со строго отшельнической аскезы, продвинулись вперед к организации общежительной жизни под покровительством государства и церковных иерархов. Именно эта ступень несколько десятилетий спустя открыла путь святому Афанасию Афонскому и его детищу – Великой Лавре.

Создание Великой Лавры вызвало острое противостояние между двумя видами аскетизма на заре афонского монашества. Первый Афонский Устав, вышедший в свет в 972 году, примирил обе стороны, косвенно признав нововведения Афанасия. С тех пор все монастыри на Афоне создавались по образцу Лавры святого Афанасия. По сути, утверждение первого Афонского Устава показало, что государство поддерживает прежде всего организованные общежительные монастыри и в меньшей степени монахов-пустынников. Несмотря на это, идеал монашеской отшельнической жизни не переставал жить на Святой Горе Афон, сосуществуя с общежительным принципом, хотя и был оттеснен в самые отдаленные и труднодоступные его уголки.

Монастырь Симонопетра

Процесс перехода от уединенно живущих аскетов к организованным общежительным монастырям на Афоне может быть истолкован и в свете геополитической и военной ситуации означенной эпохи. Вслед за последним взлетом, пришедшимся на период царствования императора Юстиниана (527–610), Средиземноморье перестало быть «римским озером». По мере решительного продвижения вперед арабских племен, захватывавших все большие земли на Ближнем Востоке и в Северной Африке, возрастает стратегическая роль Афонского полуострова, разрезающего с севера Эгейское море и контролирующего фракийские берега, иными словами, сухопутный путь между Константинополем и Солунью, а также Дарданеллы – морской путь, ведущий в Константинополь и в Черное море.

Пройдет лишь несколько лет – и цепь укреплений протянется вдоль всего восточного берега полуострова. Они изначально находились там, либо вошли во владения расположенных с этой стороны монастырей, а иногда и сами монастыри строились как неприступные крепости. Спустя 3–4 века после основания Великой Лавры, начиная с XIV века, когда византийская территория сжалась до границ Палеологовского Фессалоникийского деспотата, состоящего из самого города Фессалоник и двух крайних полуостровов Кассандры и Афона, средний же полуостров – Сифония – был захвачен турками, такая же цепь протянулась и вдоль западного берега полуострова.

Все афонские монастыри приобрели свой современный вид в результате растянувшихся на века процессов их строительства и расширения. Некоторые из них, заручившись поддержкой могучих дарителей, изначально возводились в виде величественных комплексов построек, другие же родились из одиноких хижин аскетов-отшельников и приобрели современную форму в результате постоянно разраставшегося ядра, состоящего из учеников, подвизающихся вокруг своего духовного отца.

В других случаях местоположение ранних монашеских поселений не благоприятствовало их развитию в крупные монастыри (как это случилось, например, со скитом Кавсокаливия) до того момента, когда окончательно сформировалась современная святогорская иерархия. Причиной этого были либо неблагоприятные природные условия, либо тот факт, что их географическое положение не считалось стратегически важным.

Федон Хаджиантониу,
архитектор-реставратор

 

 

Источник

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Преп. Сергий Радонежский и его роль в возрождении святогорских традиций русского монашества
Монгольское иго не только уничтожило древнерусскую государственность, но и нанесло непоправимый духовный урон Киевской Руси. Огнем и мечем испепелило Батыево нашествие землю Русскую, усугубив политиче
Прп. Паисий Святогорец и его связи с русским монашеством на Афоне (+редкие фото)
12 июля Православная Церковь праздновала память выдающегося афонского подвижника нашего времени – прп. Паисия Святогорца (в миру Арсений Езнепидис, 1924 – 1994). В последнее время о старце написано мн
Афон и церковная архитектура Восточной Европы
Христианская Церковь не есть храм. Первоначально община, а не некая материальная святыня считалась местом пребывания Бога. Однако скоро было замечено, что церковная архитектура оказывает сильное возде
Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение
Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, выдающегося афонского подвижника, теоретика православного исихазма и видного православного лидера.
Старец Моисей Святогорец о Торжестве Православия
Неделя Православия это торжество истины, победа над ересями и заблуждениями, расколами и спорами. Две тысячи лет стоит Православие, бодрствует, пребывает в любви, истине, справедливости, святости. Оно
Митрополит Каллист (Уэр):  Святая Гора как пограничная территория между землей и небом
Почему среди многих горных вершин, важных для православных христиан, одна стоит особняком и называется Святой Горой? Предлагаем вниманию читателей лекцию Президента британского «Общества друзей Афона»
Святая Гора — священный мост между землей и Небом и между православными народами
Доклад К.И. Стрезы, профессора Университета г. Сибиу (Румыния) на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств,
Духовные связи Нежина и Святой Горы Афон в XVIII веке
Доклад на международной научной конференции «Русь — Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русск
Влияние Святой Горы Афон на духовную жизнь православных верующих в Польше
Доклад на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русск
Пророческое значение Святой Горы Афон в современном мире
Доклад доктора богословия Ж.- К. Ларше на международной научной конференции «Русь — Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднова
Последние обновления
Архив сайта
<<<Октябрь 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Видеогалерея

 

 

на верх