Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Фрески святогорских монастырей на Афоне

Предательство Иуды В отличие от архитектурного стиля соборов, который может быть определен как уникальный  «афонский», живопись на Афоне представляет собой различные художественные течения того или иного времени. Многие живописцы  византийской и поствизантийской эпохи трудились над украшением  афонских памятников, значительное число которых сохранилось до сих пор.

При этом не следует забывать и того обстоятельства, что  Святой Афон славился  и  собственными художниками-агиографами (иконописцами) и был  важным центром агиографии, как   например, в Константинополе. Все находящиеся здесь фрески и большая часть выносных икон были  созданы афонскими  художниками. И в настоящее время здесь находятся агиографические мастерские, в которых трудятся монахи-агиографы.

На внутренних стенах большинства афонских монастырей, храмов, а также многих часовен имеются  фрески  ( живопись по мокрой штукатурке).

В соответствии с различными периодами византийской эпохи иконографические сюжеты располагаются по следующим один за другим  параллельным поясам, разделенных  рамками, и поэтому выглядят как  самостоятельные картины.

Учитывая иконографические каноны,  каждая фреска находится   на соответствующем месте,  и  изображения располагаются снизу вверх. Прежде всего, это образы святых, преподобных и аскетов, затем сцены из Жития и Страстей Христовых, из жития Богородицы, взятые из канонических и апокрифических Евангелий, еще выше – на парусе свода (на сферическом треугольном пространстве) изображены четыре евангелиста, причем Иоанн и Матфей находятся на восточной стороне, поскольку они рассказывают о божественной и человеческой природе Христа, затем,  в глубине, т.е. в нише Святого Алтаря,  изображены Богородица, Божественная Литургия, причастие апостолов и великие отцы церкви; наконец, на тимпане купола изображены Моление, ангелы и пророки, а внутри самого купола, т.е. в самой высокой части храма, символизирующей небо, – образ Христа Вседержителя.

Большинство памятников Афона было отреставрировано в разное  время, в результате чего фрески  имеют несколько слоев росписи.

Самые ранние из сохранившихся на Афоне фресок датируются XII веком. Это  изображения апостолов Петра и Павла, а также ряд других изображений, например, кресты  (возможно, Х века)  в келье Равдуха близ Кареи  и  расположенного ниже Куглумушева монастыря.

К  ХIII веку относятся фрагменты фресок в небольшой нише неизвестного старинного храма, под более поздней постройкой в Троицкой келье Хиландарского монастыря.

В более поздней живописи можно выделить две тенденции:  одна из них,  связанная с македонскими школами  в Константинополе и Фессалоники, получила развитие главным образом в северных провинциях империи в конце XIII и первой половине XIV века, тогда как другая, связанная с более консервативной критской школой,  имеющей  свои корни также в Константинополе, достигла значительного расцвета на Афоне и за его пределами в XVI веке (хотя появление ее здесь относится к значительному более раннему времени).

Памятники первой группы на Афоне встречаем в Протате, фрески которого приписывают наиболее выдающемуся представителю македонской школы Панселину, а также в соборе Хиландарского  монастыря, расписанном великими живописцами Михаилом Астрапой и Евтихием: оба эти ансамбля датируются началом XIV века. Характерными чертами этих фресок  являются  реализм, естественность и динамизм лиц, драматизм настроения и светлые краски, причем все это вписывается в некое метафизическое пространство. Этим же столетием датируются фрески собора Ватопедского монастыря, часовни Святого Георгия Хиландарского монастыря, Благовещенской часовни на кладбище того же монастыря и др.

Ко второй группе памятников, т.е. произведениям критской школы, относятся фрески XVI века, встречающиеся во многих монастырских соборах, в часовнях и трапезных Святой Горы. Представителями критской школы были многие художники, прибывшие на Афон главным образом с Крита и нашедшие здесь убежище и место, предоставляющее возможность продолжать традиции Константинополя после его падения и установления турецкого владычества почти на всей территории империи.

Лучшими образцами этого искусства являются фрески соборов Великой Лавры (1535) и Ставроникитского монастыря (1546), которые были созданы наиболее выдающимся представителем школы  Феофаном Критским и считаются наиболее зрелыми его произведениями. Во втором из упомянутых соборов Феофан работал вместе со своим сыном Симеоном. Другие памятники этой группы находятся в соборах Дионисиева (1547) и Дохиарова (1568) монастырей (работы критского живописца Джорджи), в Ксенофонтовом монастыре (1544; работы также критского живописца Антония) и в часовне Святого Николая Великой Лавры (1560; работы Франко Кателано, который, хотя и был учеником упомянутых выше художников, отличается своими работами от представителей критской школы и проявляет независимость в своем творчестве). Критским художникам принадлежат и другие афонские фрески,  такие, как фрески собора Кутлумушева монастыря (1540), часовни Святого Георгия монастыря Святого Павла (1555), трапезной Великой Лавры (первая пол. XVI века), трапезной Филофеева монастыря (1540) и др.

Основными характерными чертами искусства критской школы, в отличие от македонской, является сдержанность жестов, простота, благородство и спокойствие поз персонажей, темные краски на темном грунте со скудными светлыми линиями на выступающих плоскостях, а кроме того,  тонкий формоо6разующий контур, который выделяет образ вместо светотени. Речь идет о консервативном и строгом искусстве, которое продолжает византийскую традицию с ее идеализмом, создавая из старых и новых элементов новые образы. Критское искусство в течение длительного времени продолжало существовать на Афоне  вплоть до начала следующего века, хотя уже и лишенное оригинальности.

В первые десятилетия XVIII века художник Дионисий из Фурны (см. его книгу «Толкование искусства живописи»)  проповедовал возвращение к искусству Панселина. Однако возобладавшая на Ионических островах и в других областях Греции западная манера достигла и Афона, оказав некоторое влияние на здешнее искусство, особенно в эпоху турецкого господства. Только в последнее время афонские иконописцы вновь стали обращаться к византийским образцам.

Следует обратить внимание и на настенные мозаики в соборе Ватопедского монастыря. Это  изображение  Благовещения с образами Богородицы и архангела Гавриила, представленными отдельно над капителями восточных колонн  храма; Моления над входом литийного притвора и снова  Благовещения под последним изображением. Эти уникальные мозаики на Афоне датируются временем Комнинов и считаются особенно ценными.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Десять чудес прп. Кукши Одесского и Афонского
Преподобный Кукша (Величко) Одесский за свои аскетические подвиги, непрестанную молитву и исповедничество был прославлен от Бога многими чудесами. Поскольку подвижник принимал постриг и 17 лет подвиза
"Главное — это наше произволение, наше желание" Старец Симеон Филофейский
Вы должны подражать своим святым. У вас были великие святые, и вы должны подражать им, брать с них пример. Соблюдать то, чему они учили. Современный мир, к сожалению, дает нам другие, плохие примеры.
Как достигается истинная цель монашества. Митрополит Лимасольский Афанасий
Предлагаем читателям портала «Русский Афон» доклад митрополита Лимасольского Афанасия на Международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи» (Республика Кипр, г. Никосия. 1
Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение
27 ноября Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, выдающегося афонского подвижника, теоретика православного исихазма и видного православного лидера. Предлагаем нашим читателям
О монашестве (из писем с Афона). Архимандрит Софроний (Сахаров)
Различны призвания, различны и пути. Вот одна из возможностей: неудовлетворенность данной действительностью и искание иной жизни, подлинной, вечной.
Пять чудес прп. Арсения Каппадокийского. День памяти - 10 ноября
Преподобный Арсений Каппадокийский – духовник преподобного Паисия Святогорца. Великий чудотворец, святой Арсений своей молитвой исцелял больных, помогал страждущим, охранял от разграбления турками сел
Чудесные явления Пресвятой Богородицы на праздник Покрова в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне
На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре воспоминаются чудесные явления Божией Матери в Свято-Покровском соборе обители. Как известно, этот собор свя
Преп. Сергий Радонежский и его роль в возрождении святогорских традиций русского монашества
Монгольское иго не только уничтожило древнерусскую государственность, но и нанесло непоправимый духовный урон Киевской Руси. Огнем и мечем испепелило Батыево нашествие землю Русскую, усугубив политиче
Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме
Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается и доныне. Святая реликвия источает сладостное благоухание, и от нее
Чудо явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре
Чудо явления Пресвятой Богородицы у Святых Врат Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря (21 августа / 3 сентября 1903 г.) во время раздачи милостыни является действием промышления Матери Божи
Последние обновления
Архив сайта
<< < Февраль 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22
24 25 26 27 28    
Видеогалерея

 

 

на верх