Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Исихастское богословие Афона

Исихаст на АфонеПравославный исихазм неразрывно связан с именем святого Григория Паламы — афонского монаха и затворника, впоследствии архиепископа Фессалоникского, которого Церковь назвала «сыном божественного света».

Учение Паламы — паламизм — это теория и философия исихазма, а исихазм — это паламизм, воплощенный в личном подвиге и внутреннем опыте подвижников. Исихазм это практика паламизма, которая существовала еще задолго до святого Григория Паламы. Исихазм был духовным родником, напаявшим живоносной водой пустыни Нитрии и Фиваиды.

Паламизм учит о трех видах света: чувственном, интеллектуальном и духовном. Чувственный свет воспринимается человеком сенсорно. Интеллектуальный свет это деятельность ума, это область рассуждений, сопоставлений, логического мышления, припоминаний, представлений, воображения и фантазий. Это — свет сотворенный, свет, принадлежащий человеческой душе, это свет поэтических вдохновений, философских рассуждений, это умение строить силлогизмы, способность к анализу и синтезу, индукции и дедукции, это свет научных интуиций и их теоретизирования, это свет, который отличает человека от других существ земли, но свет — принадлежащий земле, свет, бессильный проникнуть в высшие сферы бытия, увидеть, понять и отразить их.

Третий вид света — это божественный, несотворенный свет, не имеющий ни начала, ни конца; это — свет божественных энергий и действий, свет, который открывает человеку не только бытие метафизического мира, но делает самого частицей этого мира, осуществляет его богоподобие, соединяет человека с Богом, возводит человека на высоту мистических озарений, делает душу причастницей превечного света, и сама душа становится светоподобной, светообразной, светозарной, как бы отраженным светом Божества.

Этот свет Господь показал Своим ученикам на Фаворе в той мере, в какой они могли его воспринять. Этот свет Господь дает подвижникам в той степени, в которой они могут его усвоить; этот свет единственное сокровище исихастов, которое дороже всех сокровищ мира. Образно говоря, перед этим светом тускнеет душевный свет, как меркнут перед солнцем звезды; впрочем, здесь душевный свет не исчезает, а очищается и облагораживается в духовном свете, занимает присущее ему место, но перестает быть главной ценностью для человека.

Мир занят исканием и стяжанием интеллектуального света, который становится в его глазах мерой достоинства и величия человека. Здесь опасность не в самом интеллектуальном свете (мышление это дар Божий), а в том, что этот свет превращается в культ, как бы в безбожную религию. Тогда человек рассматривает и воспринимает христианство через призму своего интеллекта, оценивает и определяет веру через свои земные знания и представления, и тем самым заменяет живого Бога мертвой моделью, как бы манекеном, созданным своим рассудком.

Болезнь нашего времени это постоянное смешение духовного с душевным, подмена превечного божественного света мерцающим интеллектуальным светом. Современный модернизм — пример того, как люди, теряя благодать, перестают понимать, что такое духовность и хотят восполнить духовный вакуум рассудочными представлениями, догадками, теориями, и душевными страстно-эмоциональными переживаниями.

Одно из значений паламизма — в четком разграничении трех видов света. Духовный свет, ограничивая душевный, обогащает человека, открывает ему новые необъятные гностические просторы, тогда, как мир считает, что в удалении от его суеты, в уединении, молитве и безмолвии происходит обеднение человеческой личности, угасание его талантов, способностей и возможностей. Мир не видит в аскетизме порывов к небу и преодоление грубой материальности, выхода в истинное, вечное бытие, а называет сосредоточение жизни на самом главном эгоцентризмом и аутизмом.

Для стяжания духовного света необходим подвиг, основанный на опыте подвижников, уже стяжавших этот свет. Для душевного света не нужна ни преемственность, ни традиция; те, кто хотят стяжать душевный свет, находятся в постоянном беге по замкнутому кругу, в исканиях, не имеющих конца, в погоне за сказочной синей птицей. Человек, достигнув того, что хотел, быстро привыкает и пресыщается тем, что уже имеет, и снова стремится к внешней новизне и переменам.

Духовный свет постоянен в своей величественной красоте, необозримости и необъятности, подобным небу. Он один и тот же — безначальный, как Божество, и всегда новый в своей бездонной глубине и безграничной высоте, которые открываются перед душой человека и в самой душе. В синаксаре святой Григорий Палама прославляется как великий проповедник светлейшего и высочайшего света, источник света и путеводитель к вечному, неугасимому божественному свету. В духовом свете сердце человека, как прозревший слепец, ясно различает истину и ложь, свое и чужое, то, что ведет к жизни и смерти. Афон, с его аскетическими традициями, — это непоколебимая скала на пути модернизму, реформации и всякой духовной лжи.

Есть еще четвертый вид света — метафизическая тьма, которая может являть себя миру как свет. Это — демонический свет ложного мистицизма, это общение с падшими духами и принятие их откровений, это порождение гордыни, которая делает человека демоноподобным. И здесь аскетическое предание и духовное руководство служат защитой от демонического обольщения. В этом — второе значение Афона для нашей современности, когда нарастает экспансия язычества и оккультизма в христианские регионы.

Богословие Афона — это богословие света, мистика света, это отблеск того эсхатологического пламени, которое должно очистить и преобразить мир.

Архимандрит Рафаил (Карелин),
март 2012 г.

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Десять чудес прп. Кукши Одесского и Афонского
Преподобный Кукша (Величко) Одесский за свои аскетические подвиги, непрестанную молитву и исповедничество был прославлен от Бога многими чудесами. Поскольку подвижник принимал постриг и 17 лет подвиза
"Главное — это наше произволение, наше желание" Старец Симеон Филофейский
Вы должны подражать своим святым. У вас были великие святые, и вы должны подражать им, брать с них пример. Соблюдать то, чему они учили. Современный мир, к сожалению, дает нам другие, плохие примеры.
Как достигается истинная цель монашества. Митрополит Лимасольский Афанасий
Предлагаем читателям портала «Русский Афон» доклад митрополита Лимасольского Афанасия на Международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи» (Республика Кипр, г. Никосия. 1
Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение
27 ноября Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, выдающегося афонского подвижника, теоретика православного исихазма и видного православного лидера. Предлагаем нашим читателям
О монашестве (из писем с Афона). Архимандрит Софроний (Сахаров)
Различны призвания, различны и пути. Вот одна из возможностей: неудовлетворенность данной действительностью и искание иной жизни, подлинной, вечной.
Пять чудес прп. Арсения Каппадокийского. День памяти - 10 ноября
Преподобный Арсений Каппадокийский – духовник преподобного Паисия Святогорца. Великий чудотворец, святой Арсений своей молитвой исцелял больных, помогал страждущим, охранял от разграбления турками сел
Чудесные явления Пресвятой Богородицы на праздник Покрова в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне
На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре воспоминаются чудесные явления Божией Матери в Свято-Покровском соборе обители. Как известно, этот собор свя
Преп. Сергий Радонежский и его роль в возрождении святогорских традиций русского монашества
Монгольское иго не только уничтожило древнерусскую государственность, но и нанесло непоправимый духовный урон Киевской Руси. Огнем и мечем испепелило Батыево нашествие землю Русскую, усугубив политиче
Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме
Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается и доныне. Святая реликвия источает сладостное благоухание, и от нее
Чудо явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре
Чудо явления Пресвятой Богородицы у Святых Врат Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря (21 августа / 3 сентября 1903 г.) во время раздачи милостыни является действием промышления Матери Божи
Последние обновления
Архив сайта
<<<Декабрь 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
8910111213
15161718192021
22232425262728
293031    
Видеогалерея

 

 

на верх