afonit.info

Русь и Афон. Наследие святой горы

Православный портал о монашеском наследии Афона

«На реках Вавилонских» (о богослужебном употреблении Псалма 136 в воскресенья, предшествующие Великому Посту)

ПсаломВо второе подготовительное к великому посту воскресенье, именуемое неделей о блудном сыне, вводится в употребление пение 136 псалма, которое будет продолжаться и в последующие два воскресных дня.

 

 

Псалом Давиду Иеремием, 136.

1. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.
2. На вербиих посреде eго обесихом органы наша.
3. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских.
4. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?
5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.
6. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.
7. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований eго.
8. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам.
9. Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

 

Для правильного понимания значения этого песнопения, необходимо вспомнить из истории ветхозаветной церкви, что послужило поводом к его написанию. В 598 году по попущению Божию Вавилоняне вторглись в Иудею, до основания разрушили Святой град Иерусалим, разграбили и уничтожили священное для каждого иудея место – храм Истинного Бога. Плененные иудеи были отведены в Вавилон. Единственный народ, имевший ведение об Истинном Боге, потерял не только Отечество, но и религию, а значит и смысл к существованию. Единственное, что у него осталось – это вера и память об утраченном духовном богатстве. Глубокое раскаяние в небрежении к заповедям Божиим, к хранению вверенного иудеям завета, сохранило народ от смешения в котле Вавилонской глобализации. По глубине драматизма это событие сродни изгнанию прародителей из Рая. Псалом изображает тоску по родине, печаль и боль по богослужению в храме, по песням церковным, слышания которых теперь лишены иудеи. "Реки Вавилонские", которые упоминаются в псалме – это Тигр и Ефрат, между которыми был расположен Вавилон. В духовном понимании они означают потоки страстей, в которых заключена в плен падшая человеческая душа. Сам же Вавилон является символом греха, тягчайшего и глубочайшего падения.

В Новозаветной, Церковной практике 136 псалом толкуется применительно к состоянию христианской души, печалующей о своих грехах. Он символизирует бедственное состояние порабощенной страстями души, сожаление о погубленном бесстрастии, бездерзновенность низринутого в тление ума, печаль, близкую к тонкому отчаянию. Но одновременно он выражает и теплое упование на Бога, сильного воззвать душу от падения и подать помощь в борьбе со страстями, чтобы воздать воздаяние (то есть праведно отмщение) дщери Вавилонской, являющейся образом мира сего, как совокупности страстей. Достойное ему воздаяние – это сокрушение "младенцев", то есть страстных прилогов (искушающих помыслов) о камень. Камнем же является Христос, действующий благодатью в призываемом Его имени.

Вавилоняне требовали от иудеев исполнения священных песен не для того, чтобы научиться почитанию истинного Бога, но для того, чтобы посмеяться над плененными. Чтобы не предавать имени Божия поношению язычников, иудеи отказались от пения в языческой среде. В духовном понимании под "пленшими" понимаются греховные страсти, руководимые духами злобы, которые насмехаются и терзают плененные ими души напоминанием о погубленном дерзновении к Богу. Под "органами" понимаются чистые помыслы и чистое сердце, приносящее Богу чистую жертву хвалы. "Како воспоим песнь Господню на земли чуждей!" – то есть, как восхвалим и прославим Господа в падшем состоянии, в нечистоте духа, с одебелевшими помышлениями и оскверненным страстями сердцем. Поистине – это невозможное дело.

Однако душа не может забыть утраченного блаженства, дерзновенного предстояния Богу в чистой молитве. Только в Боге истинное веселие и радование. "Прильпни язык мой гортани моему", то есть, да прилепится мой язык и не воспоет никогда, если не найду я утраченного блага, если не вернусь в "Иерусалим", под которым понимается благодатное сопребывание с Богом. "Сыны Едомские" – это те же страсти и нечистые духи, возбуждающие страсти. "День Иерусалимль" означает постигшие душу искушения, штурм страстей, которые задумали разрушить наш внутренний мир. "Истощайте, истощайте до оснований его!!!" – глубочайший по эмоциональной нагрузке образ, изображающий неистовство страстей и бесов, уже одолевших оборону, одержавших победу и бесчинствующих в бедной падшей душе. "Дщи Вавилоня" – образ, получивших широкое употребление в новозаветной традиции, изображающей, как уже говорилось, падший мир и совокупность всех страстей. "Воздаяние" – это духовная победа над игом греховным. Победу мы сможем одержать только тогда, когда будет сокрушать борющие нас страсти в самом их начале, когда они еще слабы, как младенцы. Страстные прилоги, этих младенцев Вавилонских, подобает сокрушать о камень – то есть имя Христово, призываемое в молитве Иисусовой.

Только в таком понимании раскрывается истинный глубочайший смысл этого умилительного псалма. Пение его совершается только три раза в году, в воскресенья, предшествующие Великому Посту. С началом Поста пение его прекращается. Назначение 136 псалма подготовительно, поскольку в нем нет еще деятельного покаяния, но изображается состояние, подготавливающие к нему. Вступление в Великий и Святой Пост, или, как говорится в Триоде, в "пучину постную" – это и есть то действие, к которому готовит нас 136 псалом: деятельное покаяние, обращение к Богу, возвращение к Небесному Отечеству, начало пути к восстановлению в первом облагодатствованном состоянии, которое дарует Отец Небесный при искреннем покаянии. С выходом на это поприще употребление данного сетовального псалма становится уже неуместным. Псалом согласуется с притчей о блудном сыне, читаемой в это же воскресенье на Литургии, а так же – с воспоминанием Адамаво изгнания, которое будет воспоминаться в одно из следующих воскресений.

Тот, кто понимает смысл этого псалма – никогда не впадет в отчаяние.

Подготовлено иноками Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне на основе монастырской Толковой Псалтири 

Псалом Давиду Иеремием, 136.

1. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.
2. На вербиих посреде eго обесихом органы наша.
3. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских.
4. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?
5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.
6. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.
7. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований eго.
8. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам.
9. Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

 

 

 

 

Афонский православный портал «АФОНИТ» нуждается в поддержке и помощи >>>

Заказать паломничество на Святую Гору Афон можно здесь >>>

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «AFONIT.INFO» (www.afonit.info)

Смотри также:
Чудо явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре
Чудо явления Пресвятой Богородицы у Святых Врат Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря (21 августа / 3 сентября 1903 г.) во время раздачи милостыни является действием промышления Матери Божи
Афонские святые и старцы о чудесной помощи Богородицы. 5 историй
28 августа Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы. На Святой горе, Уделе Божией Матери, этот праздник чтится особо. В этот день на Афоне отмечаются Панигиры (престольные праздники) в древнерус
Что завещал преподобный Афанасий Афонский?
Предсмертный завет, или духовное завещание, писанное преподобным Афанасием Афонским собственноручно в 969 году, в наставление собранному им духовному стаду.
Афон в XVI веке. Турецкая вакуфная реформа и её последствия для святогорских монастырей
Как мы уже писали, власти Османской империи сравнительно терпимо относились к «монашеской республике» на Святой Горе, не препятствуя инокам свободно исповедовать свою религию. Как правило, дело ограни
Раздражительный человек сам несет большое страдание: Афонские старцы о том, как преодолевать раздражительность
Все хотят иметь душевный мир, но как этого достичь? Предлагаем вашему вниманию пять поучений афонских старцев о том, как преодолевать раздражительность.
Христос рядом с нами. Постоянно, но незримо. Архимандрит Мелетий Вадраханис
Христос вознесся на небеса. Человеческую природу, которую Он неразделимо, неизменно и неделимо соединил с Божественной, согласно учению Четвертого Вселенского Собора, Он ставит выше Херувимов, Сер
"Видишь своего брата – видишь Самого Господа!" Пять наставлений старицы Макрины (Вассопулу)
4 июня – день памяти духовного чада старца Иосифа Исихаста († 1959) и старца Ефрема Филофейского (Аризонского) (Мораитиса) - старицы Макрины (в миру Марии Вассопулу, 1921-1995), игумении монастыря Пан
Будем дарить ближнему нашу улыбку, нашу любовь. Наставления игумении Феосемни
Духовная дочь святого Порфирия Кавсокаливита игумения Феосемни (в миру Анастасия-Аристея Димца) родилась в г. Лариса в Фессалии в 1938 году. Окончила Медицинскую (фельдшерскую) академию Красного Крест
Чудеса афонского схимонаха прп. Илии (Ганжи)
Схимонах Илия (Ганжа), удивительный подвижник, вернувшийся с Афона почти столетним старцем в родной город Макеевку. Утешитель и прозорливец – многие называли его «наш Илья-пророк». В пятнадцатилетнем
Десять фактов из жизни афонских святых Иоанна, Евфимия и Георгия I, Иверских. День памяти - 26 мая
Они вели ангельскую безмолвную жизнь и перевели на грузинский язык греческие церковные книги, что было крайне необходимо для просвещения народа.

Последние обновления
Архив сайта
<<<Февраль 2013>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
456789
11121314151617
18192021222324
25262728   
Видеогалерея

 

 

на верх