афонит.info

Русь и Афон. Наследие святой горы

Православный портал о монашеском наследии Афона

Обрезание Господне

Обрезание ГосподнеХристос призывает нас к обрезанию сердца, к духовному обновлению, возвещенному Им через пророков.

Через восемь дней после рождения Спасителя родители принесли Его для совершения обрезания (ср.: Лк 2, 21). Оно было заповедано Богом Аврааму. Тогда же Господь обещал заключить вечный завет с потомством Авраама: Сей есть завет Мой, который вы должны, соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя... Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола... (Быт 17,10-12). Господь по безмерному состраданию и безграничной любви к людям добровольно облекся в Им же созданную человеческую природу. Причем воспринял плоть в ее падшем и тленном состоянии, Сам при этом оставаясь абсолютно безгрешным.

Отсечение маленького кусочка кожи символизирует смертность грешных людей и свидетельствует о завете с Богом, чистым и безгрешным. Сам Бог и Податель Закона, показывая тем самым, что неясные символы Ветхого Завета находят в Нем свое объяснение. Несколько капель крови, пролитых Им в этот день, являются предварением крови, которую Он прольет на Кресте, чтобы омыть грехи мира и избавить нас от проклятия. Вот почему вместе с обрезанием Спасителя мы вспоминаем и все таинство нашего искупления.

Через обрезание Второго Адама был положен конец ветхозаветному телесному обрезанию, и через Его кровь получил начало Новый подлинный Завет, отмеченный обрезанием духовным. Христианское крещение является этим подлинным духовным обрезанием, знаком причастности к новому народу. Это происходит уже не через отсечение частицы мертвой кожи, а через избавление от самой смерти посредством приобщения к животворящим смерти и Воскресению Господа. По этой причине апостол Павел и другие апостолы усердно выступали против тех, кто принуждал язычников, принимающих христианство, совершать обрезание (ср.: Деян 15, 5-30; 1 Кор 7,18-19; Гал 2,6; 6,15). В Нем (во Христе), — говорит ап. Павел, — вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным... обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (Кол 2,11-12). Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал 5,6). Положив предел ветхозаветному установлению Своим собственным обрезанием, Христос призывает нас тем самым к обрезанию сердца, к духовному обновлению, возвещенному Им через пророков (ср.: Иер 4, 4; Рим 2, 25-29).

Точно так же, в виде пророчества, Бог повелел Аврааму совершать обрезание плоти по истечении первых семи дней жизни младенца, которые символизируют исполнение времен (ср.: Быт 1). Таким образом, на восьмой день совершился переход от тленного мира к жизни вечной. Это нам было открыто в Воскресении Господа в «восьмой» день недели, который есть также первый и единственный день жизни бесконечной и непреложной[1]. Будучи обрезан на восьмой день по рождении, Христос таким образом пророчествовал нам о Своем будущем Воскресении и нашем будущем избавлении от смерти.

Согласно обычаю, в этот день Иосиф дал ребенку имя, которое ему указал Ангел Божий, — Иисус, т. е. Спаситель (ср.: Мф 1, 21; Лк 1, 31). Через одно это имя уже открылось, с какой целью Он пришел на землю, почему вечный Бог и Творец всего стал человеком. В имени Иисус заключена вся тайна нашего Спасения. ... Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп 2,9-11).

Как свидетельствуют бесчисленные примеры из Священного Писания (ср.: ДеянЗ, 6; 4,7; 10,30; 10,43; 16,18; 19,13 и т. д.) и житий святых, призыванием имени Иисуса, произнесенного с верой, совершаются чудеса, разбегаются бесы и темные силы, словно опаляемые огнем Его Божества. Так исполняется обещание Христа: И если чего попросите... во имя Мое, то сделаю (Ин 14,13). Поэтому православные христиане, свидетели этого имени, дарующего жизнь (ср.: Ин 20,31), чувствуют себя обязанными делать все во имя Иисуса: И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол 3, 17). Если мы во всех обстоятельствах и при каждом нашем вздохе будем непрестанно повторять святую молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго», то Господь Сам будет обитать в наших помыслах, руководить нашими поступками, очистит наши страсти и, постепенно укоренившись в нашем сердце, воссияет в нас Божественным светом Своего Лица.

Итак, воспоминание Обрезания Господня на восьмой день после Его Рождества — это также праздник святого имени Иисуса и Иисусовой молитвы, через которую на нас нисходит благодать Духа Святого.

 


[1] По толкованию святых отцов, христианское воскресенье является одновременно и восьмым и первым днем седмицы: восьмым — как выход за пределы времени, первым — как вводящим в вечность, где нет ни чередования дня и ночи, ни сменяющих друг друга дней. Эти два символических толкования широко представлены в службе Антипасхи — Недели о Фоме. Этим же объясняется и тот факт, что гимнографический цикл о Воскресении Спасителя составлен в соответствии с восемью гласами византийской музыкальной традиции (в Октоихе).

 

Публикуется по книге: Макарий Симонопетрский, иеромон. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. Пер. с франц. Т.3. М.: Сретенский монастырь, 2011. С.7-10.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «АФОНИТ.INFO» (www.afonit.info)

Смотри также:
Десять чудес прп. Кукши Одесского и Афонского
Преподобный Кукша (Величко) Одесский за свои аскетические подвиги, непрестанную молитву и исповедничество был прославлен от Бога многими чудесами. Поскольку подвижник принимал постриг и 17 лет подвиза
"Главное — это наше произволение, наше желание" Старец Симеон Филофейский
Вы должны подражать своим святым. У вас были великие святые, и вы должны подражать им, брать с них пример. Соблюдать то, чему они учили. Современный мир, к сожалению, дает нам другие, плохие примеры.
Как достигается истинная цель монашества. Митрополит Лимасольский Афанасий
Предлагаем читателям портала «Русский Афон» доклад митрополита Лимасольского Афанасия на Международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи» (Республика Кипр, г. Никосия. 1
Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение
27 ноября Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, выдающегося афонского подвижника, теоретика православного исихазма и видного православного лидера. Предлагаем нашим читателям
О монашестве (из писем с Афона). Архимандрит Софроний (Сахаров)
Различны призвания, различны и пути. Вот одна из возможностей: неудовлетворенность данной действительностью и искание иной жизни, подлинной, вечной.
Пять чудес прп. Арсения Каппадокийского. День памяти - 10 ноября
Преподобный Арсений Каппадокийский – духовник преподобного Паисия Святогорца. Великий чудотворец, святой Арсений своей молитвой исцелял больных, помогал страждущим, охранял от разграбления турками сел
Чудесные явления Пресвятой Богородицы на праздник Покрова в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне
На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре воспоминаются чудесные явления Божией Матери в Свято-Покровском соборе обители. Как известно, этот собор свя
Преп. Сергий Радонежский и его роль в возрождении святогорских традиций русского монашества
Монгольское иго не только уничтожило древнерусскую государственность, но и нанесло непоправимый духовный урон Киевской Руси. Огнем и мечем испепелило Батыево нашествие землю Русскую, усугубив политиче
Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме
Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается и доныне. Святая реликвия источает сладостное благоухание, и от нее
Чудо явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре
Чудо явления Пресвятой Богородицы у Святых Врат Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря (21 августа / 3 сентября 1903 г.) во время раздачи милостыни является действием промышления Матери Божи
Последние обновления
Архив сайта
<< < Январь 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Видеогалерея

 

 

на верх