FeodorStuditОтцы, братия и чада мои! Желал бы я с любовию поучать вас и делами, как поучаю словом, чтобы обоюдно привлечь вас к добродетели и к Божественному житию; но так как я нищ и в том и в другом, то я скорблю и огорчаюсь, и недоумеваю, что мне делать. По истине, чада желает и жаждет смиренная душа моя, чтобы вы спаслись, чтобы ходили вы по пути истины, и всякий день преуспевали.

Ибо видя повиновение всех вас, отречение и удаление от мира, безвозвратное оставление близких к вам, отречение от всех ваших имений, умерщвление самой воли вашей, и что все вы составляете одно, у всех одно сердце, и живете все в единодушии: я опасаюсь; как бы вы вследствие окаянного моего жития не совратились, и не лишились уповаемых благ; ибо необходимо вам быт такими же, как и я; так как всякий ученик смотрит на своего наставника и обыкновенно бывает подобен ему, и старается ему подражать, и чрез него познает и постигает добрые дела и добродетели. Я же, страстный и помраченный, чего доброго могу показать вам, и к какой добродетели привести вас, или как наставить вас и возвести к этому небесному обетованию?

Впрочем я вижу, что вера наша полнее и тверже моей, исповедание веры вашей непоколебимо, и теплота любви даже до смерти. Поэтому я думаю, и даже уверен, что вы достигнете своего намерения. Посему каждый из вас, возлюбленные мои братия, пусть делает добро к назиданию себя и ближнего своего без преткновения и соблазна, каждый день являя себя пред Богом и братиями не спорливостию и губительною ропотливостию, не гордостию, противною Богу, и не рабским пристрастием, но послушанием, тихостию и миром, без тщеславия и честолюбия, без соблазна, и с чистою совестию ради самого добра, ради самой Божественной заповеди и нашего настоятельского наставления, и кратко сказать, ради вашего спасения, всякий день трудясь и понуждая себя к добру до тех пор, пока наступит время нашего возвращения, т. е., отшествия из настоящей жизни. А оно быстро приближается, чада, и почти настало. Убоимся же его, как уже наставшего, а не как ожидаемого; пусть оно удаляет и очищает нас от всякого зла, и всякого лукавства, т. е., чтобы жить вам с благоговением, безмолвием и благим вниманием; а к этому присоединит поучение в Божественных писаниях, чистую молитву и делание по силе. Пост есть также телесное орудие (добродетели), впрочем если соединен с святым смирением. Мы же еще не достигли (меры) подвигов отеческих, но нам и не полезно желать того, что выше естества; потому что, как говорят и Еллинские мудрецы, ненасытность желаний ест великий голод. А мы будем соблюдать то, о чем я прежде говорил, и, не уклоняясь от повиновения, будем охотно принимать все встречающееся с нами, будем соблюдать Божественные правила, какие у нас установлены. То есть, едим ли, пьем ли, однажды ли, или дважды едим, не только хлеб и овощи, но и вино и елей, иногда же рыбу и сыр с подобающим воздержанием, а не по желанию и решению нашей воли, (так как и это вменяется в грех), но как приняли вы от нас; также спим ли, отдыхаем ли, сидим ли, беседуем ли, сходимся ли, или празднуем: пусть все будет премудро и разумно; также садим ли, сеем ли, строим ли, возделываем ли поля, или другое что делаем по силе нашей и по потребности: то не лишимся величия оных Отцев наших, а может быть, и это ест одно из великих чудес и чудотворений, подобное тому, как если бы какой святой изгонял бесов, или исцелял слепых, очищал прокаженных, воскрешал мертвых, повелевал стихиями, передвигал горы с одного места на другое, иссушал море, источал воды в безводной земле, или иное что, сему подобное. Во имя Господа нашего Иисуса Христа совершается то, что люди из различных мест и страие, разных племен и возрастов собираются, составляют одно общество и собрание, соединяются и совокупляются в одно целое тело, для одного служения и действия, и становятся как бы одним телом, многодушным и многосердечным, единоразумным и единосердечным, не ради какого-либо худого дела, но ради одного Божественного намерения и поклонения Св. Троице. Сего (общества) не может разрушить не только простой человек, но ни начала, власти и сильные земли, ни сам начальник бесов; ибо вы знаете, что сказано было великому отцу нашему Пахомию об обители его[17]. Так велик наш чин, и почитается наравне с великими чудесами. Мы и сами будем ублажат нашу жизнь, если будем проводить ее со вниманием. Не изгоняются ли и здесь бесы? Как не изгоняться? И не только в некоторые дни, но и на всякий день и час изгоняются, опаляются, кричат, и крепко вопиют. Каждый из нас чудодействует, и изгоняет беса или блуда, или уныния, ярости, злопамятности, осуждения, роптания, и прочих страстей. Итак, если хотите, вы и чудотворцы. И Господь Бог принимает такой подвиг вашего жительства, как подвиг пустынников и столпников, которые сотворили много чудес и знамений; и нет в этом ни различия, ни перемены, ни тени разности[18].

Если же я лгу, так как я лукав, льстив и искусен на словах, но не лгут святые. Ибо если только я хвалю и превозношу общежитие, то пуст умолкну, и да не произносится хула; а если Сам Христос указал на общежитие двенадцатью своими учениками, а после Божественные Апостолы тремя и пятью тысячами (Деян.2:41,Деян.4:4, Деян.4:32), и не говорю о бывших после них: то как же и вам, чада не согласиться со мною и не исповедать того же самого? Итак, мы имеем искомое, ибо нашли истину, т. е., в чем сущность дела; и сообразно с этим будем проводит жизнь нашу, как по благодати Божией и проводите, исполняя все должное и исправляя себя (в чем следует), и прежде всех других я более всех неисправный. Христос Богда укрепит вас страхом Своим, и да возведет вас к совершенству; ибо Он есть живот и сила наша, со Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник

 

 

Смотри также

Что завещал преподобный Афанасий Афонский?
Предсмертный завет, или духовное завещание, писанное преподобным Афанасием Афонским собственноручно в 969 году, в наставление собранному им духовному стаду. …
Афон в XVI веке. Турецкая вакуфная реформа и её последствия для святогорских монастырей
Как мы уже писали, власти Османской империи сравнительно терпимо относились к «монашеской республике» на Святой Горе, не препятствуя инокам свободно …
Раздражительный человек сам несет большое страдание: Афонские старцы о том, как преодолевать раздражительность
Все хотят иметь душевный мир, но как этого достичь? Предлагаем вашему вниманию пять поучений афонских старцев о том, как преодолевать …
Христос рядом с нами. Постоянно, но незримо. Архимандрит Мелетий Вадраханис
Христос вознесся на небеса. Человеческую природу, которую Он неразделимо, неизменно и неделимо соединил с Божественной, согласно учению Четвертого Вселенского Собора, …
Будем дарить ближнему нашу улыбку, нашу любовь. Наставления игумении Феосемни
Духовная дочь святого Порфирия Кавсокаливита игумения Феосемни (в миру Анастасия-Аристея Димца) родилась в г. Лариса в Фессалии в 1938 году. Окончила …
Чудеса афонского схимонаха прп. Илии (Ганжи)
Схимонах Илия (Ганжа), удивительный подвижник, вернувшийся с Афона почти столетним старцем в родной город Макеевку. Утешитель и прозорливец – многие …
Десять фактов из жизни афонских святых Иоанна, Евфимия и Георгия I, Иверских. День памяти - 26 мая
Они вели ангельскую безмолвную жизнь и перевели на грузинский язык греческие церковные книги, что было крайне необходимо для просвещения народа.
Пять чудес прп. Арсения Каппадокийского. День памяти - 10 ноября
Преподобный Арсений Каппадокийский – духовник преподобного Паисия Святогорца. Великий чудотворец, святой Арсений своей молитвой исцелял больных, помогал страждущим, охранял от …
Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме
Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается …
Преподобный Иустин (Попович): Пятидесятница
В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как Живо …