Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Проф. С. Дафис: Природа и творения рук человеческих на Святой Горе Афон

Труд афонских монаховСвятая Гора Афон не осталась незатронутой человеческой деятельностью, которую можно условно разделить на три категории: 1) строительные работы – постройка зданий, необходимых для жизни и богослужения, 2) земледелие для удовлетворения потребностей в продовольствии и 3) рубка леса, используемого как строительный материал и дрова.

1) Строительные работы

Замечателен выбор мест расположения монастырей, а также их подсобных помещений. Практически все монастыри, скиты, кельи (небольшие жилые дома), арсаны (пристани) лишь с незначительными исключениями построены в таких местах и таким образом, что находятся в полной гармонии с окружающей их природой.

Использованные при строительстве материалы: камни, древесина, плитки и кирпичи – достойным восхищения образом вписываются в природный ландшафт и его естественную структуру. Иными словами, в те времена, когда еще никто не знал ни о экологических последствиях, ни об охране окружающей среды и когда экология и ландшафтный дизайн были еще никому не ведомыми дисциплинами, монахи обладали чувством природной гармонии, чувством, рожденным самим укладом монашеской жизни и православной верой, необходимой составляющей которой является уважение к окружающей среде и к красоте природы. Дизайнеры и экологи могли бы многому научиться на Святой Горе: правильному выбору места постройки и строительных материалов, уважительному отношению к природному ландшафту и гармоничному включению в него новых построек.

2) Земледельческие угодья

Основным предназначением земледельческих угодий на Афоне было и остается удовлетворение потребностей монахов в еде в пределах их скудного монастырского рациона. Реже, и лишь в определенных кельях и скитах, продукция земледелия – например, производство фундука – становится источником получения дохода. Важнейшими сельскохозяйственными угодьями на всем протяжении вековой традиции являются:

Огороды: Расположены, как правило, у монастырских стен и в значительной степени удовлетворяют потребность монахов в свежих овощах. Огороды обычно устраиваются либо на ровных пространствах, окружающих монастыри и дома, либо на специально укрепленных террасах, гармонично сочетаясь как с окружающей природой, так и с монастырскими постройками.

Афонский скит Крумица

Оливковые рощи: Оливки и оливковое масло – это основной источник питания монахов. Поэтому оливы – самая распространенная сельскохозяйственная культура на Афоне. Возделываемые оливковые рощи, обычно небольшие по размерам, гармонично вписываются в природный ландшафт, неотъемлемой частью которого являются дикие оливы.

Виноградники: После огородничества и возделывания олив виноградарство было издавна одним из основных занятий монахов, ибо вино не только играет важную роль в православном богослужении, но и сопровождает монашеские трапезы в непостные дни. Сохранившиеся до наших дней виноградники находятся в совершенной гармонии с окружающей их дикой природой.

Сады: За исключением возделывания орешника, с которого в некоторых скитах и кельях собирали фундук, бывший одно время важным источником монастырского дохода, садоводство не распространено на Афоне. Плодовые деревья: яблони, груши, черешни, персиковые и абрикосовые деревья, и главным образом, орешники – растут по краям огородов и на небольших участках, а их плоды на протяжении веков обогащают трапезу монахов и паломников. Сады по самой своей природе не только не нарушают окружающий их пейзаж, но и, находясь близко от монастырей, скитов и келий, там, где естественная красота природы нередко бывает нарушена вмешательством человека, украшают местность своими цветами, разноцветными листьями и плодами.

Афон

3) Рубка и эксплуатация лесов

Афонский полуостров – это наиболее густо покрытая лесами территория во всей Греции. Процент территории, занятой лесами, составляет примерно 90%, тогда как по остальному полуострову Халкидики он едва достигает 40%, а в среднем по стране равен всего 25%.

С момента появления первых монашеских поселений на Святой Горе жизнь монахов была неразрывно связана с лесом и его плодами. Из леса монахи получали древесину, из которой строили и ремонтировали монастыри, скиты, кельи, пристани, кельи и прочие постройки, делали каркасы для виноградников и огородов, а также использовали ее как дрова для обогрева. Однако, поскольку монахи не располагали современным оборудованием для рубки леса и имели достаточно ограниченные возможности для сбора и перевозки древесины, лес эксплуатировался лишь для покрытия нужд самих монастырей, скитов, келий и только в тех районах, которые были от них в непосредственной близости. Именно по этой причине почти все леса вокруг монастырей, особенно вечнозеленые широколиственные, в большей или меньшей степени были уничтожены.

Однако виды растений, составляющие лесную экосистему Святой Горы, по самой своей природе способны быстро восстанавливаться и воспроизводиться, и поэтому «раны» и «проплешины», появлявшиеся после каждой вырубки, быстро затягивались, и пейзаж, а также структура лесных экосистем оставались практически нетронутыми. Даже после лесных пожаров эти приспособленные к пожарам экосистемы быстро оживают и возрождаются, благодаря высокой скорости размножения и способности к регенерации составляющих ее видов. С середины XIX века появляется новый тип отношений монахов с лесом: лес теперь стали вырубать не только для местных нужд, но и на продажу.

Спирос Дафис,
почетный профессор лесоводства Университета им. Аристотеля в Салониках

Источник: «Природная красота Святой Горы», календарь на 2003 г., издательство «Агиоретики Эстия»

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Пророческое значение Святой Горы Афон в современном мире
Доклад доктора богословия Ж.- К. Ларше на международной научной конференции «Русь — Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднова
Афонский старец Иоанн Вишенский. Жизнеописание «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца». День памяти — 29 июля
Афонский старец Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) был одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия
Преподобный Афанасий Афонский и традиции святогорского монашества
Преподобный Афанасий Афонский родился в бывшей столице Понтийского царства городе Трапезунде между 927-930 годами у богатых и знатных родителей. В крещении ребенок получил имя Авраамий. Отец его был р
Великий Пост на Святой Горе Афон. Рассказ «Искушение во время поста»
Однажды послушник одного из святогорских монастырей Стелиос сильно заскучал. Как раз шла третья седмица Великого поста – крестопоклонная. Постовые происки врага заставляли его часто звонить друзьям в
Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение
Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, выдающегося афонского подвижника, теоретика православного исихазма и видного православного лидера.
Святой Иоанн Кронштадтский и преподобный Силуан Афонский
2 января (20 декабря ст.ст.) Православная Церковь чтит память святого праведного Иоанна Кронштадтского Чудотвореца.
ГОЛОС СВЯТОГО АФОНА. Святогорский старец иеросхимонах Феодосий Карульский о старом и новом стиле
В день, когда христиане западной традиции, а также, под их влиянием, некоторые православные празднуют 12/25 декабря Рождество Христово по григорианскому календарю, введенном римским папой Григорием XI
Афонское наследие в творчестве и духовных исканиях Николая Гоголя
Гоголь — одна из самых аскетических фигур нашей литературы, единственная, исключительная в своем роде. Вся его жизнь, подобно жизни инока, была непрерывным подвигом и восхождением к высотам духа, но з
Митрополит Каллист (Уэр):  Святая Гора как пограничная территория между землей и небом
Почему среди многих горных вершин, важных для православных христиан, одна стоит особняком и называется Святой Горой? Предлагаем вниманию читателей лекцию Президента британского «Общества друзей Афона»
Святогорский след в судьбе монаха и Великого князя Литовского Войшелка (1223 — 1267)
Святогорское влияние в судьбе Великого князя Литовского Войшелка (1223 — 1267) изучено недостаточно. Из древнерусских и других летописей и хроник известно, что сын основателя объединенного литовского
Последние обновления
Архив сайта
<<<Октябрь 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
131415161819
20212223242526
2728293031  
Видеогалерея

 

 

на верх