Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Румынские старцы-святогорцы

Румынский скит Продром на АфонеРумынский скит Иоанна Предтечи (Честнаго Продромоса, или Продром) был построен в 1853 году в местечке Вигла, расположенном в часе езды от главного монастыря Великой Лавры. Начало XX века было для монастыря периодом бурного духовного роста. В это время здесь проявили себя большое количество монахов, которые преуспели в добродетели, духовном делании, каллиграфии, переплетном ремесле, живописи и искусстве пения. Всем известен на Святом Афоне талантливейший румынский монах-певчий Нектариос Влахос.

В библиотеке монастыря по сей день хранится двадцатитомная работа монаха Иринарха. Каждый том, тончайшей ручной работы, с бесчисленными миниатюрами, рисунками и святогорскими сюжетами, описывает исторические и прочие события из жизни афонских монастырей. Этот труд являет собой неоценимое сокровище еще и потому, что, благодаря ему, мы можем узнать историю и положение каждого монастыря с конца 19 века до наших дней.

Румынский скит Продром на Афоне

В томе о румынском ските мы нашли следующие синаксарные жития румынских отцов- святогорцев, которые мы и предлагаем вашему вниманию.

1. Монах отец Леонтий Продромитский.

Афонский старец Леонтий Продромитский

Блаженный старец Леонтий Феодореску, священник и благочинный монах, был родом из коммуны Негрешть округа Нямц. Отца его звали Федор, в то время как мать его приняла монашеский постриг с именем Гликерия. В 1838 году он отправился в молдавский монастырь Хораица, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Игуменом монастыря был тогда знаменитый отец Иринарх Росуц. Он стал монахом и принял имя Иринарх и сразу же был рукоположен в сан священника. В 1852 году он подался на Святой Афон и поселился в только что богопоставленном монастыре Иоанна Крестителя. Там он стал благочинным монахом, приняв имя Леонтий. Игуменом монастыря в то время был основатель монастыря иеромонах Нифон. Он предвидел свою кончину, говоря всем, что преставится во Господе перед Пасхой 1901 года. Он скончался в возрасте 85 лет, из которых 49 прожил на Афоне. В течение девяти лет он служил священником в храме Богородицы в Гефсиманском саду в Палестине (1882-1891).

Он обладал кротким, благочестивым и простым характером. Он никогда не гневался, что бы ему ни сделали. Никогда не возмущался, когда видел или слышал что-то неприятное. Помогал другим в исполнении их послушаний. Он обладал глубочайшим спокойствием и избегал искушений. Это был один из самых праведных и просветленных монахов монастыря.

Однажды я спросил его: "Честный отче, как возможно такое, чтобы вы никогда не сердились и не гневались по поводу чего-то непристойного?"

К сожалению, он ничего не ответил, и это глубоко опечалило меня.

Его любили не только монахи, но и епископы, к которым он питал огромное уважение и почтение.

Когда ему исполнилось 78 лет (т.е. в 1894 году), его лицо румянилось, как роза, и было белым, как льняная ткань. Он обладал сильным и мелодичным голосом, великолепно исполнял церковные псалмы. Еще глубокой ночью отправлялся он на Утреню, а уходил из церкви последним. Каждую ночь ходил и стучал в двери монашеских келий, чтобы отцы просыпались вовремя на службу.

Каждый вечер, облаченный в свой неизменный хитон и с зажженной свечой, он ходил на кладбище обители и читал поминальную службу по усопшим братьям. Отцы рассказывали мне, что отец Леонтий "зачитывал" многих благочинных старцев, которые после пострига уходили на покой в их "вечные", небесные монастыри...

Он любил тишину, но не ради нее самой, ибо мудрая пословица гласит: "Некоторые глаголют весь день и не ошибаются, в то время как другие говорят и грешат". Таким образом, мы понимаем, что слова и молчание как таковые не имеют никакой ценности, истинные ценности – это сердце и разум человека, и то, насколько следует он Божьим заповедям и управляет своими страстями.

Румынский скит Продром на Афоне

2. Монах Исаия Продромитский

Благочинный монах Исаия Драгицеску родился в коммуне Aниноаса румынского уезда Мускел в Великий четверг в 1807 году. При крещении принял имя Иоанн. Сначала он жил как монах в монастыре Хораица, а в 1845 году отбыл на Святой Афон, где стал жить в келье "Непорочного Зачатия " Святой Анны. В 1857 перешел в румынский скит Честнаго Продромоса и оставался там вплоть до самой своей кончины, 23 сентября 1902 года. Он скончался в возрасте 95 лет, из которых 57 прожил на Святой Горе.

Отец Исаия был мудрым учителем и духовным наставником, хотя учился не в мирских школах, а в университетах Пустыни. Своими душеполезными рассказами, благодаря приветливому и возвышенному нраву, он поддерживал многих людей, особенно молодых, давал советы, главным образом, молодым монахам и смягчал даже самые ожесточенные сердца. За время, прожитое им в ските, данным ему даром слова он отвратил от греха многих мирских христиан, а другим помог посвятить себя монашеской жизни.

Румынский скит Продром на Афоне

Он провел свою жизнь в бедности, трудясь в полной мере на благо добродетели. До глубокой старости сохранил он боевой дух и избегал лишних трат, как духовных, так и материальных.

Вместе с ним монашеской жизни посвятил себя и брат его во плоти Маринос, который получил постриг монаха под именем Маркос и скончался через 15 дней после смерти своего брата.

Монах Исаия как-то рассказал нам, опираясь на сказания старых монахов, о том, как нашли воду в саду нашей обители. На том месте, еще до создания обители, существовала келья "Усекновение главы Крестителя", в которой аскетствовали румынские монахи. В 1720 году один монах после долгих молитв и прошений о нахождении воды удостоился посещения Трех Святителей, которые сказали ему следующее: "Копай рядом с оливковым садом и найдешь воду!" И действительно, вода была найдена на глубине 4 метров и бьет ключом в этом месте и по сей день. В память и благодарность Трем Святителям, отцы-агиографы написали икону святых с указанием местонахождения воды. Эта икона хранится сегодня в часовне Усекновения главы Иоанна Крестителя. На той же иконе изображены сюжеты других чудес, которые происходили в румынском скиту.

Румынский скит Продром на Афоне

3. Монах-отшельник отец Саввас Бaнко.

Отец Саввас родился в румынском городе Александрия 29 августа 1837 года. При крещении получил имя Стефан. Его родители, Христос и Нонна, были болгарами по происхождению и проживали в болгарском городе Тырново. Еще во время войны Турции с порабощенной Грецией они в целях безопасности отправились в Румынию.

В румынский скит Стефан пришел в 1859 году в возрасте 22 лет. В Великую схиму облачился в 1863 году, а в 1867 году обратился к исихастскому образу жизни, который соблюдал до конца своих дней. Он почил во Господе 20 сентября 1902 года. Отец Саввас славился своим гостеприимством и смирением. Келья, в которой он боролся со страстями с предельным самоотречением и терпением, находилась рядом со святой водой святого Афанасия Афонского и носила название "Турлоти". "Когда братья посещали его в келье, он полностью посвящал себя им, откладывая все свои занятия на потом. После их ухода он постился в течение двух дней, исполнял те обязанности и произносил те молитвы, которые не удалось исполнить и произнести из-за посещения паломников".

Румынский скит Продром на Афоне

Однажды, желая вызвать его на разговор, я подошел к нему, когда он сидел под виноградной лозой, и сказал:

– Преподобный отец Савва, в церкви иногда ко мне нисходит благодать Божия, но когда я молюсь в моей келье, ум мой рассеивается.

– Поверь мне, отец Иринарх, – сказал он мне, – много раз мой разум наполняется мыслями о смерти, а глаза – слезами. Так очищается разум мой и сердце мое от злых помыслов и чувств, и я могу молиться не отвлекаясь.

Тогда я понял, что он одарен Божественной благодатью. Он был известен не только на Святом Афоне и в Греции, но и за их пределами, ведь слава о его любви и гостеприимстве распространялась различными паломниками.

Я никогда не видел его хмурым, он отличался весельем и скромностью. Его речь была милой и притягательной, как магнит. Он носил простую одежду и всегда имел при себе четки для молитвы.

Он много славил Пресвятую Богородицу и часто читал Ее Акафист, а также молитву святителя Иоанна Златоуста: "Верую, Господь, и в слух всех свидетельствую, что Ты поистине Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых первый (самый большой) я".

Источник: Благочестивые образы Румынского православного монашества. Старец Петрониос Продромитский, Румынский скит Иоанна Предтечи Святой Горы Афон. Издательство «Православный улей». С. 89-95.

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Пророческое значение Святой Горы Афон в современном мире
Доклад доктора богословия Ж.- К. Ларше на международной научной конференции «Русь — Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднова
Афонский старец Иоанн Вишенский. Жизнеописание «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца». День памяти — 29 июля
Афонский старец Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) был одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия
Преподобный Афанасий Афонский и традиции святогорского монашества
Преподобный Афанасий Афонский родился в бывшей столице Понтийского царства городе Трапезунде между 927-930 годами у богатых и знатных родителей. В крещении ребенок получил имя Авраамий. Отец его был р
Великий Пост на Святой Горе Афон. Рассказ «Искушение во время поста»
Однажды послушник одного из святогорских монастырей Стелиос сильно заскучал. Как раз шла третья седмица Великого поста – крестопоклонная. Постовые происки врага заставляли его часто звонить друзьям в
Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение
Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, выдающегося афонского подвижника, теоретика православного исихазма и видного православного лидера.
Святой Иоанн Кронштадтский и преподобный Силуан Афонский
2 января (20 декабря ст.ст.) Православная Церковь чтит память святого праведного Иоанна Кронштадтского Чудотвореца.
ГОЛОС СВЯТОГО АФОНА. Святогорский старец иеросхимонах Феодосий Карульский о старом и новом стиле
В день, когда христиане западной традиции, а также, под их влиянием, некоторые православные празднуют 12/25 декабря Рождество Христово по григорианскому календарю, введенном римским папой Григорием XI
Афонское наследие в творчестве и духовных исканиях Николая Гоголя
Гоголь — одна из самых аскетических фигур нашей литературы, единственная, исключительная в своем роде. Вся его жизнь, подобно жизни инока, была непрерывным подвигом и восхождением к высотам духа, но з
Митрополит Каллист (Уэр):  Святая Гора как пограничная территория между землей и небом
Почему среди многих горных вершин, важных для православных христиан, одна стоит особняком и называется Святой Горой? Предлагаем вниманию читателей лекцию Президента британского «Общества друзей Афона»
Святогорский след в судьбе монаха и Великого князя Литовского Войшелка (1223 — 1267)
Святогорское влияние в судьбе Великого князя Литовского Войшелка (1223 — 1267) изучено недостаточно. Из древнерусских и других летописей и хроник известно, что сын основателя объединенного литовского
Последние обновления
Архив сайта
<<<Декабрь 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
151617181920
22232425262728
293031    
Видеогалерея

 

 

на верх