Окончательное подчинение Афона османским завоевателям произошло в 1424 году. С падением Византийской империи в истории Святой Горы произошли большие перемены.
Прежде независимый Афон не только сделался данником султанов, но и вынужден был платить различные выплаты чиновникам разного уровня из Константинополя, Салоник и Иерисоса. При султане Селиме II (1566—1574) святогорские обители были лишены всех своих владений вне Святой Горы и вынуждены были собирать астрономическую сумму для их выкупа. В 1595 году в Карее водворился особый чиновник от османского правительства, следивший за сбором податей и выполнявший полицейские функции. Многие монастыри угодили в долговую яму, другие стали очень быстро беднеть. От окончательного исчезновения их спасла только помощь благотворителей из Греции, Сербии, Болгарии, Грузии, России и особенно Молдавии и Валахии.
Несмотря на мусульманское владычество на Востоке, Святая Гора осталась хранительницей церковного предания и высшей школой христианского подвижничества. В этот период монастыри щедро благотворили бедным и неимущим, помогали приходам и становились центрами не только духовной, но и общественной жизни. Святогорские обители помогали сохранить народное единство и превратились в духовные центры, давшие порабощённым балканским народам образованных учителей, священнослужителей, патриархов и богословов.
Ключевую роль в сохранении православия в балканском регионе сыграл афонский монах равноапостольный Косма Этолийский. Он посетил с проповедями практически всю территорию Константинопольского патриархата, остановил набравшую ход исламизацию, способствовал распространению исихастской традиции. О размахе его деятельность говорит хотя бы то обстоятельство, что он раздал своим слушателям более трёх сотен тысяч чёток, объяснив, как следует творить Иисусову молитву. Святой Косма также открыл на Балканах более тысячи учебных заведений разного уровня, обеспечил их преподавательскими кадрами и финансированием.
Косма Этолийский был одним из участников возникшего на Афоне движения, давшего импульс духовному возрождению Балкан, а затем и всему православному миру. Среди его соратников следует выделить преподобных Никодима Святогорца, Паисия Величковского, Нифона Хиосского и Афанасия Паросского, святителя Макария Нотараса, сщмч. Патриарха Григория V, а также ряд других общественных и церковных деятелей, в том числе Евгения Вулгариса и Никифора Феотокиса, чья судьба была тесно связана с Россией.
Началом обновления стало движение коливадов (от «коливо» – поминальная кутья) – монахов, считавших необходимым не совершать заупокойные службы в воскресенье, день, посвящённый победе Христа над смертью. За частным и малозначимым, на первый взгляд, вопросом крылось искреннее отношение к религиозной жизни как истинной жизни во Христе. Коливады и их соратники старались воплотить православную исихастскую традицию в человеческую повседневность. Они занимались переводом святоотеческих творений на народный язык, изданием и толкованием этих сочинений, оживлением духовной жизни в широких народных массах. Их главной заслугой стало издание энциклопедии мистического опыта – «Добротолюбия».
Постепенно коливадское течение вышло за рамки Афона и стало движением за возращение к живой святоотеческой традиции, осознанное участие в церковных таинствах, частое причащение, аскетизм и умную молитву. Плоды этого духовного возрождения мы вкушаем до сих пор.
Споры о поминовении усопших и периодичности причащения захватили весь Афон. Многие подвижники были оклеветаны и ошибочно осуждены за свои взгляды. Некоторые из афонских монахов тогда вынуждены были покинуть Святую Гору. Большинство из них оказалось на многочисленных островах Эгейского моря, таким образом «филокалическое возрождение» вышло в мир и получило дальнейшее распространение. Традиционалистами были основаны монастыри, ставшие знаменитыми духовными центрами и сыгравшими ключевую роль в распространении афонского монашеского идеала. Современные учёные, говоря о роли, которую сыграли «коливадские монастыри» справедливо сравнивают их с Оптиной пустынью.
Смотри также