Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Святитель Григорий Палама о посте

GrigoriyPalamaСвятитель Григорий Палама (память которого отмечается Церковью во вторую Неделю Великого Поста) жил в период обмирщения и секуляризации Византийской империи (XIV в), во время зарождения и развития гуманизма. Это время, когда человек постепенно стал забывать о Боге и подменять Его собой. Заменив вечное временным, стойкость непостоянством, прямоту кривизной, человек утратил Истинное мерилоБога.

В это время восстал из среды Православия светоч Григорий Паламамонах Афонской горы, подвижник, не перестающий молится и постится за себя и весь мир. В посте и молитве монахи Афона видели непрестанное духовное самосовершенствование, обретение стойкости постоянства перед вызовами современного ему непостоянного мира. Его поучения о посте актуальны и в современное время, в мире колеблющемся. Пост и молитва являются маяком дающим человеку устойчивость и направление в движении к добруБогу.

 Два вола в одной упряжке

Поскольку человек состоит из души и тела, постольку и подвиг возрастания должно нести не только дух (душа), но и тело. Если дух молится, то тело постится. Душа приносит покаяние быстрее, чем тело; телу необходимо некоторое время. Тело и душа как два вола запряжены в одной упряжке (человеке).

Поэтому последствия покаяние души, без покаяния тела могут быть травматическими: бездействие одного из волов обязывает другого взять двойную ношу и бездействующего вола, ведь двое в упряжке. И так в бездействии одного скоро оба слягут. Так и душа и тело в человеке: возрастание обоих должно происходить вместе.
Через пост человек обуздывает свое тело и удерживает его восстание, через молитву же может обездействовать и усыпить предрасположения души, т. е. страсти и возбуждающие страсти помыслы.

Пост это всякого рода воздержание, предельная чистота чувств. В одной из бесед Григорий Палама пишет, что «Если же ты постишься в пище, глаза же имеешь совратителем к прелюбодеянию в тайниках твоей души, и к любопытству, и к злословию; слух же воспринимающим бесчинства, и блудные песни, и недобрые клеветнические нашептывания; и иные чувства, так же вредящие, то какая польза от поста? Конечно, никакой!». Невоздержание в чувствах не принесет пользы человеку, даже если он воздерживается от вкушения определенного вида пищи.

Идти против ветра

Пост есть воздержание от зла. Но от зла воздерживаться легче если творить те или иные добродетели, наподобие того как человеку легче преодолеть силу ветра если он будет идти против ветра, а не стоять пассивно принимая действие ветра.

Пост, не сопряженный с духовной аскезой, не угоден Богу. Такой пост, «более родствен злым ангелам, бесам», потому что и им свойствен пост. Но неядение бесов связано с гневом, ненавистью, высокомерием и противлением Богу. Поэтому, когда наш пост оторван от всей аскетической жизни, мы подвергаем себя опасности бесовского поста
О ценности поста Григорий Палама рассуждает на примере Адама, который если бы исполнил заповеданный ему Богом пост то «пребыл бы бессмертным, незнакомым с трудом и печалью на вечное время». Однако Адам этой заповеди и Божиему совету предпочел «начало злобного змия и приял вместо вечной жизни смерть, вместо удела чистого радования — многоболезненное и весьма соответствующее» его состоянию «обиталище греха; более того, он осуждается на ад» и господствующий там мрак. Нарушение заповеди о посте привело к грехопадению человека и всему, что за этим последовало.

 Жизнь нам дает Бог

Пользу поста можно увидеть и на основании противоположного — пресыщения и неумеренности. Нарушение поста приводит к психосоматическим проблемам в организме человека; наоборот, соблюдение успокаивающе, умиротворяюще воздействует на человека и общество. Так пресыщением погибла великая Вавилонская и Римские империи.

Многие избегают поста, считая, что он приводит к истощению. Григорий Палама утверждает обратное. «Именно пресыщение приводит к возникновению подагры, мигрени и иных болезней, а пост является матерью здоровья». Это утверждают и современные ученые. Если кто-то не может соблюдать совершенный пост, он должен принимать умеренно пищу и умеренно воздерживаться от пищи. Таким образом, можно избежать крайностей, которые могут привести к самомнению.

Воздерживаясь в посту от того или иного вида пищи мы переменяем свой образ мыслей. Думая, что живем благодаря тем или иным витаминам и калориям, тому или иному роду мяса забывая, что жизнь нам дает Бог. Как часто можно видеть упитанных людей слабых духом могущих вот-вот его испустить.
 

 Перед лицом Господним

Если мы существует благодаря Богу, то мы не должны совершать и свой пост напоказ. Бог видит наши намерения и для этого не нужна показная напыщенность. Григорий Палама говорит, что пост без сокрушения сердца и покаяния родственен злым ангелам. Мы знаем, что бесы постятся, они совершенно ничего не едят, но поскольку их пост сопряжен с гневом, ненавистью и высокомерием, он не приносит им никакой пользы.

Святитель строго предупреждает о том, что пост и молитва должны совершаться как бы перед лицом Господним. Мы должны знать, что «ни пост, ни псалмопение, ни молитва сами по себе не могут нас спасти, но спасает их совершение перед очами Божиими». Очи Господни, взирая, освящают нас.

Святой Григорий призывает: «Молю, не дадим здесь послабления постам и молитвам, слезами и всеми способами будем призывать Его до тех пор, пока Он не приблизится и не излечит нас». Постом, слезами и молитвами мы призываем Христа прийти и исцелить нас. Пост — это составная часть исцеления, предлагаемого Церковью, и мы должны рассматривать его именно так.

Завершая Великий Пост, посмотрим на качество нашего поста, что хорошего мы вынесли в этом посту для своего духа, души и тела. Постились ли наша душа и тело одновременно или был ли этот пост показным. Ведь все, что человек делает, делает для себя в первую очередь. Бог, видя это стремление сохранить свое тело и душу как сосуды Святого духа, восполнит собой человеческую немощь, чтобы устоять в непостоянном мире.

Андрей Ухтомский,

кандидат богословия

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Преп. Сергий Радонежский и его роль в возрождении святогорских традиций русского монашества
Монгольское иго не только уничтожило древнерусскую государственность, но и нанесло непоправимый духовный урон Киевской Руси. Огнем и мечем испепелило Батыево нашествие землю Русскую, усугубив политиче
Афонский старец Иоанн Вишенский. Жизнеописание «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца». День памяти — 29 июля
Ровно год назад, 28 июля 2016 года, Украинской Православной Церковью во время праздничной литургии в Киево-Печерской Лавре был торжественно причислен к лику святых преподобный старец Иоанн Вишенский С
Прп. Паисий Святогорец и его связи с русским монашеством на Афоне (+редкие фото)
12 июля Православная Церковь праздновала память выдающегося афонского подвижника нашего времени – прп. Паисия Святогорца (в миру Арсений Езнепидис, 1924 – 1994). В последнее время о старце написано мн
Афон и церковная архитектура Восточной Европы
Христианская Церковь не есть храм. Первоначально община, а не некая материальная святыня считалась местом пребывания Бога. Однако скоро было замечено, что церковная архитектура оказывает сильное возде
Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение
Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, выдающегося афонского подвижника, теоретика православного исихазма и видного православного лидера.
Старец Моисей Святогорец о Торжестве Православия
Неделя Православия это торжество истины, победа над ересями и заблуждениями, расколами и спорами. Две тысячи лет стоит Православие, бодрствует, пребывает в любви, истине, справедливости, святости. Оно
Митрополит Каллист (Уэр):  Святая Гора как пограничная территория между землей и небом
Почему среди многих горных вершин, важных для православных христиан, одна стоит особняком и называется Святой Горой? Предлагаем вниманию читателей лекцию Президента британского «Общества друзей Афона»
Святая Гора — священный мост между землей и Небом и между православными народами
Доклад К.И. Стрезы, профессора Университета г. Сибиу (Румыния) на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств,
Духовные связи Нежина и Святой Горы Афон в XVIII веке
Доклад на международной научной конференции «Русь — Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русск
Влияние Святой Горы Афон на духовную жизнь православных верующих в Польше
Доклад на международной научной конференции «Русь — Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русск
Последние обновления
Архив сайта
<<<Март 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     2
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Видеогалерея

 

 

на верх