Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афон и церковная архитектура Восточной Европы

АфонХристианская Церковь не есть храм. Первоначально община, а не некая материальная святыня считалась местом пребывания Бога. Однако скоро было замечено, что церковная архитектура оказывает сильное воздействие на восприятие богослужения. И со временем стало обычным рассматривать церковное здание как символ таинств, которые в нем происходили. В эпоху Юстиниана церковное здание соотносилось с космосом, а купол — с небесами. Святая София отождествлялась с Новым Храмом: согласно легенде об освящении храма, в 537 году Юстиниан воскликнул, что превзошел ветхозаветного Соломона (31, 44–45).

Византийцы не изобрели представления о церкви как о платоновском образе космоса, простирающегося от Божьего Престола на Херувимах к нижнему царству, где обитают люди. Но Святая София придала совершенно новое значение этой концепции. Внушающие благоговение громадные размеры храма и поразительное сияние света в нем заставляли видевших его восклицать с удивительным постоянством, что именно здесь в самом деле находится рай на земле, райское святилище, небесный свод, образ мира, Престол самой славы Божией. Именно его архитектура, а не украшения, создавала такое впечатление. Ни в одной литургической традиции ни одно здание не играло такой роли, как Святая София при Юстиниане.

В постюстиниановскую эру по социально-политическим и экономическим причинам происходит радикальное изменение места действия богослужения и масштаба церковных сооружений. На смену монументальной архитектуре пришли средне– и поздневизантийские церкви, часто просто миниатюрные по сравнению с прежними. «Многочисленные небольшие церкви, — пишет Р.Ф.Тафт, — после иконоборческого периода "свернулись внутрь": без атриума или монументальных входов; с алтарем, отступившим в новое трехапсидное закрытое святилище... недостаточное, чтобы быть полностью покрытым фресками... без хоров и монументальных амвона, солеи и приподнятого синтрона... без сосудохранилища, ибо дары теперь готовились в новом приделе или боковой апсиде, в северо-восточной части здания» (31, 79). С уменьшением размеров церкви литургическая жизнь становилась более компактной и более «частной». Великолепие городских обрядовых шествий и ритуалов, рассчитанных на литургическое пространство, отныне уступило место монастырскому богослужению, носившему «затворнический», домашний характер.

Со средневизантийского периода до наших дней крестово-купольный храм является, как известно, ведущим типом церковного здания. Основными вариантами в крестово-купольном храмостроительстве считаются: храм с куполом на четырех опорах, или «вписанный крест»; на восьми опорах, или кафоликон (греческий вариант); и на трех опорах, или триконх (афонский вариант).

Для афонского варианта характерно наличие трех (вместе с основной алтарной) апсид, расположенных под углом в 90 градусов друг к другу (боковые, меньшие апсиды жертвенника и диаконника в этом счете не участвуют). С функциональной точки зрения расположенные перпендикулярно апсиды — это клиросы или «певницы», как их называют сербы. Можно почувствовать, насколько эти элементы архитектуры обусловлены их назначением и создают дополнительные акустические преимущества такого храма. То же следует сказать еще об одной особенности афонских церквей — о наличии развитых притворов, как правило, последовательно двух, причем внутренний именуется «литией» и связан с совершением небольших частей богослужений: литий, повечерий, отдельных канонов. Пространство алтаря организовано так же, как и во всех православных храмах. Характерной чертой афонских храмов стала также четкая функциональная обусловленность его форм. Свидетельство ее успешности — постоянство применения: единственная базилика на Афоне — соборный храм Протата в Карее.

При небольшом распространении формы триконх в остальных частях Греции, она явно присутствует в православных Балканских странах: меньше в Болгарии, активно — в Моравской архитектурной школе средневековой Сербии (монастыри Раваница, Ресава, Каленич, церковь Лазарица в Крушевце) и в поздних сербских постройках. На древнерусском зодчестве влияние афонской архитектуры сказалось минимально. С определенностью можно утверждать о наличии на Руси по крайней мере одного триконха — это Спасо-Преображенский храм в Новгороде-Северском.

В русскую архитектуру, как и в архитектуру других православных стран, афонский вариант крестово-купольного храма в обновленном виде пришел в XIX–XX веках. Характерное для указанного времени раскрытие национальных и, главное, традиционных православных основ в церковной и отчасти светской архитектуре привело к частому применению форм из византийского типологического арсенала, но в новой стилистике и с использованием новых материалов и технических приемов. Здесь следует отметить церковь Св. Димитрия Солунского в Петербурге по проекту Р.Кузьмина, Казанский храм Новодевичьего монастыря по проекту В.Косякова, Николаевский Морской собор в Кронштадте. Много таких храмов было построено также на юге России.

Все это касается и Балканских православных стран. В XX столетии появляются грандиозный триконх — собор Св. Александра Невского в Софии, а также более современный, но менее величественный собор Святителя Саввы Сербского в Белграде. Византийский стиль органично перетекает в сербско-византийский или неовизантийский. Последнее направление в церковном зодчестве не чуждо сегодня и Русской Православной Церкви: например, Сретенский храм на Муринском ручье в Петербурге выполнен именно в этом стиле (24, 370–371).

Таким образом, архитектурно-художественный опыт Афона, его уникальный ритм богослужебной жизни активно влияют и на архитектурные традиции Православных Церквей Восточной Европы, позволяя не только сохранить древние ценности храмостроения, но и создавать новые замечательные образцы церковного искусства.

Мешалкин В.В. Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Пророческое значение Святой Горы Афон в современном мире
Доклад доктора богословия Ж.- К. Ларше на международной научной конференции «Русь — Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднова
Афонский старец Иоанн Вишенский. Жизнеописание «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца». День памяти — 29 июля
Афонский старец Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) был одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия
Преподобный Афанасий Афонский и традиции святогорского монашества
Преподобный Афанасий Афонский родился в бывшей столице Понтийского царства городе Трапезунде между 927-930 годами у богатых и знатных родителей. В крещении ребенок получил имя Авраамий. Отец его был р
Великий Пост на Святой Горе Афон. Рассказ «Искушение во время поста»
Однажды послушник одного из святогорских монастырей Стелиос сильно заскучал. Как раз шла третья седмица Великого поста – крестопоклонная. Постовые происки врага заставляли его часто звонить друзьям в
Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение
Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы, выдающегося афонского подвижника, теоретика православного исихазма и видного православного лидера.
Святой Иоанн Кронштадтский и преподобный Силуан Афонский
2 января (20 декабря ст.ст.) Православная Церковь чтит память святого праведного Иоанна Кронштадтского Чудотвореца.
ГОЛОС СВЯТОГО АФОНА. Святогорский старец иеросхимонах Феодосий Карульский о старом и новом стиле
В день, когда христиане западной традиции, а также, под их влиянием, некоторые православные празднуют 12/25 декабря Рождество Христово по григорианскому календарю, введенном римским папой Григорием XI
Афонское наследие в творчестве и духовных исканиях Николая Гоголя
Гоголь — одна из самых аскетических фигур нашей литературы, единственная, исключительная в своем роде. Вся его жизнь, подобно жизни инока, была непрерывным подвигом и восхождением к высотам духа, но з
Митрополит Каллист (Уэр):  Святая Гора как пограничная территория между землей и небом
Почему среди многих горных вершин, важных для православных христиан, одна стоит особняком и называется Святой Горой? Предлагаем вниманию читателей лекцию Президента британского «Общества друзей Афона»
Святогорский след в судьбе монаха и Великого князя Литовского Войшелка (1223 — 1267)
Святогорское влияние в судьбе Великого князя Литовского Войшелка (1223 — 1267) изучено недостаточно. Из древнерусских и других летописей и хроник известно, что сын основателя объединенного литовского
Последние обновления
Архив сайта
<<<Октябрь 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
131415161718
20212223242526
2728293031  
Видеогалерея

 

 

на верх