Воскрешение праведного Лазаря. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Афон. ДионисиатПеред Страстной седмицей Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, которое Господь Иисус Христос сотворил на пути к Своим страданиям. Оно прообраз Воскресения Господня, напоминание об общем воскресении мертвых, а также образ духовного воскресения каждого христианина. Грехи убивают и разлагают нашу жизнь. Господь дает нам радость Воскресения, избавляя нас от греха, разложения и смерти.

Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений афонских отцов о духовном воскресении. 

 

1. Воскресение Лазаря – реального исторического лица – произошло в прошлом, однако, став аллегорией, происходит каждый день в душах человеческих. … Господь наш Иисус Христос, всегда пребывающий с нами, по Его собственным словам: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» – не спускает с нас глаз, бдительно следя за состоянием каждого и тайно говорит Небесным Силам и спасенным: «Лазарь, друг наш, уснул». Ибо каждый из нас – это мертвый Лазарь, друг Иисусов.

Старец Иосиф Ватопедский

 

2. Писание гласит,  что старшая сестра Лазаря Марфа, несмотря на всю веру свою во Христа, стеная от боли, что потеряла своего единственного и дражайшего брата, и забыв о силе воскресения, содержащейся в Нем, с упреком обратилась к Нему, сказав: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус же на это ответил ей: «Воскреснет брат твой». И вновь она не поняла смысл Его слов и настаивала: «Да, Господи, знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».   И тогда Иисус провозглашает: «Я есмь воскресение и жизнь». Таков Он – Иисус, пребывающий с нами как вечное и непрестанное Воскресение и чающий воскресения каждого из нас. Если же мы обратимся к Нему, чтобы выразить боль нашей смерти, да воззовет Он и к нам «Лазарь! иди вон». Но дабы случилось сие,  нужны нам и помощники, пекущиеся о нас, коими у Лазаря были две его сестры: Марфа и Мария. Согласно святым отцам, Марфа символизирует практическую деятельность, практику покаяния и телесные труды. Мария же символизирует теорию, обращение души внутрь себя, посредством чего каждая разумная душа общается с Богом.

Старец Иосиф Ватопедский

 

3. Всякое христианское «дело» непременно сопрягается с подвигом; любовь же, как высшее из всех дел, требует и наибольшего труда. Жизнь христианина, в своем внутреннем существе, есть следование за Христом: «Что тебе (до кого бы то ни было иного)? Ты иди за Мною» (ср.: Ин. 21, 22). В силу этого каждый верующий в той или иной мере повторит путь Господа, – но не своею силою возьмет он крест на рамена свои, чтобы идти в Гефсиманию и далее на Голгофу: «...ибо без Него не можем мы делать ничего» (ср.:Ин.15, 5). И кому было дано сие страшное благословение, те предвосхитили воскресение свое; удел других – вера в милосердие Божие.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

 

4. Познавший силу любви к врагам познал Господа Иисуса, распявшегося за врагов; предвосхитил таковой и воскресение свое, и Царство Христа Победителя.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

 

5. Иисус Христос призывает нас, чтобы мы, любящие Его, распяли себя. Потом произойдет воскресение души, духовное ликование. Сурова зима, мучителен мороз, но сладок рай. Возведите свои очи и узрите Горний Иерусалим, где счастье, радость и блаженство будут продолжаться во веки веков! О, какая радость, какое веселие – жить вечно с Богом! Да, чада мои, возлюбим друг друга, потому что там везде любовь и не имеющий любви туда не войдет.

Архимандрит Ефрем (Мораитис)

 

6. Поистине, чадо мое, велика борьба против страстей, но благодатью Божией все достигается, и с Его помощью невозможное становится возможным. … Все эти ненормальности, смятение, ненависть, отвращение, дикие движения страстей - все это от сатаны. И все это требует равного отвращения. С понуждением, с болью, со скорбью - с самого начала начал. ... необходимо терпение. Не унывай, не малодушествуй. Проявляй терпение, чтобы тебя покрыла благодать. … Каждый твой шаг к радости и мне придает радость. Твое собственное воскресение совоскрешает мою душу.

Старец Иосиф Исихаст

 

7. Если эгоизм умрет, то душа воскреснет.

Преподобный Паисий Святогорец

 

8. За воскресением души, которое есть возвращение ее к Богу чрез исполнение Божественных заповедей, воскресение тела после последует, когда оно опять соединится с душой; за воскресением же сим последует истинное бессмертие и совечнствование с Богом.

Святитель Григорий Палама

 

9. Почему вы так живете, почему вы умираете душой? Ведь если будете все время предстоять пред Богом, то и переход в другую жизнь не будет для вас тем ужасом, каким является для живущих в суете мирской и в нее погруженных, он явится для вас радостью: «Господь зовет и пойду, в Нем моя жизнь». Мы можем воскреснуть еще здесь на земле, прежде смерти телесной.

Святитель Григорий Палама

 

10. Для человека, умершего миру и духовно воскресшего, в отношении смерти совсем нет тревоги, страха или беспокойства, потому что он ждёт смерти с радостью. Это происходит, потому что он пойдёт ко Христу и будет радоваться рядом с Ним. Но и находясь в жизни сей он тоже радуется, потому что и в сей жизни он тоже живёт со Христом и чувствует часть райской радости, ещё живя на земле.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Смотри также

Человек может стяжать благодать одним благим своим помыслом
1 августа Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. «Цель христианской жизни – стяжание Святого Духа», - говорит преподобный Серафим. Предлагаем …
Цель в том, чтобы православно жить. Пять наставлений старца Паисия Святогорца
12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую …
Мы должны уважать свободу другого человека. Пять изречений старца Софрония (Сахарова) об общении с другими людьми
11 июля 1993 года отошел ко Господу известный афонский подвижник, ученик преподобного Силуана афонского, старец Софроний (Сахаров). Предлагаем вашему вниманию …
Пять наставлений святителя Феолипта Филадельфийского. День памяти - 8 июля
8 июля Церковь чтит память святителя Феолипта Филадельфийского, афонского аскета и богослова, учителя святителя Григория Паламы. Предлагаем вашему вниманию пять …
Три поучения афонского схимонаха Денасия (Юшкова). День памяти - 27 июня
Схимонах Денасий (Юшков, 1859–1928) в 1882 году в 23-летнем возрасте прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика …
Как использовать гнев. Десять советов афонских старцев
Неконтролируемый гнев - величайший враг духовной жизни. Господь изначально наделил человека этим свойством души для противления греху, но после грехопадения …
О материальной и духовной нищете. Пять слов преподобного Паисия Святогорца
Ежегодно, в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских), в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре чтят …
Как заменить печаль радостью. Иеросхимонах Агафодор (Буданов)
Тогда прояснится греховная тьма, облегчится сердце от тяжести греховной, воссияет свет и отрада на сердце и заменится печаль радостию. …
Десять изречений афонских святых о Кресте Господнем
27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше …
Рождество Богородицы: 10 изречений свт. Григория Паламы
21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) …