Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афонские старцы о Святом Духе

ПятидесятницаПраздник Пятидесятницы — день рождения Церкви. Святой Дух двадцать столетий назад сошел на апостолов в сионской горнице и с тех пор не покидает верующих во Святую Троицу. Как стать достойным пришествия Утешителя и Духа Истины рассказывают афонские старцы.

ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ

Я не просил у Господа Духа Святого: я не знал, что есть Дух Святой, как Он приходит в душу и что делает с душою; а теперь мне радостно писать об этом.

О Душе Святый, мил Ты душе. Описать Тебя невозможно, но душа знает Твое пришествие, и Ты даешь мир уму и сладость сердцу.

Господь сказал: «Научитесь от Меня кротости и смирению, и обрящете покой душам вашим». Это о Духе Святом говорит Господь: только в Духе Святом обретает душа совершенный покой.

Блаженны мы, православные христиане, потому что много нас любит Господь, и дарует нам благодать Святого Духа, и в Духе Святом дает нам видеть славу Свою. Но чтобы сохранить благодать, мы должны любить врагов и за все скорби благодарить Бога.

СТАРЕЦ ИОСИФ ИСИХАСТ

Когда благодать озарит светом божественного сияния Духа, весь человек приходит в восторг и, как божественный Давид, играет и пляшет умно пред Божиим образом, как тот пред «сенным ковчегом».

Когда ты видишь, что благодать действует, и твоя душа радуется, и непроизвольно капают слезы — из‑за милостей, которые тебе даровал Бог, — то, если ты на молитве, остановись. Если ты стоишь на ногах — не двигайся. Если сидишь — сиди. Если молишься — молись без младенческого помысла и прими дождь Духа, сколько его изольется на тебя.

Ибо если он застанет тебя во время работы и ты встанешь на молитву, то он прекратится. Он хочет, чтобы ты оставалась там, где он тебя нашел. Чтобы ты не была в ней мастерицей. Он хочет научить твой помысл никогда не верить себе, пока ты пребываешь в этой жизни.

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАСИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ

Большим злом является сухое богословие, когда мы богословствуем умом и представляем свой ум Духом Святым. Это называется мозгословием, которое порождает вавилонское столпотворение, в то время как в богословии существует множество языков (множество дарований), но все языки согласны между собой, потому что у них один хозяин — Дух Святой, сошедший в день Пятидесятницы, и эти языки — огненные.

Тот, кто пренебрегает божественным просвещением и отдает предпочтение уму, составляя красивые проповеди с помощью красивых слов, сродни арианам, которые верили, что Христос является творением Божиим.

Мы же, православные, веруем и исповедуем, что Слово Божие не создано, но рождено «от Отца прежде всех век», и воплотилось «от Духа Свята» и Девы Марии, и принесло спасение миру.

Слово ума не изменяет души, потому что является плотью. Но Слово Божие, которое рождается от Святого Духа, имеет божественную благодать и изменяет души.

Дух Святой не сходит с помощью техники, и потому богословие не имеет ничего общего с духом науки. Дух Святой нисходит Сам, когда видит в человеке для этого духовные предпосылки. Духовной предпосылкой является очищение человеком от ржавчины своих духовных проводов, для того чтобы стать хорошим электропроводником и принять духовный ток божественного просвещения. Так он становится духовным ученым, богословом.

ИГУМЕН РУССКОГО НА АФОНЕ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ СХИАРХИМАНДРИТ ИЕРЕМИЯ (АЛЕХИН)

Господь повелел апостолам пребывать в Иерусалиме до времени принятия Святого Духа. Это уединение символизирует уклонение от мира, и не только от внешнего, но и от внутреннего — то есть от совокупности страстей.

По мере того, как умолкают страсти в человеке, открывается в нем действие благодати Святого Духа. Об этом говорит псалом: «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог» (Пс. 45, 10).

Град Иерусалим — это ум человека, а сердце — престол, на который должен снизойти огонь Святого Духа. Христианин должен упраздниться от всех страстей, водвориться, уединиться во внутренней своей клети, и там ожидать Утешителя, Который принесет ему просвещение Истины, победу и свободу.

Только в благодати Духа Святого мы познаем своего Творца, встречаемся с Ним, собеседуем с Ним, как с Отцом Небесным, получаем истинную победу над страстями и истинную духовную свободу — свободу жить не по побуждению и насилию страстей, но по воле Божией. И в этом — счастье человека. 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
«Ибо Христос Воскресе!» Изречения афонских старцев о Пасхе Христовой
Воскресение Христово – величайшее Чудо и величайшее Событие в истории человечества. Поздравляя читателей с этим Праздником праздников и Торжеством из торжеств, редакция портала «Русский Афон» подготов
Афонский старец Ефрем Филофейский о том, что нужно сделать, чтобы ощутить пасхальное чудо
Афонский старец Ефрем (в миру — Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он навсегда переселился на Святую Гору, став послушником святого старца Иосифа Исихаста,
Как перенести искушения в праздники: Советы афонского старца Паисия
Православный мир готовится встретить Светлое Христово Воскресение. В предвкушении пасхального торжества, когда мы поглощены приятными хлопотами и приготовлениями, легко впасть в различные искушения, к
Десять  наставлений прп. Силуана Афонского о покаянии
Преподобный Силуан Афонский (1866 - 1938) – один из самых известных и почитаемых в мире современных святогорских старцев, подвизавшийся в Русском на Афоне Свято-Пантелеимонове монастыре. В своих духов
Учение преподобного Паисия Святогорца о Пресвятой Богородице
Чтобы говорить о Божией Матери, нужно Её знать, считал старец Паисий. Богородица явилась ему возле северо-восточного угла его каливы. Увидев Божию Матерь, старец смиренно произнес: «Пресвятая моя Бого
15 поучений прп. Силуана Афонского о благодати
Прп. Силуан Афонский часто говорил, что «без благодати человек – грешная земля, а с благодатью Божиею человек по уму подобен ангелу». Старец особое внимание уделял необходимости стяжания благодати в с
Семь афонских историй о борьбе с гордостью и тщеславием
Ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие, — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Эту и
Восемь афонских историй о христианском отношении к болезням
Старец Н. в течение двух лет пролежал в больнице Великой Лавры. На протяжении всего этого времени никто из отцов и братий не услышал от него ни одного «ох» или «ах». Только благодарение и славословие
Зачем христианам испытания и скорби: отвечают афонские подвижники
Невозможно прожить жизнь без трудностей и неприятных моментов, преодоление которых закаляет душу и созидает личность. Но для христианина любые скорби и испытания имеют более глубокое значение. «Кто хо
12 поучений прп. Паисия Святогорца о добрых и злых помыслах
Прп. Паисий Святогорец в своих поучениях много внимания уделял необходимости бороться внутри себя со злыми помыслами и пытаться постоянно пребывать в состоянии добрых помыслов. Старец часто любил повт
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх