Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афонский схимонах Иулиан (Троянский). Молись и трудись

IulianTroyanskiy 1Что может быть обыкновеннее этого правила, которое так часто произносится без всякого размышления. И что может быть священнее и возвышеннее, как это правило благочестия? На языке христианина оно имеет двоякое значение: во-первых, обыкновенное — молись и трудись, во-вторых, — молись, непрестанно трудясь, трудись, непрестанно молясь.

Наше тело имеет нужду в двояком питании: в воздухе и пище. Так и душа наша. Ее питание и поддержание жизни есть молитва. Поэтому и молитва есть двоякая: внутренняя, непрестанная, непрерывная, и наружная, обыкновенно так называемая, молитва. Первая есть необходимое непрерывное вдыхание воздуха для здравия души, вторая есть время от времени повторяемое ядение и питие.

Священное Писание подразумевает именно ту внутреннюю, непрерывную молитву, когда советует нам во всякое время непрестанно молиться и просить, Духом, все делать во имя Иисуса, славить Господа в сердцах наших, ходить пред Богом, перед лицом Господа. Давид помышлял о своем Господе, когда засыпал, и говорил о Нем, когда пробуждался. Это пребывание пред Богом есть самое приличное и правильное определение для внутренней, непрерывной молитвы, которая есть более состояние молитвы, чем исполнение молитвы, более непрестанное направление и устроение души, чем оканчиваемое и снова начинаемое моление. И это-то состояние молитвы есть истинная стихия, настоящая жизнь души. Вне этой стихии душа, по-видимому, жить не может, но она живет не иначе как окоченевшая; она лежит, по выражению Писания, в смерти.

С каждым облагодатствованным, который однажды достиг блаженного общения со своим Спасителем и соделался небесным существом, бывает также, как и с нежным младенцем, которому тогда только хорошо, когда он находится на глазах своей матери. Среди игр своих он непременно посматривает на мать. Он плачет, кричит, когда мать выходит. Она возвращается и утешает младенца. Младенец удовлетворен и продолжает играть. Так и облагодатствованный христианин. Среди земных занятий своих он неослабно взирает духом на Иисуса и все, что ни делает, делает пред Его очами. Так он трудится, непрестанно молясь, и молится, непрестанно трудясь. Так всякий труд его есть дело, соделанное во Господе. Всякое занятие его есть труд и венец наслаждения, напряжение и вместе отдохновение.

Однако и наружное питание и питие в определенные времена дня нужно для здоровья. Никакой христиан не должен оставлять наружной молитвы, в которой весь внешний и внутренний человек, оставив все земное, занимается Богом. Господь наш везде служит нам образцом. Он жил в непрестанном обращении с Отцом, Который никогда не оставлял Его одного. Но, несмотря на это, Христос часто ходил на гору молиться.

После дождя вновь сияет солнце. Как в царстве природы, так и в Царстве благодати. Как там, так и здесь попеременно бывают дождь и сухость, тучи и солнечное сияние. То и другое бывает для того, чтобы плод созрел. Туман и дождь как там, так и здесь есть благодеяние и благословение. Как в то время, когда он есть благодатный дождь от Господа, так и в то время, когда он есть наказание, которое хотя сперва кажется тяжким, но после производит мирный плод праведности.

В жизни облагодатствованного могут случиться дни, в которые душа не видит и не ощущает солнца, в которые она с воплем жалуется: «Ты закрылось облаком, чтобы молитва не проникала, чтобы не видеть мне!» Она может впасть в уныние и даже в сомнение: являлось ли ей действительно когда-либо солнце? То, что она почитала солнцем, не было ли иным? Может быть, это был пустой метеор или обманчивый блудящий огонь?

Блаженна ты, душа, которая не видишь, но в терпении ожидаешь Господа! Ибо великое есть дело, когда оставленный бывает терпелив и молча ожидает надежды, надежды, которая не посрамляет. Ты печалишься, что облако скрывает от тебя солнце, которое является светильником ночам твоим и светом стезям твоим. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. И к тебе взывает голос Любви: «Я оставил тебя на минуту, но Я помилую тебя вечной милостью». Скоро, скоро ты будешь говорить с радостью: «Благодарю Тебя, что Ты смирил меня, и паки утешил!» Так после кратковременного дождя настает вечное сияние солнца.

Тот не может получить милости от Бога, кто Его оставляет и служит удовольствиям. Душе, изошедшей из тела, нагло, с угрозами и укоризнами, предстает враг, жестокий и страшный обвинитель в грехах. Но можно видеть, как тогда Боголюбивая и верующая душа, хотя бы прежде часто уязвляема была грехами, не ужасается его нападений и угроз, но еще более укрепляется в Господе, воскрыляется радостью, ободряется путеводящими ее Святыми Силами, ограждается светом веры и с великим дерзновением отвечает лукавому диаволу: «Что тебе и нам, изгнанник небесный, раб лукавый! Ты не имеешь власти над нами. Над нами и над всеми имеет власть Христос, Сын Божий. Ему мы согрешили, Ему и ответ дадим. Залогом Его к нам милосердия и спасения своего мы имеем драгоценный Крест Его. А ты, губитель, беги далее от нас. Нет никакого общения между тобой и рабами Христовыми». Тогда как душа дерзновенно так говорит, диавол обращается в бегство, с воплем и стоном, не могучи противостоять имени Христову. И еще: «Я уповаю на милость Божию, на заслуги Христовы, Он мой Судия, а не вы, окаянные, что вам за дело до меня? Ему согрешил, Ему и каюсь, а вы не имеете во мне никакого места, лукавые бесы, отойдите от меня к вашему сатане».

IulianTroyanskiyСхимонах Иулиан (Троянский).

В одном месте Писание говорит нам, что Отец даст блага просящим у Него, а в другом, что Он даст Духа Святого требующим. Из сих слов видим, что не только отпущение грехов, но и небесные дарования получают те, которые усердно просят Бога, укрепляясь тою мыслью, что Господь обещает такие блага не праведникам, а грешникам. Ибо когда бы говорил Он: «Будучи злы, имеете даяния благия давать детям вашим: кольми паче Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11, 13). И так проси неотступно и не сомневайся, хотя бы ты был беден в добродетельной жизни, совершенно бессилен и недостоин, и получишь великие блага. Закон говорит: «Аще же глаголаше ему и той не заключит его (бодливого вола), да отдаст» (Исх. 21, 35).

Иногда в беседе бывает тщеславный помысел, желает говорить безвременно, но Ангельские помышления говорят тебе, что ты должен заключить пустословный и безвременный помысел. И так если ты не заключишь его благим молчанием, но допустишь ему выйти вон, быв напыщен гордостью, то отдашь благодать и предан будешь правосудием или великому греху, или тяжким каким-нибудь болезням телесным, или чувствительным огорчениям от братии, или наказанию в будущей жизни. Ибо в каждом праздном, тщеславном слове мы должны будем дать ответ за безрассудность языка. Почему надобно нам бдительно блюсти язык свой.

Не позволяй свободно обходиться с тобой служителям пьянства и рабам бесчинной трапезы и тем, которые хотят говорить с тобой без стыда, хотя бы они по внешнему виду были седые, хотя бы много времени провели в монашестве, чтобы, по Писанию, «гнилость не покрыла тебя» (Иов. 21, 26) и ты не был причислен к нечистым и необрезанным по сердцу.

Блажен, кто здесь ненасытно ест и пьет молитвы и псалмы день и ночь и укрепляет себя достославным чтением Писания. Такое вкушение доставит душе его неумаляемую радость в будущем веке. Как соединение огня с железом делает его неприкосновенным, так частые молитвы делают ум сильнейшим в брани со врагом. Поэтому-то злые духи всеми силами стараются поселить в нас леность к молитве, зная, что она для них пагубна, а для ума есть лучшая защита.

Как Господь хочет спасать человека чрез человека, так сатана спешит погубить человека чрез человека. Поэтому не надобно иметь сообщения с человеком гордым, развратным и не обуздывающим своего языка, чтобы вместе с ним не подпасть наказанию. Ибо и близкий к праведнику едва получает спасение. А кто обращается с лукавствующим, не остерегаясь его, как язвы и проказы, тот несомненно потерпит кораблекрушение.

 Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2015.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Иеросхимонах Серафим Карульский. О совмещении внешнего делания с памятью Божьею
«С Богом Святым!» Можно человеку жить с Богом, можно — без Бога, так и живут люди. С Богом жить возможно по причине изволения Его к тому и расположенности к тому самого человека... тогда обстоятельств
Иеросхимонах Серафим Карульский. О прелести
В духовной жизни, чтобы в «прелесть» не попасть, нужно жить «просто» — брать все как оно есть, т. е. исходя во всех поступках своих из истинного положения дел, и из своей меры. Об этом сказал преподоб
Иеросхимонах Серафим Карульский. О душеполезном одиночестве
Плакал я сегодня во сне: «Господи, дай мне одиноким, одним, уединенным быть, да в страхе Твоем спасаюсь! Ибо я увлекаюсь стадностию и до страха (из-за этого) не могу дойти, но — уста наша при нас суть
Иеросхимонах Серафим Карульский. О земном странничестве
Тяжело (скорбно) жить в суете, бессмыслии жизни этой («дурная бесконечность» — работать, чтобы жить...) — это так, когда полагать в ней все... а если по Апостольскому: «требующии мира сего, яко не тре
Иеросхимонах Серафим Карульский. О хранении внутренней чистоты
Место чистоты — отношение. Непонятно? Хочешь чистоты? Она в своем месте пребывает... Когда видна всякая нечистота и ощущается побуждение к ней, отношение ко всему такому законченно-отрицательное сохра
Святогорский иеромонах Арсений (Минин). О чем и как нужно молиться. Часть девятая: Божественный огонь
Для человека, обремененного скорбями, нет лучшего утешения, как молитва. «Злостраждет ли кто в вас, да молитву деет» (Иак. 5, 13). Если разговор с другом утоляет скорбь, то не тем ли более утоляет ее
Святогорский иеромонах Арсений (Минин). О чем и как нужно молиться. Часть восьмая: Дар Божий
Молитвенное расположение есть дар Божий. Но, смотря по степени сердечной чистоты и приемлемости, иные скоро чувствуют в себе этот дар, и тогда молитва бывает неизреченно сладостна и утешительна, а дру
Святогорский иеромонах Арсений (Минин). О чем и как нужно молиться. Часть седьмая: Неотступность в молитве
Обратимся к продолжению беседы о молитве к тому, что надобно не тогда только молиться, когда есть расположение к молитве, но молиться и тогда, когда не хочется молиться, когда лень, сон, заботы, суеты
Святогорский иеромонах Арсений (Минин). О чем и как нужно молиться. Часть шестая: Крестное знамение
Святые силою Креста Христова исцеляли болящих, воскрешали мертвых, безвредно испивали смертоносный яд, проходили сквозь огонь и воду, а нынешние христиане, подстрекаемые каким-то ложным стыдом, входя
Святогорский иеромонах Арсений (Минин). О чем и как нужно молиться. Часть пятая: Дом Божий
Совершая домашнюю молитву, никак не должны мы оставлять и общественную, т. е. посещение храмов Божиих: там верующие сподобляются особенной благодати, там приносится Бескровная Жертва для очищения грех
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх