Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афонский схимонах Иулиан (Троянский). О благом иге Христовом

IulianTroyanskiy 1«Иго благо и бремя мое легко есть» (Мф. 11, 30). Понятие ига не должно устрашать нас. Мы не одни должны носить тяжесть его, но вместе с нами будет носить его Бог. Он будет носить его более, чем мы, потому что иначе иго это не могло бы быть и легким и потому что оно есть Божие, а не наше.

Кто хочет возложить на себя иго это, для того Иисус Христос делает его приятным и легким. Он услаждает и облегчает его внутренними свойствами ига правдой и истиной. Он облегчает нам трудные подвиги добродетелей. Дает нам чувствовать горечь ложных удовольствий. Укрепляет нас против самих себя. Уменьшает в нас силу первородного греха. Делает нас мужественными, несмотря на нашу слабость.

Итак, предадимся Ему совершенно. Возложим на себя иго Его. Будем терпеть, но терпеть с охотой и с душевным спокойствием. Мы будем сражаться против греха, но Сам Бог будет содействовать нам. Мы получим победу, и Сам Бог увенчает нас. Мы будем плакать, но наши слезы будут для нас приятны, потому что каждая слеза будет умножать любовь Божию к нам. Нам тогда уже не будет позволено предаваться буйным страстям нашим. Но мы, пожертвовав Богу этой свободой, получим от Него другую, неизвестную для мира и гораздо более драгоценную, нежели власть и могущество царей.

Чего мы страшимся, вступая в союз с Богом?! Погрузимся в глубину Его милосердия. Чем более будем любить Его, тем для нас будет приятнее исполнять повеления Его. Наша любовь к Нему и Его к нам будет утешать нас в горестях, услаждать кресты наши, удалять нас от всего опасного для души нашей, предохранять от заразы порочного мира, показывать нам бесконечное милосердие Божие к нам посреди бедствий, которые мы терпеть будем. Наконец, в самой смерти Он будет открывать нам славу и вечное блаженство.

Итак, должны ли мы страшиться соединения с Богом? Должны ли почитать несчастием сложить с себя тяжкое иго мира и возложить на себя легкое бремя Иисуса Христа? Не должны ли, напротив, почитать блаженством освобождение себя от собственного своего самолюбия, от гордости, от буйства страстей, от владычества лукавого мира этого?

Ты ищешь Христа. Иисуса Христа ты ищешь. Нетрудно твое искание. Одной вещи хочет Он от тебя, и если ты ее подаришь Ему, то Он готов обручить Себе тебя и обнять тебя. Вещь эта нетрудная, которую Он требует от тебя, не нужно здесь пота и труда. Он требует сердца твоего. «Даждь мии, сыне, твое сердце». Но сердца не телесного, так как Бог ни земля, ни перст, Он требует сердца души твоей. То есть ума твоего, ибо Бог есть дух. «Сыне, даждь ми сердце твое» (Притч. 23, 26). Если ты посвятишь Ему дух твой, Он придет тотчас и соединится с душой твоей.

Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2015.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Афонский старец Иероним (Соломенцов). Мысли на Рождество Христово
Что же мы, убогие, принесем в дар Создателю своему? Благих наших Он не требует, но мы принесем Ему сердце чистое, любовь нелицемерную, этих даров Он ждет от нас, и ими услаждается, ради них Он и с неб
Иеросхимонах Серафим Карульский. «Будьте яко дети...»
Ум внутрь входя — со-вне, вначале в более внешнюю, поверхностную область (сердечную) сходит, а там духи злобы кроются и особо яро и лукаво начинают действовать на входящего, сего ради ОСОБАЯ помощь ем
Иеросхимонах Серафим Карульский. Об освобождении сердца от земной «суеты»
Самый подвиг дела спасения, производящий движение от земли к небу, заключается в том, чтобы сердце оставляло, т. е. отвергало привычное и приятное ему земное — ради Бога, ради будущей жизни. И это про
Иеросхимонах Серафим Карульский. О молитве Иисусовой
Молитва эта имеет многие степени, от начальной до нескончаемого совершенства. Нужно обратить внимание на то, что усвоение ее душой находится в связи с вхождением внутрь себя вниманием, устремляясь к с
Иеросхимонах Серафим Карульский. О совмещении внешнего делания с памятью Божьею
«С Богом Святым!» Можно человеку жить с Богом, можно — без Бога, так и живут люди. С Богом жить возможно по причине изволения Его к тому и расположенности к тому самого человека... тогда обстоятельств
Чудесное обращение грешника к покаянию. Из записок старца Иеронима (Соломенцова)
В 1870-х годах прибыл на Афон, в наш монастырь, из сибирских стран торговый человек лет около 30, довольно развитой, который решился остаться в нашем монастыре на всегдашнее жительство. Рассказ духовн
Иеросхимонах Серафим Карульский. О прелести
В духовной жизни, чтобы в «прелесть» не попасть, нужно жить «просто» — брать все как оно есть, т. е. исходя во всех поступках своих из истинного положения дел, и из своей меры. Об этом сказал преподоб
Иеросхимонах Серафим Карульский. О душеполезном одиночестве
Плакал я сегодня во сне: «Господи, дай мне одиноким, одним, уединенным быть, да в страхе Твоем спасаюсь! Ибо я увлекаюсь стадностию и до страха (из-за этого) не могу дойти, но — уста наша при нас суть
Иеросхимонах Серафим Карульский. О земном странничестве
Тяжело (скорбно) жить в суете, бессмыслии жизни этой («дурная бесконечность» — работать, чтобы жить...) — это так, когда полагать в ней все... а если по Апостольскому: «требующии мира сего, яко не тре
Иеросхимонах Серафим Карульский. О хранении внутренней чистоты
Место чистоты — отношение. Непонятно? Хочешь чистоты? Она в своем месте пребывает... Когда видна всякая нечистота и ощущается побуждение к ней, отношение ко всему такому законченно-отрицательное сохра
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх