Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

О внутренней молитве. Из дневника афонского схимонаха Иулиана (Троянского)

Пантелеимонов монастырьСхимонах Иулиан (Троянский) был подвижником Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Он прибыл на Святую Гору Афон и поступил в русскую святогорскую обитель в 1882 году. В 1909 году пострижен в схиму. Послушание проходил в канцелярии Пантелеимонова монастыря. Он оставил рукописный дневник, где изложено учение о Иисусовой молитве. Предлагаем вниманию читателей часть этой рукописи: «О внутренней молитве».

Внутренняя молитва есть приближение души к Богу, во имени Иисуса Христа, и пребывание пред лицом Его.

Чтобы хорошо узнать и испытать это приближение, для этого крайне необходимо благодатное и опытное, глубокое ощущение того, как близок к нам Бог по Своему вездесущию и как Он особенно во имени Сына Своего Иисуса Христа приблизился к нам Своим человеколюбием. Это приближение к нам Бога есть основание и действующая причина нашего к Нему приближения.

Бог непостижимым для нас образом существенно присущ нам. Он наполняет небо и землю. В Нем живем, движемся и существуем. Никакая тварь не сокрыта от Него. Он близок к самым тайным мыслям, наклонностям, желаниям и намерениям нашим. Все самое внутреннейшее в нас открыто и обнаружено пред Его очами. Но Бог как Дух преимущественно близок к нашему духу и к тому, что в нас есть самое внутреннейшее. Дух наш не принадлежит этому миру и его суетностям, он сотворен единственно для Бога, а потому и способен быть в сообщении с Богом. Он может и должен быть храмом и святою обителью вечного Божества. Созерцать и любить Святейшего, Им наслаждаться и в Нем покоиться — вот его истинное занятие! Он на то создан, и он к тому имеет способность. Бог, яко Дух, близок к нашему духу, и в нем, собственно, надо Его искать и находить.

Но это достойное любви и поклонения Существо не только присуще нам, как Бог, но и как наш Бог в Христе Иисусе, как Эммануил (с нами Бог), как наш Искупитель, Спаситель и друг, Который о нас печется и помнит о нас. Который влечет нас к Себе. Который хочет в нас жить и вечно пребывает с нами, несмотря на все недостоинство и бедность нашу, если мы только откроем Ему сердце наше. Это важная первая и основная Евангельская истина, которую надобно глубоко впечатлеть в себя и никогда не выпускать из виду, потому что в ней заключается все основание нашего искупления и спасения. Я объясню это в кратких словах.

Падший в Адаме человек по своему внутреннему человеку находится во тьме и аде, который он носит с собой в жизни и найдет по смерти, если умирает не во Христе. Бог и Царство любви Его уже давно удалено от него и крепко затворено. Бог умилосердился над ним в блаженной вечности Своей и явил человеколюбие Свое в вочеловечении, страдании и смерти Сына Своего. Когда Спаситель наш Иисус Христос пролил за нас кровь Свою, тогда любовь Божия открылась и рекою излилась на человечество, так что теперь Бог во имени Сына Своего Иисуса Христа, Господа нашего, чрезвычайно близок к сердцу нашему. После Его смерти не только разодралась завеса, отделявшая человека от Бога, но открылся ему в духе свободный путь к мирной, блаженной вечности. Божия благость, милость, любовь и общение открыты самым нечестивым грешникам, если только они обратятся ко Господу. Этот друг человеков даже предваряет их, стоит у дверей сердца и всяким образом стучится, ждет и ничего больше не желает, как только того, чтобы обратился грешник и жил. Всюду слышен глас: «Покайтесь, ибо Царство Небесное приблизилось!»В этом-то приближении к Богу во имени Иисуса Христа состоит внутренняя истинная молитва. Но я говорю здесь, собственно, не о первом приближении к Богу кающегося грешника, когда он обыкновенным образом обращается к Богу и предается Ему с твердым намерением впредь жить для Того Единого, Который умер за него и воскрес.

Но истинно влекомые Богом и Богу преданные сердца не могут останавливаться на том, что они вообще предались Богу при первой перемене. И хотя они должны первое это обращение, если оно искренно, содержать всегда в памяти как великое милосердие Божие, но не могут на нем остановиться и со временем находят в себе глубоко сокрытую наклонность, которая полнее и совершеннее от всего отвлекает их и призывает к Богу. От них требуется нечто благородное, основательное и полное. Сердце их говорит им именем Бога, что Он хочет, чтобы они предались Ему чисто и всецело. Одни ощущают это сильно и ясно, другие — слабо и темно, смотря по тому, рассеян ли дух их или спокоен. Блаженна та душа, которая узнает в себе это внутреннее знание Божие и покоряется ему по-детски и беспрекословно.

схимон. Иулиан ТроянскийЭта сокровенная наклонность происходит в нас от того, что Бог во имени Иисуса Христа тесно соединен с нами. Этот близкий к нам Бог любви Своею любовью касается нашего духа, как магнит железа, и влечет его к Себе. От того дух наш приходит в такое движение и колебания, что уже ни на чем, кроме Бога, не может остановиться. И потому если душа сосредоточена, если она самоотвержением отдаляет все то, что может остановить дух в его стремлении, и если следует этой наклонности, совершенно предаваясь в руки Божии, то наклонность эта делается как бы тяжестью, которая влечет дух к Богу, как бы рекой, которая течет в океан, как бы камнем, который падает сверху вниз на землю, к своему центру. Это значит молиться внутренне, то есть оставаться при этой наклонности и с нею, отрекшись от всего, приближаться к Богу во Христе и Ему предаваться.

Тогда дух наш есть храм, где слава Божия пребывает во святилище. Имя Иисусово - жертвенник. Жертва наша - сердце, наша воля и наше все. Любовь Божия, которая внутренним прикосновением возжигает в нас наклонность любви, есть вечный огонь, коего пламя есть истина и чистота. Сколько в нас нечистот мира, испорченности и собственности, сколько влажности в дровах и жертве, которую пламя мало-помалу иссушает. Пламя это есть то, что я сперва назвал внутренней наклонностью. Оно обнаруживается у начинающих душ и у тех, которые по темным и горестным путям покаянияидут с глубокими воздыханиями. Если душа покорна, то оно обнаруживается в кротости. Пока много влажности, до тех пор огонь горит сильно и дает много дыма, но потом он станет гореть яснее и тише и, наконец, делается кротким и благотворным пламенем Божиим.

Я выражаю мысли свои, кажется, несколько нарядно и с украшением, но, напротив, это есть существенное выражение, и притом простое и близкое, которое иным людям покажется темно и непонятно, разве только потому, что они слишком мудрят и так далеко уходят от самих себя. Если бы я мог довольно оплакать слепоту людей, которые свои обманчивые призраки и свои тощие отвлеченные существа считают за нечто существенное, а существенные духовные существа почитают мечтой и заблуждением! Но давно сказано, что душевный человек не приемлет того, что от Духа Божия. Яоканчиваю письмо мое прекрасными словами Псалмопевца о внутренней молитве: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил к Себе, чтобы он жил во дворех Твоих!Мы насыщаемся благами дома Твоего, святостию Храма Твоего»(Пс. 64, 5).

Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. 2015.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Афонский старец Иероним (Соломенцов). Мысли на Рождество Христово
Что же мы, убогие, принесем в дар Создателю своему? Благих наших Он не требует, но мы принесем Ему сердце чистое, любовь нелицемерную, этих даров Он ждет от нас, и ими услаждается, ради них Он и с неб
Празднуим вернии праздник духовный. Прп. Паисий Святогорец
Возводя нас на духовную высоту Своей великой любовью и Своим великим радованием, которое Он всеми Своими праздниками рассыпает душам верных, Христос поистине воскрешает нас, возвращает нас к жизни. Ли
Об освобождении сердца от земной «суеты». Из дневников афонского иеросхимонаха Серафима Карульского
Самый подвиг дела спасения, производящий движение от земли к небу, заключается в том, чтобы сердце оставляло, т. е. отвергало привычное и приятное ему земное — ради Бога, ради будущей жизни. И это про
Основа жизни. Из рукописей афонского затворника схимонаха Леона (Воскресенского)
Схимонах Леон (Воскресенский) поступил в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона на Афоне в 1888 году, в 26-летнем возрасте. Он проходил послушание в канцелярии, а с 1906 года уединился
Афонские старцы о материнском и семейном воспитании детей
В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в ноябре уже многие годы подряд традиционно отмечается память освящения храма святой праведной Еввулы и священномученика Ермолая (26 октяюря / 8 нояб
Святогорский иеромонах Арсений (Минин). О чем и как нужно молиться. Часть вторая: Благодарение, покаяние и прошение
Прежде всего надо произнести искреннее благодарение Богу, потом исповедать грехи и с сокрушением души каяться в них, и наконец, да представляем Царю всяческие наши прошения.
5 поучений преподобного Паисия Святогорца о смерти и будущей жизни
Преподобный Паисий Святогорец вслед за апостолом Павлом мог сказать: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1:21). В 1966 году старец тяжело заболел и ему отняли большую часть легки
5 мудрых изречений преподобного Максима Грека
Выдающийся церковный деятель, переводчик и писатель преподобный Максим Грек оставил после себя богатое духовное наследие. Начав свой подвижнический путь в афонской обители, всю свою жизнь святогорский
О познании Бога. Десять изречений старца Силуана Афонского
Познание Бога – это основная и первоочередная задача каждого христианина, стоящая перед нами на пути внутреннего совершенствования и спасения. По сути, это и есть цель нашей жизни. Но познание это не
Восемь правил прп. Паисия Величковского о соблюдении поста
Прп. Паисий Величковский (1722 - 1794) – один из выдающихся отечественных афонских подвижников, молитвами и трудами которого в XVIII в. возродились исихастские традиции православного монашества и стар
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх