Четыре примера великого покаяния афонских подвижниковВ каливе Святой Троицы скита Святой Анны много лет тому назад жили пять братьев по плоти. По зависти врага рода человеческого они впадали в такие раздоры друг с другом, что иные называли их возмутителями спокойствия. Впрочем, каждый вечер они клали друг перед другом поклоны и просили прощения. В таком состоянии они пребывали на протяжении многих лет.

Но однажды из этой неспокойной каливы перестали доноситься шум и крики. Дикей скита, получив извещение во сне о единовременной смерти братьев, поспешил туда с другими отцами, и что же они там увидели?

Все пятеро братьев почили. В тот самый момент, когда они после повечерия клали друг перед другом поклоны и просили прощения, Бог прощения и милосердия забрал их всех. Такая кончина говорит об их оправдании и спасении. Это признак их исправления и непамятозлобия. Но это и предупреждение для оклеветающих тай искренняго своего (Пс. 100, 5).

***

Говорят, что подобный случай произошел много лет назад в келлии Святой Троицы Иверского монастыря (расположенной между Иверским монастырем и Милопотамом[1]), где жили девять братий со своим старцем.

Эти монахи были столь мирными и добродетельными, что имели дерзновение просить Господа умереть всем вместе и сподобиться кончины «безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшном судищи Христове»[2].

И действительно, однажды после повечерия, во время, когда все кладут поклоны, прося друг у друга прощения, все эти десять блаженных мужей преставились ко Господу. Они почили в рясах, в наметках, в монашеской схиме, с четками — в монашеском всеоружии.

Через пятнадцать дней их обнаружили жившие по соседству монахи, и тела их были, как у живых, совершенно мягкие. Не было никакого запаха тления, напротив, их телесные скинии источали дивное благоухание.

***

Был один критский разбойник, арматол и клефт[3], который много вреда причинял туркам, тайно и явно помогая христианам. Он настолько был страшен и опасен для тиранов-турок, что турецкий паша обещал дать ему полную амнистию за все его преступления против турок, если он только прекратит свои разбойничьи набеги и оставит Крит.

Этот разбойник имел такую ненависть к туркам, что не мог даже слышать о предложениях паши. Но в один из дней, как выяснилось позже, он увидел в страшном видении святую праведную Анну, матерь Пресвятой Богородицы, которая позвала его к себе и повелела принять предложение и условия турецкого тирана и как можно быстрее отправиться на Святую Гору в ее скит.

Подчиняясь силе этого Божественного видения, критский разбойник согласился удалиться с Крита, причем, как говорят отцы скита, турецкий правитель, чтобы убедиться в том, что тот окончательно удалился с Крита, лично сопровождал его до самого Афона. Когда разбойник достиг пристани в Дафни, он потребовал тотчас отвезти его в скит Святой Анны.

Прибыв в скит, он не захотел подчиниться никому из старцев, но просил, чтобы его сделали монахом, назвали Анной и дали возможность поселиться рядом с храмом Святой Анны! Отцы скита созвали собрание и сказали разбойнику, что имя Анна женское и мужам его не дают. С этим он согласился, и тогда его постригли в монахи, назвав при постриге Иоакимом, и дали помещение при храме Святой Анны, сразу за усыпальницей скита.

Там он подвизался один, пользуясь руководством и советами всех отцов, которым оказывал великое послушание, перед всеми смиряясь. На этом месте отец Иоаким пробыл более пяти лет, а потом для большего безмолвия перешел оттуда в одну пещеру недалеко от скита. Отцы носили ему туда хлеб и сухари. Там он выдержал суровую борьбу с искушениями и соблазнами видимых и невидимых демонов и показал такое великое терпение и стойкость, как если бы был старым и опытным монахом.

Такую же великую стойкость отец Иоаким обнаружил зимой к холоду, а летом к жаре. Однажды, как рассказывают отцы, выпало много снега, более метра, так что все было под его толстым покровом. Старцы каливы Сретения замесили и испекли свежий хлеб и отнесли его и в пещеру геро-Иоакима.

Не найдя его там, они отправились на поиски, и когда звали его, вдруг услышали голос старца. Раскопав снег в этом месте, отцы обнаружили его сидящим на камне и спокойно молящимся. Ворча, он сказал им, что они испортили ему такое великолепное безмолвие и еще лишили тепла, которое он имел, находясь под снегом.

Со многими лишениями и злостраданиями, но и с истинным покаянием отец Иоаким прожил в скиту Святой Анны двадцать пять лет, с 1890 по 1915 год. Он часто причащался Честных Даров, Тела и Крови Владыки Христа, постоянно молился и не пропускал ежедневные службы и общие молитвы.

По-видимому, геро-Иоаким был наделен от Господа многими духовными дарованиями, среди которых был дар пророчества и предведения. Когда однажды в его каливу зашли три русских паломника, чтобы с ним познакомиться и попросить его святых молитв, он в качестве благословения вручил им подарки: одному дал три боба, другому — немного ладана, а третьему — цветок.

Когда русские ушли, отцы спросили его, что означают предметы, которые он им дал. Старец ответил: «Первому я дал три боба, потому что он станет монахом, второму дал ладан, потому что, когда он возвратится домой, найдет своего отца уже умершим, а третьему дал цветок, потому что, когда он вернется в мир, женится и отдаст этот цветок той женщине, которую возьмет в жены». И в самом деле, произошло так, как предсказал геро-Иоаким.

После этого прошло немного времени, и старец, не слишком тяжело заболев, предсказал свою скорую кончину. А через три дня он почил от этой болезни о Господе, сподобившись преподобнической кончины, чтобы преселиться от земных к небесным и вечно пребывающим Божественным скиниям.

***

Чтобы поистине блаженная душа монаха Макария Григориата не была предана забвению, мы выносим ее на свет слова, освещая, с одной стороны, дивные дела Божественного Промысла, а с другой — ее глубочайшее покаяние.

Я познакомился с приснопамятным старцем Макарием во время своих частых посещений монастыря Святого Григория, когда он проходил послушание архондаричного в гостинице. Как драматична его история! Каковы злоключения, имевшие счастливый и спасительный конец!

Старец Макарий пришел на Святую Гору в 1922 году. Он был пострижен в монахи во время игуменства папа-Георгия. Заболев, получил благословение поехать в Фессалоники для лечения. Будучи молодым и неопытным в различении козней лукавого, отец Макарий, поддавшись уговорам своей матери, приехал в Афины.

Там, не понимая своей духовной немощи и неопытности, а также многих опасностей, подстерегающих монаха в миру, мало-помалу уступая, он дошел до того, что отрекся от монашества и снял с себя монашескую схиму. В скором времени после этого он женился и имел одного ребенка. Но все девять лет жизни монаха Макария в миру были исполнены скорби, горечи и смятения. Он никуда не мог скрыться от упреков совести, несмотря на свое богатство и внешнее благополучие.

Однажды отец Макарий был со своим четырехлетним ребенком и, снимая рубашку, услышал громкий голос сына, смотревшего на него с удивлением: «Папа, я тоже хочу иметь такие красные буквы, как у тебя». Что же произошло? Ребенок своими чистыми глазами увидел у него на груди неизгладимые буквы монашеской схимы. Ибо монашеский образ и постриг — это несмываемая печать.

Отец Макарий был потрясен. Он принял решение, как бы это ни было болезненно, возвратиться в монастырь своего покаяния. На Святую Гору он прибыл в июне 1934 года. Новый игумен папа-Афанасий, высокоглавый дуб добродетели, послал его в Карею к духовнику папа-Дорофею, где он пребывал три с половиной года.

Кто может описать подъятые им труды, покаяние и усердие в налагаемых на него разнообразных послушаниях по возвращении в монастырь! Трудился отец Макарий весьма сурово. Он возвел десять стен в саду монастыря со ступеньками[4], сокрушил скалу в высохшем русле, засыпал русло землей и насадил там оливковые и апельсиновые деревья и виноград.

Он всегда был немногословным и погруженным в размышления, часто вздыхал и никогда не смеялся. Нередко он сидел склоня голову и говорил: «Горе мне!».

После своего возвращения он прожил в монастыре сорок лет — сорок лет глубочайшего покаяния и сердечного сокрушения! Господь сподобил его христианской кончины, безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа... Он заболел, был отправлен в Фессалоники на лечение и по дороге почил в машине, водитель которой ощутил в этот момент необыкновенное благоухание.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Милопотам — кафисма Святого Евстафия, расположенная на северо-восточном побережье Афона между пристанями монастырей Иверский и Филофей. Принадлежит Великой Лавре.
[2] Просительная ектения.
[3] Не приспособленные к войне в горных условиях турки, постоянно подвергавшиеся нападениям греческих партизанских отрядов, для борьбы с ними были вынуждены создавать отряды из греческих наемников, называвшихся арматолами («вооруженные воины»). Партизаны назывались клефтами («воры, разбойники»). Но греки не всегда добросовестно воевали со своими соплеменниками, и часто случалось, что такие греческие боевики неоднократно переходили из одного лагеря в другой. Впоследствии те и другие стали основными силами, совершившими Греческую национально-освободительную революцию 1821 года.
[4] Чтобы на крутом склоне можно было что-либо сажать, его поверхность выравнивают, возводя вдоль него стены и засыпая между ними и склоном привозимую землю. Такие ступенчатые сады во множестве встречаются на Афоне.

Публикуется по книге архимандрита Иоанникия (Коцониса) «Афонский отечник». 

Смотри также

Человек может стяжать благодать одним благим своим помыслом
1 августа Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. «Цель христианской жизни – стяжание Святого Духа», - говорит преподобный Серафим. Предлагаем …
Цель в том, чтобы православно жить. Пять наставлений старца Паисия Святогорца
12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую …
Мы должны уважать свободу другого человека. Пять изречений старца Софрония (Сахарова) об общении с другими людьми
11 июля 1993 года отошел ко Господу известный афонский подвижник, ученик преподобного Силуана афонского, старец Софроний (Сахаров). Предлагаем вашему вниманию …
Пять наставлений святителя Феолипта Филадельфийского. День памяти - 8 июля
8 июля Церковь чтит память святителя Феолипта Филадельфийского, афонского аскета и богослова, учителя святителя Григория Паламы. Предлагаем вашему вниманию пять …
Три поучения афонского схимонаха Денасия (Юшкова). День памяти - 27 июня
Схимонах Денасий (Юшков, 1859–1928) в 1882 году в 23-летнем возрасте прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика …
Как использовать гнев. Десять советов афонских старцев
Неконтролируемый гнев - величайший враг духовной жизни. Господь изначально наделил человека этим свойством души для противления греху, но после грехопадения …
О материальной и духовной нищете. Пять слов преподобного Паисия Святогорца
Ежегодно, в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских), в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре чтят …
Как заменить печаль радостью. Иеросхимонах Агафодор (Буданов)
Тогда прояснится греховная тьма, облегчится сердце от тяжести греховной, воссияет свет и отрада на сердце и заменится печаль радостию. …
Десять изречений афонских святых о Кресте Господнем
27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше …
Рождество Богородицы: 10 изречений свт. Григория Паламы
21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) …