Что показывает этот артос? Он показывает, что Господь Иисус Христос воскрес действительно плотью, а не духом, как утверждают некоторые.
Итак, сейчас будем раздавать вам св. Артос. Вы, вероятно, помните, как в первый день Пасхи мы освящали его святой водой и читали особую молитву; вы видели, как всю седмицу после обедни ходим с ним и крестным ходом вокруг храма; мы сейчас читали молитву перед его разделением.
Откуда ведет начало этот обычай поставлять св. Артос, а затем после особой молитвы раздроблять и раздавать его верующим? Что означает, и зачем мы должны его потреблять?
Обычай этот весьма древний, он ведет свое начало со времен Апостольских. После крестной смерти Господа Иисуса Христа Апостолы имели обыкновение за своей трапезой среднее место за столом оставлять пустым, и перед ним клали хлеб с уверенностью, что Господь Иисус Христос, их Возлюбленный учитель, невидимо присутствует и благословляет их трапезу, а затем, окончивши, они поднимали руки и взоры кверху и возглашали следующие слова: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Св. Духу ныне и присно и во века веков! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помогай нам. Велико имя Пресвятой Троицы! Христос Воскресе! Христос Воскресе!», и затем, после этого, они раздробляли этот хлеб, вкушали, веруя, что Сам Господь Иисус Христос невидимо раздает его для вкушения, и вот этот обычай совершается до сего времени — вот то, что вы сейчас видите, по-гречески «артос», заготовляется, торжественно обносится вокруг храма и после особой молитвы раздается всем верующим.
Что же он означает? Он означает Господа Иисуса Христа, Взявшего на Себя грехи всего мира, подобно тому, как ветхозаветный агнец преобразовал Агнца Божия, Взявшего грехи всего мира. Так и этот хлеб свидетельствует, что Агнец Божий, Иисус Христос, уже, в самом деле, совершил наше искупление, что Он сошел на землю, заклался на кресте и дался в снедь верным. Что показывает этот артос? Он показывает, что Господь Иисус Христос воскрес действительно плотью, а не духом, как утверждают некоторые. А что он воскрес плотью, об этом Он Сам свидетельствует, вкушая хлеб с Апостолами, свидетельствует Сам и тем, что разрешил Ап. Фоме вложить перст в раны Его, а затем ученикам, шедшим в Эммаус, повелел преломить хлеб и благословил его. Таким образом, мы видим, что Он воскрес плотью.
Понятно теперь, с какими чувствами мы должны приступить в вкушению сего хлеба: лобзая его, мы должны представлять, что мы лобзаем Пречистое Тело Господа нашего Иисуса Христа, а вкушая, духовно мы должны представлять, что мы как будто вкушаем Его плоть, и тем, которые вкушают с верой, Он подает исцеление и духовное, и телесное.
Приступим к принятию Св. артоса, и примите его от моей грешной руки, и по вере нашей да будет нам.
28-го апреля 1918 г. Суббота Пасхи.
Схиархимандрит Кирик (Максимов).
Печатается по книге: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". Серия "Русский Афон XIX - XXвеков". Т. 16. - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2016.
Смотри также