Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Иеромонах Иероним (Соломенцов). О привычках

Иеромонах Иероним (Соломенцов)«Привычка обращается в природу, привычка есть вторая природа» — такая поговорка существует в народном разговоре, взята она из опыта. Все ее произносят, но не все знают ее значение. Христианину полезно знать это и задавать себе вопрос: что такое есть природа, и какие ее законы или свойства?

Природа имеет законы или свойства неизменяемые, непобедимые. Например, закон дыхания ничем невозможно заменить или сохранить. Долго ли человек может жить без дыхания? Также и законы питания, и пития, и сна ничем невозможно заменить. Долго ли человек может без пищи и пития прожить, также и без сна? Зная это, можно верно познать и значение привычки, почему она обращается в природу.

Например, если кто привыкает к пьянству, то оно обращается тому в природу неодолимую, так же как нельзя быть без пищи, и пития, и без сна, так и привыкшему к пьянству кажется невозможным жить без пьянства. То же бывает и с другими привычками — например, если кто привыкнет к какой-либо страсти: к блуду, обжорству, гордости, тщеславию или гневу, злоречию, лености, воровству.

Всякая дурная привычка мучит человека, и потому святые отцы советуют прежде смерти стараться оставить злую привычку, ибо всякая злая привычка за гробом подлежит томлению адскому. А лучше этого стараться не привыкать к порокам, которые безобразят нашу природу и удаляют нас от нашего высокого назначения — вечного блаженства.

Публикуется по книге: «Старцы-возобновители Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 9.  Ч. 1. Духовник Иероним. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2014.
 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Афонский старец Иероним (Соломенцов). Мысли на Рождество Христово
Что же мы, убогие, принесем в дар Создателю своему? Благих наших Он не требует, но мы принесем Ему сердце чистое, любовь нелицемерную, этих даров Он ждет от нас, и ими услаждается, ради них Он и с неб
Иеросхимонах Серафим Карульский. «Будьте яко дети...»
Ум внутрь входя — со-вне, вначале в более внешнюю, поверхностную область (сердечную) сходит, а там духи злобы кроются и особо яро и лукаво начинают действовать на входящего, сего ради ОСОБАЯ помощь ем
Иеросхимонах Серафим Карульский. Об освобождении сердца от земной «суеты»
Самый подвиг дела спасения, производящий движение от земли к небу, заключается в том, чтобы сердце оставляло, т. е. отвергало привычное и приятное ему земное — ради Бога, ради будущей жизни. И это про
Иеросхимонах Серафим Карульский. О молитве Иисусовой
Молитва эта имеет многие степени, от начальной до нескончаемого совершенства. Нужно обратить внимание на то, что усвоение ее душой находится в связи с вхождением внутрь себя вниманием, устремляясь к с
Иеросхимонах Серафим Карульский. О совмещении внешнего делания с памятью Божьею
«С Богом Святым!» Можно человеку жить с Богом, можно — без Бога, так и живут люди. С Богом жить возможно по причине изволения Его к тому и расположенности к тому самого человека... тогда обстоятельств
Чудесное обращение грешника к покаянию. Из записок старца Иеронима (Соломенцова)
В 1870-х годах прибыл на Афон, в наш монастырь, из сибирских стран торговый человек лет около 30, довольно развитой, который решился остаться в нашем монастыре на всегдашнее жительство. Рассказ духовн
Иеросхимонах Серафим Карульский. О прелести
В духовной жизни, чтобы в «прелесть» не попасть, нужно жить «просто» — брать все как оно есть, т. е. исходя во всех поступках своих из истинного положения дел, и из своей меры. Об этом сказал преподоб
Иеросхимонах Серафим Карульский. О душеполезном одиночестве
Плакал я сегодня во сне: «Господи, дай мне одиноким, одним, уединенным быть, да в страхе Твоем спасаюсь! Ибо я увлекаюсь стадностию и до страха (из-за этого) не могу дойти, но — уста наша при нас суть
Иеросхимонах Серафим Карульский. О земном странничестве
Тяжело (скорбно) жить в суете, бессмыслии жизни этой («дурная бесконечность» — работать, чтобы жить...) — это так, когда полагать в ней все... а если по Апостольскому: «требующии мира сего, яко не тре
Иеросхимонах Серафим Карульский. О хранении внутренней чистоты
Место чистоты — отношение. Непонятно? Хочешь чистоты? Она в своем месте пребывает... Когда видна всякая нечистота и ощущается побуждение к ней, отношение ко всему такому законченно-отрицательное сохра
Последние обновления
Архив сайта
<<<Август 2016>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
123567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Видеогалерея

 

 

на верх