Тяжело (скорбно) жить в суете, бессмыслии жизни этой («дурная бесконечность» — работать, чтобы жить...) — это так, когда полагать в ней все... а если по Апостольскому: «требующии мира сего, яко не требующии», странник на земле — все «мимоходом», в «полсердца» — то легко! Это то же, что и у отцов — «будь в жизни этой, как будто ты давно умер...», тогда — легко!
Ибо сердце свободно тогда жить своей надеждою, в реальности которой оно так ясно убеждается день за днем... А жизнь сия и недостойна иного отношения, идущего к вечности, только как — «мимоходом» проходить ее день за днем... на то бо и сотворена, предназначена быть «полем» проходящих к вечности верою о Творце-Господе, зовущем в жизнь иную «обещания ради будущих благ». Эта легкость и есть признак найденного (опытом) правильного о ней понятия — такова она есть!
Чего не зная, тяготится человек, «разочаровываясь» на каждом шагу. От мира сего нужно отделяться хотящему спастись — противопоставляться внутрь-пребыванием: это тоже относится к приготовлению к смерти, к уходу — отделяться от внешнего, дело, или устроение «странника» на земле... горнего ищущего Отечества. А отождествление себя со внешним — расслабление и слияние есть, и — нет ухода! «Горняя мудрствуйте... вышнего ищите, идеже есть Христос» (Кол. 3, 1–2).
Христианство — уход есть от внешнего мира сего: «начало иного жития вечного» — где же оно? начало это? — значит, забываешь главное — смысл дела Христова! И жизни земной! «Требующие мира сего — яко не требующие!» В мире жить, а от земного отталкиваться — это Воля Божия о нас... если отталкиваться не будешь, не переходишь в жизнь вечную, если земным жить не будешь, т. е. в условиях земной жизни, — не от чего отталкиваться будет! — бездействие, бесплодие... но — то и другое: на земле жить, чтобы от земного уходить: это дело жизни этой нашей, земной.
Христианство бо на небо ведет — «вы не от мира сего», «кто Мне служит, Мне да последует... Царство Мое несть от мира сего». Не теряй смысла мира сего временного, жизни земной и своей личной жизни! Сначала врастает земнородный в мир этот, и жизнь его, чтобы силу взять, — оттолкнуться в вечность!
Это и делай! Делами земными силу набирай, чтобы хватило силы оттолкнуться от внешнего на внутреннее — вечное — «идеже есть Христос».
17 июня 1972 года.
***
Иеросхимонах Серафим (1903–1981) был одним из последних русских афонских старцев-отшельников, подвизавшихся на суровой Каруле, где он поселился в 1942–1943 годах. Он прибыл в 1930-х годах из Китая в находившейся на территории Сербии русский Мильковский монастырь и оставался там до нападения на обитель коммунистических партизан Тито. На Каруле отец Серафим спасался почти 40 лет, вплоть до своей кончины. Скончался он осенью 1981 года. Живя высокодуховной жизнью, постоянно простираясь мыслью к Богу, он стяжал истинное богомыслие.
Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2015.
Смотри также