Иеросхимонах Агафодор (Буданов)Путь к духовному совершенству состоит в том, чтобы упражняться в таких деланиях, которые могли бы привести к совершенству Евангельскому. В cв. Евангелии говорится, что исполнение одних заповедей недостаточно для совершенства, но потребно еще отрешиться от всего, что может нас привязывать к земной жизни (как то: богатство, честь, слава и другие удовольствия).

Почему и заповедал Господь для получения совершенства: «Продать имение, раздать оное нищим и, взяв крест, следовать за Ним». Таким образом, этим действием отсекает от человека всякие пристрастия, ибо, имея пристрастия, невозможно освободить душу свою от страстей и достичь совершенства.

Совершенное же умерщвление страстей рождается от совершенного самоотвержения, с каким человек предает себя воле Божией и отсекает свою волю и пожелания, что одно только и может привести к бесстрастию.

Способ этого отсечения удобопонятнее всех указан и разъяснен в книге св. Аввы Дорофея в 5-й главе «О том, чтобы не полагаться на свой разум». Там мы читаем: «Отсечение своей воли приводит человека к истинному послушанию, смирению, самоотвержению, к чистой непарительной молитве, ибо неочищенному сердцу от страстей невозможно стяжать чистую молитву, а также и не испытавшему и не научившемуся истинному послушанию. Чистое с полной преданностью Богу послушание происходит от отсечения своей воли, так как, когда человек отсекает свою волю, то это значит, что он исполняет волю чью-либо иную, т. е. того, кому он добровольно подчинил себя».

Св. Симеон Новый Богослов в 3-м образе молитвы говорит, что заниматься молитвой с успехом можно только после совершенного послушания. Самый лучший пример быстрого преуспеяния в молитве и самоотвержении представлен нам в житии св. Аввы Дорофея, который совершенно предал себя послушанию своему старцу. Авва Дорофей не захотел даже пред самой смертью своей исполнить свою волю. Он сказал старцу, что в его болезни полезно есть недоваренные (всмятку) яйца, но при сем просил не давать ему таковых, так как это происходило от него самого, а не от учителя. В этом примере видно совершенное умерщвление своей воли, самоотвержение и готовность умереть, нежели исполнить свою волю, это — истинное мученичество.

Также он при таком отсечении своей воли и послушании преуспел и в молитве, до последнего вздоха не оставляя ее, к чему и побуждал его старец, говоря ему, чтобы он заботился о ней, и только сделал ему небольшое снисхождение — пред самым концом велел иметь одну память Божию, представляя себе невидимое присутствие Божие, без слов молитвы.

Итак, книга св. Аввы Дорофея есть самая лучшая для обучения молитве, где показан путь к ней через отсечение своей воли и истинное послушание. Здесь послушание надо понимать в смысле исполнения чьей-либо воли, но не своей. Как, например, некоторый старец приказал ученику своему поливать водой сухой кол, воткнутый в землю, для испытания его, имеет ли тот совершенное к нему по Богу послушание, без рассуждения. Ученик поливал целый год, и вот Господь, видя такую преданность ученика к старцу, повелел сухому колу процвести, что и произошло.

Поэтому послушание ценится не по тому, чтό делает кто, а по тому, как это делает, с должным ли самоотвержением и преданностью к повелевшему, и без всякого рассуждения. Следовательно, надо заботиться более о том, чтобы исполнять то, что будет приказано, с полным усердием и без всякого рассуждения, но кто заботится о том, чтобы по своему желанию избрать себе какое-либо занятие, думая, что послушание состоит в том, чтобы только делать много и какое-либо важное дело, тот жестоко ошибается, не ведая того, что таковое занятие приводит к гордости, а вышесказанное — к смирению; поэтому и послушание без отсечения своей воли может принести лишь вред.

Пользует же послушание то, которое отсечением воли своей. Следовательно, послушанием называется не занятие какое-либо, а полное подчинение своей воли о. Игумену, как старцу, и тому, кому он подчинит, хотя бы пришлось ничего не делать.

* * *

Agafodor BudanovИеросхимонах Агафодор (Буданов) (в миру Александр Иванович Буданов) родился 18 января 1845 года в московской купеческой семье. Его матерь звали Стефанида. Он был братом иеромонаха Уриила и иеросхимонаха Мины. Прибыл на Афон и поступил в монастырь св. великомученика Пантелеимона 14 апреля 1869 года, пострижен в мантию 4 марта 1871 года, в схиму — 30 марта 1888 года.

Послушание проходил сначала в трапезной, потом в 1873-1882 годах при Российском Посольстве в Константинополе. Рукоположен в иеродиакона 21 ноября 1882 года, в иеромонаха — 10 апреля 1883 года. С 1890 года был антипросопом в Протате. Последние 25 лет своей жизни — духовником в обители.

Преставился 17 ноября 1920 года.

Оставил много духовных дневников, где детально отобразил свой духовный опыт. 

Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2015.

Смотри также

Человек может стяжать благодать одним благим своим помыслом
1 августа Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. «Цель христианской жизни – стяжание Святого Духа», - говорит преподобный Серафим. Предлагаем …
Цель в том, чтобы православно жить. Пять наставлений старца Паисия Святогорца
12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую …
Мы должны уважать свободу другого человека. Пять изречений старца Софрония (Сахарова) об общении с другими людьми
11 июля 1993 года отошел ко Господу известный афонский подвижник, ученик преподобного Силуана афонского, старец Софроний (Сахаров). Предлагаем вашему вниманию …
Пять наставлений святителя Феолипта Филадельфийского. День памяти - 8 июля
8 июля Церковь чтит память святителя Феолипта Филадельфийского, афонского аскета и богослова, учителя святителя Григория Паламы. Предлагаем вашему вниманию пять …
Три поучения афонского схимонаха Денасия (Юшкова). День памяти - 27 июня
Схимонах Денасий (Юшков, 1859–1928) в 1882 году в 23-летнем возрасте прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика …
Как использовать гнев. Десять советов афонских старцев
Неконтролируемый гнев - величайший враг духовной жизни. Господь изначально наделил человека этим свойством души для противления греху, но после грехопадения …
О материальной и духовной нищете. Пять слов преподобного Паисия Святогорца
Ежегодно, в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских), в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре чтят …
Как заменить печаль радостью. Иеросхимонах Агафодор (Буданов)
Тогда прояснится греховная тьма, облегчится сердце от тяжести греховной, воссияет свет и отрада на сердце и заменится печаль радостию. …
Десять изречений афонских святых о Кресте Господнем
27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше …
Рождество Богородицы: 10 изречений свт. Григория Паламы
21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) …